Авторы статьи: Ситников А. П., Гришин Е. В. Статья впервые опубликована в журнале «Философские науки», № 11, 2008 год. |
|
Общество переходного периода, который переживает современная Россия, имеет потребность в новых мифах. В обществе существуют определённые социальные ожидания, потребности в таких представлениях об окружающем мире и социальной среде, которые бы помогали человеку выживать в новых условиях. Эти представления необходимы для осмысления новой ситуации и тех процессов, которые происходят в обществе. Они позволяют найти на сложные вопросы простые и ясные ответы. Мифы заложены глубоко в подсознании людей, нуждающихся в ясных, понятных образах, доходчиво объясняющих им те процессы, с которыми они сталкиваются ежедневно. Мифы имеют преимущества перед реальностью. Во-первых, они созвучны нашим представлениям и эмоциям. Во-вторых, они виртуальны. В-третьих, в отличие от реальной действительности, их можно легко изменять. Эти преимуществa и свойства мифов делают их универсальным инструментом влияния на массовое сознание. Кто же больше нуждается в мифах — власть или общество? С одной стороны, мифотворчество должно присутствовать в деятельности государства, особенно в том случае, если общество ограничивается в доступе к политической информации. Каждое государство должно иметь свои мифы, а уже их направленность и содержание определятся формой политического режима. Мифологизации требует все — основные направления политики, идеи, интересы и ценности. Но не в меньшей степени в мифах нуждается и общество: оно стремится освободиться от анализа и переработки политической информации и заинтересовано получить готовые и оптимистические прогнозы будущего. Итак, в мифах нуждается как власть, так и общество, что означает — по мере развития демократии политические мифы не исчезают, меняется лишь роль, механизмы формирования и степень воздействия их на общество. В этом смысле разговоры о виртуальности нашего мира, «виртуальных» политиках и партиях являются реальностью. Виртуальный мир создаётся в обществе с помощью манипулирования информацией и общественным сознанием. Сокрытие информации, дозированная информация, дезинформация, выборочная информация, слухи, намеки — все это приёмы и технологии создания мифов и виртуальной реальности. С помощью мифов можно мобилизовать общество, высвободить энергию масс и направить её в нужном направлении. Замечено, что чем более искусственные задачи ставят правители перед обществом, тем большее количество мифов они вынуждены конструировать и навязывать обществу. В идеологии нового времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих воздействие на массовое сознание. Поэтому политический миф может трактоваться как статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить и интерпретировать факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего. Х.Г. Тхагапсоев пишет, что одна из важных особенностей мифа заключается в том, что она выполняет функции моделирования социального бытия, его феноменов и процессов: истории, культуры и политики, настоящего, прошлого и будущего, размывая и стирая при этом границы между реальным и виртуальным. Он считает, что миф является действенным средством социально-ментального конструирования, а значит — средством манипулирования сознанием людей; миф в наше время выступает как неотъемлемый элемент политики, её идей и технологий. Особое место занимает политический миф, в котором знание и понимание политики замещается образами, символами, вымыслами, легендами и верой в них 1. Занимаясь политическими технологиями и работой с массовым сознанием, мы всегда задавались вопросом о том, существуют ли мифы, воздействие которых на массовое сознание имеет универсальный характер. Ответы на эти вопросы привели нас к рассмотрению различных подходов к пониманию мифов, в частности к объяснению мифов и мифологии представителями психоанализа и аналитической психологии. В бытовом понимании мифы — это, прежде всего, античные, библейские и другие «старинные» сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы о древних деяниях греческих и римских богов и героев. Одно из распространённых научных определений мифологии звучит так: «Мифология — это фантастическое отражение действительности в первобытном сознании, воплощённое в характерном для древности устном народном творчестве, а миф — это возникшее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества» 2. Человеку с самых ранних времён приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу форма восприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком. Х. Г. Тхагапсоев считает, что миф, который принято трактовать как форму и способ понимания природы и социальной действительности на ранних этапах развития общества (то есть как нечто рудиментарное и периферийное в ментальном мире человека), на самом же деле относится к числу наиболее важных продуктов