Безвозмездный труд на благо общества знаком многим российским гражданам по советским субботникам. Однако и на Западе эта форма деятельности прижилась довольно давно и прочно. По данным ООН в 2001 году в мире количество добровольцев составляло 109 млн человек. При этом примерно две трети из них занимаются волонтёрством при поддержке компании, в которой работают. Таким образом, можно говорить о массовом характере корпоративного волонтёрства. Так, например, в США (данные за 2007 г.) около 50% взрослого населения отдаёт не менее 4 часов в неделю местным сообществам, 87% считает, что работодателю следует поощрять добровольчество. По мнению 63%, добровольчество положительно повлияло на их карьеру. Эти данные на конференции «Корпоративное волонтёрство: новые технологии партнёрства, лучший российский и зарубежный опыт», организованной 2 июня 2010 журналом «Бизнес и общество», привела партнёр компании PriceWaterhouseCoopers Людмила Мамет. Она также отметила, что среди 203 компаний, входящих в список Fortune 500, в 2008 году 92% имели программы корпоративного добровольчества. Почему компании заинтересованы в развитии волонтёрства? На примере обзора Corporate Volunteering in Germany (2004) выступающая отметила преимущества этой деловой активности предприятий, среди которых — развитие социальной компетенции сотрудников и повышение их мотивации, усиление корпоративного имиджа, «командного духа» и лояльности сотрудников к компании, улучшение социального климата, повышение ценности компании для акционеров, увеличение продаж товаров и услуг компании, улучшение отношений с клиентами/покупателями, повышение привлекательности компании какработодателя. Участники конференции, а это — более 80 представителей бизнеса, власти, некоммерческих организаций, СМИ, экспертов — согласились с тем, что к этому перечню можно добавить приобретение сотрудниками нового жизненного опыта, развитие лидерских качеств, реализацию программы устойчивого развития/корпоративной социальной ответственности, налаживание связей с местным сообществом и властями и так далее. Хотя наряду с плюсами, по крайнее мере в России, существуют риски и затраты, а также налоговые последствия. Об успешных западных технологиях рассказала специалист в области КСО и взаимодействия со стейкхолдерами британского офиса Международного форума лидеров бизнеса (IBLF) Елена Корф. Она отметила, что «корпоративное волонтёрство перестало быть самоцелью, наблюдается его чёткая связь с бизнес целью: укрепление и формирование корпоративной культуры, корпоративных ценностей и развития кадров, укрепление репутации, бренда». Елена показала сферы влияния корпоративного волонтёрства на руководство и лидерство, на производство и рынок, создание благоприятной среды, развитие местного сообщества и цепочки поставок. Выступающие на конкретных кейсах показали, что управление волонтёрскими программами выходит на новый профессиональный уровень. Для их дальнейшего продвижения необходимо грамотное сотрудничество с государством и некоммерческими организациями. Опытом успешного социального парнерства в этой сфере поделилась Юлия Грязнова, советник департамента анализа и прогнозирования развития здравоохранения и социальной сферы Минздравсоцразвития. Одним из примеров корпоративного волонтёрства стала программа донорства, включающая в себя техническое переоснащение Служб крови, создание единой информационной базы данных и развитие массового безвозмездного донорства крови через проведение корпоративных мероприятий «Дни донора», заключение договоров с компаниями, информационную политику в СМИ. Выступающая подчеркнула, что министерство открыто к сотрудничеству с бизнесом для достижения своих стратегических целей и готово предоставлять всю информационную инфраструктуру. На взаимоотношениях бизнеса, НКО и благополучателей в добровольческих проектах остановилась директор АСИ, член Общественной палаты Российской Федерации Елена Тополева. Она отметила, что главное при общении с НКО — это взаимный учёт интересов. В этом случае корпоративное волонтёрство будет развиваться и дальше. Г-жа Тополева отметила, что бизнес должен чётко понять, зачем ему необходима программа корпоративного волонтёрства, а благополучали должны быть готовы к приёму добровольцев. Для этого необходимо предварительно узнать о корпоративной культуре, детально обсудить предпочтения, опасения и интересы волонтёров, чтобы желающим провести образовательную программу для детей-сирот не предлагали, например, реставрацию памятников культуры. Тему правильного мотивирования волонтёров продолжила менеджер по работе с корпоративными донорами БФ «Даунсайд Ап» Яна Якушева. Организация занимается детьми с синдромом Дауна, и зачастую сталкивается с психологической неготовностью людей к общению с такими людьми. Для снятия этого барьера в «Даунсайд Ап» проводят экскурсию, знакомят волонтёров с детьми и семьями. Фонд использует различные «мягкие» формы