![]() Пётр Георгиевич Щедровицкий — методолог, основатель и руководитель Школы культурной политики. Способствовал введению в оборот современных дискуссий понятий «Культурная политика», «Русский мир», «Гуманитарные технологии» (совместно с Е. Островским), «Геоэкономический баланс» (совместно с В. Княгининым), «Антропоструктуры» и «Антропоток» (совместно с С. Градировским). Последовательно развивал представления о рамочных техниках мышления и ресурсном подходе. Консультировал ряд политических деятелей, партий и государственных структур. Участвовал в разработке стратегий развития ряда российских территорий. Представленная здесь статья о философии городского развития впервые опубликована в 1990 году. | |
Город позволяет обществу построить встречу со своим собственным будущим и ответить на вопрос, что из наличного социального багажа следует брать с собой. «Прошлое» и «будущее» соседствуют в городском пространстве как реальность человеческих форм самоопределения и образов жизни, как вся палитра переходных форм, задающих шаги ближайшего и далёкого развития данной социокультурной формации. Срез городской жизни представляет нам реальность развития во всей её противоречивости и конфликтности, в отличие от тех утопий и прожектов, которые вынашивают философы и теоретики общественного переустройства. IНарастающий во второй половине ХХ столетия кризис больших городов захватил нас с такой же неожиданностью и стремительностью, как и их рост в конце XIX века, и заставил признать, что за прошедшее столетие не удалось составить сколько-нибудь ясного представления о сущности и перспективах развёртывания городских форм жизнедеятельности (ЖД) и городской культуры. Если считать, что мы продвинулись в плане выделения основных инфраструктур городского хозяйства, то этого, к сожалению, уже нельзя утверждать относительно тех социокультурных процессов, которые констатируют ткань жизни современного города. Существующее теоретическое зрение не позволяет выделять и фиксировать эти процессы в их имманентной логике и, тем более, описывать всё многообразие взаимозависимостей между этими процессами и их влияние друг на друга. В большей степени, чем когда-либо, мы понимаем, что выработанные человечеством механизмы проектирования и исследования, методы управления не адекватны ситуациям, сложившимся в больших городах и урбанизированных регионах. Более того, мы всё чаще убеждаемся в том, что применение этих методов и эксплуатация привычных форм мышления и деятельности во многом создаёт тот исходный ряд разрывов и рассогласований в процессах городской ЖД и городского управления, который затем осознается как «проблемы» города. Вместе с тем, нас часто охватывает ощущение, что мы переживаем эпоху существенных перемен. При анализе проблем города эти перемены ассоциируются со сменой структуры хозяйства, с изменениями карты профессий и структур занятости населения, с экологической ситуацией, с экспортом городской формы жизни за счёт использования интеллектуальных и информационных технологий, с децентрализацией и диверсификацией исконно городских функций и изменением статуса города. Меняется та система ценностей, в рамках которой мы обсуждаем и анализируем ситуации, складывающиеся в больших городах. Мы фиксируем тот факт, что городская культура претерпевает переходную стадию своего развития, однако, мы не можем ответить с достаточной степенью определённости, от чего к чему происходит переход. Может быть, мы находимся на пороге возникновения новой городской формации? Как бы мы ни отвечали на этот вопрос, приходится признать, что на наших глазах разрушаются стандарты и эталоны городского образа жизни предшествующих десятилетий, происходит деградация гигантских урбанизированных регионов, меняются установки и ориентации городского жителя, а вместе с тем меняется характер ответа на вопрос, что значит быть горожанином. В теоретических и организационных дискуссиях явно прослеживается ностальгия по тем временам, когда специалисты думали, что они понимают, что такое город. В этой ситуации имеет смысл вернуться к обсуждению самой идеи «города», того, что можно назвать Духом городской формы ЖД, того фундамента, на котором в большей или меньшей степени строились все предшествующие городские формации. Возникает задача ввести новую действительность и, в пределе, новую онтологическую картину жизни «города», отличную от тех представлений, на основе которых можно производить нормализацию хозяйственной деятельности городов и «дизайнирование» систем городского управления. Однако не следует думать, что такого рода установка формируется нами впервые, и никому до нас не приходила в голову задача IIЕсли оставить в стороне наивные попытки выдать за сущность «города» морфологию застройки и материальную скорлупу прошлой ЖД и мыследеятельности (МД) и рассматривать те подходы, которые с различных сторон анализируют процессы деятельности и жизни людей, ассимилирующие эту морфологию, то первым исходным парадоксом следует считать тот факт, что исследователи и проектировщики, теоретики и организаторы, говоря о городе, сталкиваются при этом со всем универсумом человеческой ЖД Однако, если город есть «все», то как может быть поставлен онтологический вопрос? Каковы возможные онтологические картины жизни города, если «город» суть локальная площадка, на которой развёртывается весь универсум ЖД Процессы жизни города и феномены роста городов и урбанизированных регионов осмысляются и описываются в различных средствах, с различных позиций и точек зрения. В этом нет ничего удивительного; удивительно то, что для каждой из названных позиций её специфические