сознания и социального творчества, определяющих жизнь, духовный мир и поведенческие диспозиции современного человека. Смысловые границы мифа настолько широки и подвижны, а его функции и структурные формы так многообразны, что трудно дать видовое, содержательное и операциональное определение мифу — приходится ограничиваться констатацией его принадлежности к самой общей форме духовной активности человека, к сознанию («миф — это форма общественного сознания»), что уже само по себе указывает на его всеобщность 3. Мифология выражается в конструировании виртуального пространства, которое повторяет первоначальное устройство мира. В виртуальном пространстве реактуализируются мифы, что способствует возрождению готового исторического опыта. Изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира — при чрезвычайном их многообразии — целый ряд тем и мотивов повторяется. Мифы во все времена требовали разъяснений, потому что в мифах и сказках, каковы бы ни были их содержание и смысл, мы имеемдело с продуктами чистой фантазии. О. Ранк писал, что самая важная заслуга психологии, особенно психоанализа, заключается в том, что они раскрыли мощные бессознательные инстинктивные силы, которые толкают к созданию фантастических образов. А также в исследовании того психического механизма, который принимает участие в их возникновении и, наконец, в разъяснении тех преимущественно символических форм, в которых они выражаются 4. Первым наиболее важным и во многих отношениях примечательным шагом в этом направлении было разъяснение Фрейдом античного мифа об Эдипе. Психоанализ не только предлагает известное разъяснение мифа, но вместе с тем обосновывает необходимость разъяснять мифы, учитывая ту роль, которую играет бессознательное при создании мифов. О. Ранк считал, что понятию о бессознательной душевной жизни, первоначально связанному с индивидуальной психологией, психоанализ находит приложение применительно к мифам первобытного времени, что и является самым блестящим подтверждением правильности и ценности метода. Он говорил, что главным мотивом создания мифов и существенным их содержанием оказался конфликт, заложенный ещё в психологии детской жизни, в отношении к родителям и семье со всеми его разнообразными оттенками (сексуальное любопытство и так далее) 5. О. Ранку удалось даже показать, что развитие мифических представлений в их широком объёме отражает культурную дисциплину личности в семье и семьи в роду и племени. В этом он видел наиболее важный основной принцип психоаналитического понимания мифов. Психоанализ сталкивается со сравнительным изучением мифов и сказок, но задаётся при этом целью не восстановить первоначальную форму мифа, а открыть его бессознательное значение, которое и в самой первоначальной форме не совсем прозрачно. Потребность в создании и рассказывании мифов появляется только с отказом от известных реальных источников наслаждения и с необходимостью компенсировать их фантазией. Этот реальный отказ, Надо отметить, что у Фрейда бессознательное выступает как место скопления именно вытесненных содержаний. С этой точки зрения бессознательное имеет личностную природу. Хотя Фрейд уже понимал архаико-мифологический характер бессознательного способа мышления. Известным выражением архетипов являются мифы и сказки. По существу архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым. То, что подразумевается под «архетипом», проясняется через его соотнесение с мифом, сказкой. Юнг считает, что мифы — в первую очередь психические явления, выражающие глубинную суть души. Дикарь, говорил Юнг, не склонен к объективному объяснению самых очевидных вещей. Напротив, он постоянно испытывает потребность или, лучше сказать, в его душе имеется непреодолимое стремление приспосабливать весь внешний опыт к душевным событиям. Субъективность первобытного человека столь удивительна, что самым первым предположением должно быть выведение мифов из его душевной жизни. Познание природы сводится для него, по существу, к языку и внешним проявлениям бессознательных душевных процессов. Их бессознательность представляет собой причину того, что при объяснении мифов люди обращались к чему угодно, но только не к душе. Недоступным пониманию было то, что душа содержит в себе всё те же образы, из которых ведут своё происхождение мифы, что наше бессознательное является действующим и претерпевающим действия субъектом, драму которого первобытный человек по аналогии обнаруживал в больших и малых природных процессах 8. Таким образом, глубинная психология раскрыла многие тайны мифов, показав их архетипическую природу. Именно побудительной энергии архетипа обязаны своей влекущей силой многие мифологические сюжеты и герои. Юнг писал: «Архетипы создают мифы, религии и философии» 9. Это говорит о том, что в случае наших далёких предков миф был столь же реален, как и все вокруг, и в этом главная особенность символической