вовлечения сотрудников в добровольческие программы. Одна из них — уже 14 лет реализуемый проект «Спорт во благо», который позволяет участвовать корпоративным волонтёрам вместе с подопечными фонда в различных спортивных соревнованиях. Эти совместные акции со временем перерастают в дружеские отношения. О том, как в компании идёт подготовка сотрудников к участию в «благих» делах говорила Екатерина Левшина, менеджер по благотворительности Independent Media Sanoma Magazines. В частности, в Издательском доме принято проводить вводный семинар для всех «новичков», на котором в том числе рассказывается и о благотворительных программах. К примеру, программа пожертвований «Им нужна Ваша помощь» началась ещё 5 лет назад. Её успех заключается в том, что компания системно подходит к оказанию помощи, информирует сотрудников о работе НКО, серьёзно относится к отчётности и прозрачности, учитывает различные предложения для сотрудников по участию в благотворительности. Со временем в Издательском доме родились и волонтёрские проекты, так, специалисты по кадрам создали собственные образовательные программы и обучили детей писать резюме, правильно вести себя на собеседовании. Последние тенденции в области волонтёрства стали одной из ключевых тем конференции. Помимо увязывания волонтёрства с целями компании, была названа и передача не денег, а знаний. Елена Книжникова, координатор детской образовательной программы WWF России и Юлия Рязанкина, менеджер по связям с общественностью ЗАО «Мултон» представили результаты совместного уникального образовательно-просветительского, экологического проекта «Зелёные классы Мултон», целью которого является вовлечение сотрудников компании в экологическое просвещение детей. Оно началось с корпоративного семинара-тренинга и разработки программы «Вода — источник жизни». Обученные волонтёры «Мултона» проводили со школьниками уроки «Зелёные классы», организовывали экскурсии на Щелковский завод. В результате удалось вовлечь в волонтёрский проект сотрудников из разных подразделений компании, просветить около 100 детей, приобрести бесценный опыт успешного партнёрства и работы с детьми. Однако начиная любое дело сложно избежать ошибок. О том, какие «подводные камни» встречаются на этом пути, рассказала Надежда Серякова, президент Фонда «Новые перспективы». Познакомив слушателей с многочисленными успешными добровольческими проектами Фонда с компаниями Nokia, Danone, Microsoft, Intel, JPMorgan Chase, Sun Group, Alcatel, Lucent Technogies, Мегафон и другими, она проанализировала распространённые ошибки. Среди них президент Фонда назвала отсутствие корпоративной культуры и традиций, неправильно выстроенную программу КСО, недоверие к бенефициарам и НКО, неверный выбор группы благополучателей, недостаточную информированность сотрудников, нечёткое определение цели, некорректную мотивация сотрудников, разовые контакты, отсутствие отчёта и результатов, безразличие, недооценку НКО как основного партнёра. Г-жа Серякова привела яркие примеры, подтверждающие эти выводы. На примере совместной программы представители фонда «Большая перемена» и компании DHL рассказали о практике перехода от традиционных волонтёрских акций к формату обучающих тренингов. Так, из обычного посещения детского дома добровольческая инициатива компании переросла в образовательный проект. Специалист по внутренним коммуникациям компании Анна Машнинова и директор Фонда «Большая перемена» Ирина Рязанова рассказали, что причиной тому стала психология общения с детьми-сиротами. «При неправильном общении ребёнок переносит свою сиротскую позицию во взрослую жизнь. Он не способен стать самостоятельным», — отметила Ирина Рязанова. Вместо того чтобы жалеть, волонтёры стали педагогами, которые воспитывают в детях самостоятельность и уверенность в себе. Этот труд, собственные ошибки и победы, радость от общения с детьми — всё это нашло отражение в блоге, который создала Анна Машнинова. Он помогает другим волонтёрам не бояться сложностей, а также позволяет привлечь новых людей к волонтёрской деятельности. Вопросу «Как информировать общество о проектах по корпоративному волонтёрству через социальные медиа?» было посвящено выступление Дениса Терехова, управляющего партнёра агентства «Социальные сети». По его мнению, блогосфера и социальные медиа — идеальная среда для информации о корпоративном волонтёрстве. Корпоративные СМИ часто воспринимаются работниками как инструмент пропаганды администрации, кроме того, в них не участвуют внешние аудитории; недостатки корпоративного сайта — в плохой обратной связи и низкой вовлечённости сотрудников в программы КСО; региональные СМИ публикуют информацию зачастую на платной основе; федеральные — практически не интересуются деятельностью по КСО. Социальные СМИ и блоги фактически имеют стопроцентный охват аудитории, так как почти 100% пользователей Интернета имеют свои страницы в социальных сетях, которые