средства замещают реальный мир и многообразие города. Город подменяется теми или иными профессиональными объектами, предметами знания и мышления, характерными для данной социокультурной позиции. Город представляется как «все-что-угодно». Конечно, философская рефлексия давно отметила эту специфику предметно-ориентированного сознания и мышления. Однако, в данном случае мы имеем дело с В этой ситуации отказ от наивной натуралистической установки, обречённой находить в хаосе городской ЖД всё, что открывает теоретический разум, есть во многом вопрос воли, а не проблематизирующего мышления. Необходимо осуществить переориентацию и поставить вопрос иначе: не что есть «город», а как мы мыслим и представляем его, как мы действуем, вторгаясь в его пределы в той или иной роли, как следует мыслить и понимать город. Такого рода переориентация реально осуществляется уже сегодня на наших глазах, а истоки такого рода подхода к городу можно отчётливо увидеть во всём, что так или иначе связано с городской проблематикой. Действительно, город никогда не был и не мог быть объектом чистого созерцания или теоретического описания; город всегда был предметом практической деятельности людей, предметом градостроительства, организации и политики. IIIОднако и здесь всё более и более осознается тот факт, что существующие методы руководства, организации и управления, существующие подходы к проектированию и строительству городов не соразмерны тому явлению, которое мы называем городом. В этом смысле сама постановка вопроса об управлении городом, сама претензия организационно-управленческой деятельности «схватить» и «ассимилировать» процессы и структуры городской ЖД ставится сегодня под сомнение. Речь идёт по сути дела об ограничении действенной установки, о критике существующих способов деятельности и практического преобразования окружающего нас мира. Можно сказать, что город всегда был предметом действия и преобразования, но эти формы деятельности чрезвычайно редко были городскими. Поэтому та переориентация, свидетелями которой мы являемся, связана не столько с переходом от созерцательной точки зрения к действиям, сколько с переходом от существующих форм деятельности к их критике и ограничению. Это ограничение может быть достигнуто на пути осмысления идеи «города», на пути построения понятия о «городе». И при этом, как следует из всего вышесказанного, это понятие о «городе» должно быть построено так и таким образом, чтобы были очерчены допустимые способы практики и формы мышления и деятельности, признанные в качестве «городских». Создание понятия о городе есть в значительной мере выделение города в качестве особого и самостоятельного явления из всего универсума МД Осознание кризиса городских форм ЖД Следует предположить, что выделение понятия о «городе» требует гораздо более сложной работы по выделению различных форм мыслимости этого комплекса явлений и схематизации смысла всего поля различных категорий и определений, в ориентации на задание рамок для различных типов деятельности и городских практик. IVОбращаясь к анализу идеи «города», необходимо использовать принципы исторического подхода: как всякое социокультурное явление, «город» меняет своё лицо и свою «природу» по мере исторической трансформации человеческой деятельности. Однако, не имея ответа на вопрос о сущности «городского», мы всегда, обращаясь к материалу истории, должны остерегаться выдать Исторический подход раскрывает себя в идее «развития». Точнее, принцип развития и стоящая за ним логика анализа органических объектов представляют собой наиболее изощрённую форму реализации исторического подхода в науках о духе. Используя принцип развития при анализе идеи «города», мы получаем по крайней мере две интерпретации. Один раз «город» должен быть рассмотрен как элемент и организованность более широкого общественного целого и процессов культурно-исторического развития МД; другой раз «город» должен быть проанализирован как самостоятельно развивающаяся системная целостность, а внутри неё должны быть выделены элементы и организованности, выступающие в качестве источников и механизмов развёртывания самого «города». Как в первом, так и во втором случае, «город» рассматривается как искусственно-естественное ( Рассматривая «город» как Ясно, что концентрация и интенсификация МД Находясь во внешней по отношению к «городу» позиции, мы должны сказать, что город есть форма и средство интенсификации и концентрации МД Собирая полученную смысловую конфигурацию, можно сказать, что город есть форма выращивания и создания ресурса для развития на основе тех свободных площадок, где горожане получают возможность из элементов существующих типов МД VОднако, было бы опрометчиво представлять «город» как инкубатор, содержащий лишь сеть благоприятных условий для развития и поиска новых форм деятельности. В городском пространстве соседствуют «старые», утвердившие себя типы МД Таким образом, город есть специфическая форма развития, не имеющая специально выраженной проектной составляющей. Можно сказать, что город есть та форма организации взаимодействия между различными типами МД Город позволяет обществу построить встречу со своим собственным будущим и ответить на вопрос, что из наличного социального багажа следует брать с собой. «Прошлое» и «будущее» соседствуют в городском пространстве; они существуют не как абстрактные идеи о «том-что-принадлежит-прошлому» Однако как обеспечить открытие элементов будущего в городской повседневности? Как превратиться из суетливого жителя в горожанина: участника исторического театра развития? Как обеспечить Условием сохранения