Не верьте всему, о чём вы читаете в газетах, книгах, журналах или в Интернете. Многие люди так никогда и не усваивают этот урок. Они ошибочно полагают, что если |
|
Последствия неверного информирования по вине печатного слова вполне реальны. Люди ежедневно подрывают своё здоровье, принимают пагубные инвестиционные или профессиональные решения или вредят себе тем, что некритически воспринимают прочитанное. Лучшее средство защититься от таких неудач — это развить привычку критического чтения. Рассмотрим четырёхступенчатую стратегию чтения:
Теперь рассмотрим каждый шаг по очереди. Шаг 1: ПросмотретьПросмотреть — означает взглянуть на некоторые разделы книги или статьи, чтобы получить о ней общее представление. В среднем, такой просмотр должен занимать 15-20 минут для книги и Просмотр должен ответить на следующие вопросы: О каком спорном вопросе пишет автор? Какова авторская позиция по этому вопросу? Какие основные разделы (подтемы) этой книги или статьи? Много ли фактов предлагает автор в поддержку своей точки зрения? Какого типа эти факты? Если это книга, просмотрите предисловие и введение, чтобы найти сформулированную автором цель и основное сообщение; оглавление, чтобы увидеть разбивку на разделы и их последовательность; начало и конец одной-двух глав, чтобы узнать, дает ли автор предварительные обзоры или обобщения (если они есть, просмотрите их для каждой главы); и примечания и/или библиографию, чтобы увидеть, насколько хорошо документирована эта книга и какие виды источников использовал автор. Если время позволяет, просмотрите всю заключительную главу, чтобы узнать, какие автор предлагает суждения и/или рекомендации. Иногда последняя глава кратко обобщит основную аргументацию, изложенную в книге. Для статей просмотрите введение, заголовки разделов, первый абзац в каждом разделе и выводы. Шаг 2: ПоразмыслитьВ данном случае размышление означает проверку своих собственных взглядов, а не взглядов автора. Спросите себя: какие идеи у меня есть об этом предмете, которые могут создать необъективность в пользу авторской точки зрения или против неё и помешают мне судить о ней справедливо? Необъективность может проявляться двумя путями. Наиболее очевидный путь — это хорошо обдумать данный вопрос, рассмотреть противоположные взгляды и решить, что факты поддерживают одни взгляды лучше, чем другие. В конце концов, целью мышления является формирование выводов. Но справедливо ли заранее судить о тексте данного автора на основании наших предыдущих выводов о тексте Другой путь, каким может проявляться необъективность, менее заметен — настолько менее заметен, что мы, по сути, можем даже не знать о нём. У каждого из нас есть много идей, которые мы не формировали самостоятельно, идеи, которые проникли в наш ум, когда мы не обращали на них серьёзного внимания. К таким идеям относятся идеи, которые высказывали наши родители и учителя, когда мы росли, утверждения, сделанные людьми на ток-шоу или персонажами в фильмах, рекламных роликах, и все наши повседневные восприятия, впечатления, предчувствия и предположения. Многие из этих идей, бесспорно, исчезают, но некоторые — особенно популярные идеи, которые мы слышим снова и снова, — живучи и могут влиять на наше мышление. Эти часто повторяемые идеи становятся настолько знакомыми и удобными, что мы склонны даже защищать их, хотя мы никогда их не оценивали, и которые по этой причине в действительности нам не принадлежат. Поскольку этот вид необъективности и неосознанный, и иррациональный, он может представлять собой более серьёзную проблему, чем более очевидный вид необъективности. Цель размышления — узнать об этих двух видах необъективности, чтобы контролировать их в процессе выполнения следующих шагов. Шаг 3: ПрочестьЕсли ваш просмотр был эффективен, этот шаг будет сравнительно лёгким. Вы уже знаете, что говорит автор; вы также понимаете последовательность авторских идей, вид и количество предложенных фактов. Теперь ваша задача — углубить и уточнить своё понимание. Внимательно прочтите все произведение, за один присест, если это возможно. Имейте под рукой ручку или карандаш, чтобы подчёркивать самые важные предложения. Постарайтесь ограничиться подчёркиванием одного предложения на несколько абзацев. Где необходимо, добавьте свои вопросы и размышления на полях. Если это книга или длинная статья, неплохая мысль — законспектировать (обобщить) прочитанное. Чтобы сделать это, перечитайте предложения, которые вы отметили как важные. Подумайте, сколько предложений вы сможете объединить, не изменяя авторского смысла. Затем напишите свой конспект в законченных предложениях, как можно ближе придерживаясь оригинальных формулировок и оригинального порядка изложения, чтобы избежать искажений. Затем кратко перескажите своими словами факты, предложенные автором. Не пытайтесь конкретизировать факты, как это делал автор, иначе ваш конспект станет слишком длинным, чтобы принести какую-то пользу. Если ваше конспектирование было эффективным, у вас должна появиться сокращённая версия оригинальной работы, отвечающая её содержанию, но намного более легкая для анализа. Таким способом целую книгу можно свести к нескольким абзацам; полноценную статью — к 7-8 предложениям, а то и меньше. Но когда конспектируете, помните об опасности искажений и упрощений. Это не только несправедливо, но и бессмысленно — критиковать автора за то, чего он не говорил. Шаг 4: ОценитьНачните читать свой конспект внимательно, чтобы ухватить главные идеи автора и факты, которые он предлагает для каждой из них. Затем ответьте на следующие вопросы. (Примечание: Некоторые вопросы потребуют, чтобы вы перепроверили само произведение, а не только его конспект. В таких случаях конспект поможет вам определить, в какую главу или в какой раздел заглянуть.)
|
|