регулярно посещают. Только корпоративный блог позволяет публиковать всю информацию по КСО, информировать широкую аудиторию, даёт быструю обратную связь и позволяет сотрудникам стать проводниками и активистами «добрых» начинаний компании. Передача информации через Интернет имеет огромное значение, особенно в тех случаях, когда волонтёрские проекты реализуются в компаниях со сложной структурой, таких как «Амвей». Ирина Платонова, ведущий специалист по КСО и Анна Гаан, директор отдела реализации социальных проектов НКО CloudWatcher рассказали о реализации совместного волонтёрского проекта «Доброе дело». Компания «Амвей» уникальна тем, что кроме штатных сотрудников, имеет большую сеть независимых предпринимателей, которые работают в разных городах. Для привлечения их к волонтёрским проектам был создан интернет-ресурс, через который волонтер мог пройти регистрацию, познакомиться с картой Добрых дел, информацией о социальных проектах. Для подготовки волонтёров в 11 городах с помощью CloudWatcher проведены тренинги, после которых были организованы выезды корпоративных добровольцев в детские дома, больницы и реабилитационные центры. Сегодня многие независимые предприниматели «Амвей» ведут в регионах собственные благотворительные проекты. Менеджер по корпоративной социальной ответственности «Бритиш Американ Тобакко Россия» Лия Сидлина рассказала о целях, которые поставила компания перед тем, как достичь высоких результатов в волонтёрстве. Хорошим подспорьем в этой работе стал внутренний электронный ресурс, запущенный полгода назад — «Interact». Благодаря ему сотрудники знают процедуру по корпоративному волонтёрству и знакомы с волонтёрскими проектами компании по всему миру и в России, а также с потенциальными получателями помощи, что сокращает путь волонтера до нуждающегося человека. Кроме того, в «Interact» представлена статистика (исследования ВЦИОМ) и налажена обратная связь. Компания берёт на себя расходы, связанные с покупкой материалов, инвентаря, транспортные траты. Практически сразу после появления этой информации на сайте три филиала компании подали заявки на реализацию благотворительных программ в регионах России. Эта же тенденция — приближение благополучателя к волонтеру, была озвучена и в следующем выступлении. Координатор проекта Bezgraniz.Ru, заместитель генерального директора ООО «Маркеткомпас» Яна Урусова представила карту, которая сделает волонтёрские инициативы лёгким и, возможно, ежедневным занятием. Экспериментальный проект — электронная карта, на которую нанесены адреса как волонтёров, так и инвалидов, которым требуется помощь. Имея небольшой запас времени, волонтер может использовать его, чтобы помочь человеку, который живёт рядом с ним. В координации проекта задействованы люди с ограниченными возможностями, что даёт им работу и доход и не позволяет чувствовать себя оторванными от общества. Завершилась конференция мастер-классом ведущего специалиста по социальным проектам авиакомпании «Трансаэро» Елены Журавлевой. В 2009 году благотворительная программа «Трансаэро» была признана лучшей в России по результатам исследования, которое провели газета «Ведомости», компания PriceWaterhouseCoopers и Форума доноров. Ассоциация менеджеров России на Форуме «People Investor 2009» признала «Трансаэро» победителем в номинации «Социальные инновации». Также программа корпоративного волонтёрства «Трансаэро» в январе 2010 года стала обладателем учреждённой Правительством Москвы премии «Доброволец года» в номинации «Корпоративное добровольчество». Г-жа Журавлева рассказала о том, что корпоративные программы способны сделать компанию домом для сотрудников, служить профилактикой профессионального выгорания, сплотить коллектив в тех организациях, чьи подразделения находятся в разных зданиях. «Трансаэро» создала «Клуб волонтёров», реализует волонтёрские акции («Путешествие в страну «Трансаэро» и «Добрые дела»), имеет специальный блог, выпустила фильм «Другая жизнь». Сотрудничество с НКО включает в себя командирование сотрудников и руководителей компании в некоммерческие организации, программы наставничества и другое. Главным секретом успеха добровольческих акций Елена считает то, что «они должны создаваться самими волонтёрами, в интересном для них формате. Волонтёры не получают денег за эту работу, но они должны получать удовольствие, для того чтобы снова и снова возвращаться к этой миссии и делать добро». Выгоды от реализации добровольческих программ которые неоднократно звучали на конференции — укрепление репутации, повышение производительности труда, установление новых контактов, увеличение социальных инвестиций, широкие возможности для позиционирования социальной ответственности компании, а также инновации и управление переменами. Пожалуй, в этом — главное преимущество социально активных компаний от тех, для кого КСО до сих пор — это только уплата налогов, «белая» зарплата и создание рабочих мест. |
|