действительности, поскольку она претендует на статус реальной. Это означает, что миф никуда не исчезает из жизни человека, он живёт не только в прошлом, миф с человеком всегда. Пространство политики стало самым активным пространством мифов и мифологии. С помощью моделирования реальности в канве различных мифов мы можем воздействовать на сознание масс. Политические технологии в современных условиях занимают особое место. Без них сегодня не может быть успешно проведена ни одна избирательная кампания. Политтехнологи, используя стандартные технологические приёмы проведения выборов, приходят к выводу, что это не приносит значительного преимущества перед конкурентами. Специалисты по политическим технологиям всё чаще обращаются к знаниям глубинной психологии. Именно знания тонкостей работы с мифами помогает успешному проведению избирательных кампаний. Например, учитывая знание мифов и их свойств, можно подготовить такую форму и содержание сообщений, которые позволят обойти все «фильтры восприятия» избирателей и непосредственно повлиять на их поведение. Одно из главных свойств мифа заключается в том, что нём вообще отсутствует причинно-следственная иерархия. Это размывает и снимает всякие грани между причиной и следствием, желаемым и действительным, реальностью и иллюзией, фактом и вымыслом. Ещё одним важным свойством мифа является то, что его нельзя проверить. Также следует отметить, что в мифе события происходит вне рамок логического и рационального суждения, и при этом все события в мифе значимы и взаимосвязаны. По мнению ряда исследователей, миф представляет собой особые условия коммуникации, поскольку в нём есть слушатель, но нет автора сообщения. По этой причине миф становится неопровержимым, так как не с кем спорить. Миф можно рассматривать как определённый оператор универсальности, поскольку он подтверждается фразами типа «так все говорят, считают», «все так думают», «все знают это 10. Главная функция мифа заключается в том, что он для избирателей, как когда-то для архаичного человека, вносит порядок в хаос, вносит предсказуемые линии в совершенно непредсказуемый окружающий мир. Миф также завышает стабильность окружающего мира, порождая положительные и отрицательные линии. В любом обществе миф и сказка часто являются самой важной информацией. Одной из задач массовых коммуникаций является создание определённого (требуемого) образа человеку, организации, государству, и так далее. Эта задача решается наиболее эффективно, когда воздействие происходит на подсознательном уровне. Надо понимать, что эффективная коммуникация не столько задаёт новые сообщения, сколько подключается к уже имеющимся в массовом сознании представлениям. Миф — это именно тот тип информации, который на глубинном уровне присутствует в каждом из нас, и задача состоит в том, чтобы активизировать эту символику на выгодном для коммуникатора направлении. Учитывая, что массовое сознание приемлет только чёткие картины мира, в период предвыборной борьбы партии и политики подстраиваются под определённые мифы. Левые партии активно эксплуатируют мифологию социализма. Правые активно используют мифологию западного мира. Правящие партии включают в свой арсенал государственные мифы. Мифологизация образов политиков на выборах также усиливает воздействие на массовое сознание. Так существуют ли универсальные архетипические мифы, подключение к которым принесе т наибольший успех в политике? Наши исследования 11 и наблюдения в рамках избирательных кампаний различных уровней показывают, что большинство предвыборных сюжетов и сценариев вписываются в семь основных архетипических мифов. И подключение именно к этим мифам является наиболее эффективным с точки зрения воздействия на массовое сознание. Это мифы о заговоре, о золотом веке, о герое-спасителе, о единстве, о справедливости высшего существа, об отце народов и о героическом прошлом нации. Мы представляем краткое описание этих мифов в современной интерпретации.
На наш взгляд, эти семь мифов являются универсальными для использования их в любой избирательной кампании. С помощью этих мифов можно «перевести» большинство избирательных сюжетов на картинки упрощённого порядка. Мифологические интерпретации существенно облегчают для массового сознания оперирование с образом политика, делают его более понятным и предсказуемым. Таким образом, анализ закономерностей и форм коммуникации с помощью «подключения» к архетипическим мифам в избирательной кампании заслуживает пристального внимания и изучения. В теоретическом плане он может внести существенный вклад в разработку подходов к избирательным технологиям, объяснить причины прихода к власти определённых политических сил, помочь понять психологию масс, а в практическом — успешно разрабатывать стратегию, тактику и отдельные сообщения в рамках избирательных кампаний. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|