Духа города является специфическая форма организации и управления городской ЖД, вбирающая в себя идею развития и идею выращивания ресурсов для будущего. Здесь нас опять подстерегает существенная проблема формирования понятийной действительности и способов мышления «города». Точно так же, как перед нами существовала опасность выдать конкретные типы МД, сконцентрированные в пространстве современного города, за сущность любого города без различия исторических формаций МД и городской организации, так и здесь мы можем выдать конкретные исторически переходящие формы организации, управления, политики и права за сущностные характеристики «города». Важнее подчеркнуть, что VIНеобходимо предположить, что постоянное усложнение и дифференциация форм организации и управления, обеспечивающие выращивание нового ресурса и существования городских форм ЖД, само собой представляют одну из сущностных характеристик города. Город есть не что иное, как неимоверно сложная и разветвлённая организационно-управленческая система со многими конкурирующими фокусами управления. Чем более усложняются процессы развития, чем более конфликтным становится взаимодействие между «прошлым» и «будущим», между старыми и новыми типами МД, чем больше плотность деятельности и чем выше разнообразие «города», тем большие требования накладываются на процессы организации, управления и политики, тем сложнее становится сама эта деятельность. История городов может быть рассмотрена с этой точки зрения как история освоения человечеством организационно-технических типов МД. Действительно, появление первых городов в рамках восточных деспотий связано с пространственным выделением и символическим закреплением функции руководства определёнными социальными группами и принадлежащей ей территорией 2. Античные полисы, города-государства возникают за счёт синтеза функций руководства и функций политики как внутри сообщества граждан-жителей города, так и на внешнеполитической арене. Город Александра — его знаменитые Александрии, римские города и города диадохов представляют собой результат включения функций руководства и политики в более широкую и сложную рамку управления; здесь кристаллизуется сама идеология управления и стоящая за ней система функций. Средневековые города демонстрируют нам отчётливо выраженную функцию правовой организации, вбирающую в себя другие названные организационно-технические функции и изменяющую всю конфигурацию. Вместе с тем, параллельно с появлением новых организационно-технических функций и новых дифференциаций увеличивается масса организационно-управленческой деятельности. Процессы организации, руководства, управления и политики пронизывают всю ткань городской жизни, проникают во все поры городского организма, пропитывают все процессы МД Здесь следует подчеркнуть ещё один момент. Мы уже сказали, что усложнение и дифференциация организационно-технических типов МД во многом инспирированы усложнением городских форм общежития, разнообразием типов МД и способов ЖД, представленных в городском пространстве. С этой точки зрения, процессы в городе постоянно «выскальзывают» Эта борьба и конкуренция между управляемыми и управляющими системами приводит, с одной стороны, к появлению механизмов самоуправления и самоорганизации городских общностей и анклавов городского развития; с другой стороны, к появлению новых, более тонких и рафинированных технологий организации, управления и политики. Сегодня уже мало кто помышляет о том, чтобы спроектировать город и построить план его развёртывания: жизнь города требует методов, которые в общем виде могут быть названы методами адхократии. Вместе с тем, дифференциация и усложнение управляющих систем приводят к естественному возникновению дисфункций, рассогласований и «зазоров» между ними. С точки зрения решения конкретных задач руководства и организации, это осознается как разрыв в деятельности и требует изменения и совершенствования техник управления. С точки зрения развития города, это создаёт условия для появления всё новых и новых свободных зон и свободных площадок для развёртывания поисковых форм МД Это означает, что если организационно-технические типы МД стремятся во время «овладеть» динамикой городской жизни, то свободное творчество индивидов и групп во все времена стремится «выкроить» свободное пространство, лежащее вне зоны влияния существующих организационных структур, — и оба эти процесса в равной мере реализуют сущность «города». VIIТаким образом мы получили ряд различных «определений» города и городских форм ЖД. Для того, чтобы переходить к формированию понятийной действительности и схематизировать объект понятия о «городе», введённых представлений далеко не достаточно. Однако принятие принципов философии развития является, на наш взгляд, непременным условием самоопределения любого городского специалиста (проектировщика, исследователя, организатора), а вместе с тем, условием самоопределения современного горожанина, даже в том случае, если он является жителем традиционных городских зон и носителем консервативной идеологии. Будут ли эти принципы конкретизированы в той системе представлений о городе, которую мы развернули выше, или воплотятся в других концепциях города — это уже другой вопрос. Главное — что без принятия специфической рамки «городского» образа жизни и понимания города, невозможна ни исследовательская, ни организационно-управленческая работа в этой сфере. А это понимание, как мы пытались показать, гораздо сложнее, чем распространённые сегодня подходы к проблеме «города». | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Библиография: | |
| |