Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Развитие демократии в странах переходного периода

Информация об исследовании и его результаты

Freedom House
Развитие демократии в странах переходного периода (Nations in Transit) — ежегодное исследование и сопровождающий его рейтинг европейских и азиатских государств бывшего социалистического блока с точки зрения развития демократии и гражданских свобод.
Насто­ящий доку­мент подго­тов­лен совместно с орга­ни­за­цией Freedom House. Републи­ка­ция текста не разрешена.

Информация об исследовании

Наиме­нова­ние: Nations in Transit / Страны переходного периода
Направ­ление исследо­вания: Изучение политических процессов.
Отрасль исследо­вания: Государственное управление.
Дата исследо­вания: 1995 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (ежегодно).
Органи­зация исследо­вания: Freedom House.
Сайт исследо­вания: http://www.freedomhouse.org/
Редакция: Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Пос­лед­няя редакция: 05.08.2018.

Развитие демократии в странах переходного периода (Nations in Transit) — исследование и сопровождающий его рейтинг, характеризующие уровень развития демократии, состояние политических прав и гражданских свобод в европейских и азиатских государствах бывшего социалистического блока, так называемых «странах переходного периода». Выпускается ежегодно международной правозащитной организацией Freedom House. Исследование позиционируется как сравнительный инструмент анализа политических трансформаций для общего понимания того, в какой мере та или иная страна является демократическим либо авторитарным государством. Данные оценки также позволяют провести сравнительный анализ демократических реформ в изучаемых странах, а также анализ тенденций долгосрочного политического развития в отдельно взятой стране. Исследование не даёт оценку конкретным правительствам, страны оцениваются с учётом практической роли их государственных и негосударственных действующих субъектов применительно к состоянию индивидуальных прав и свобод граждан.

В подготовке исследования участвуют эксперты ведущих американских аналитических центров при участии партнёрских организаций в Восточной Европе, России и Средней Азии. В своих оценках политических систем «стран переходного периода» аналитики Freedom House руководствуются методологией экспертных оценок, основанной на состоянии семи ключевых показателей развития демократии:

  1. Избирательный процесс (Electoral Process). В рамках данной категории изучается, носят ли выборы в законодательные органы власти свободный и честный характер; рассматривается развитие многопартийной системы; гражданское участие в политическом процессе; открытость для этнических групп и иных меньшинств; возможности по переходу власти в рамках ряда политических партий, представляющих различные взгляды; а также свобода народного волеизъявления от давления со стороны политических, военных, экономических олигархий и иных влиятельных групп.
  2. Уровень развития гражданского общества (Civil Society). В рамках данной категории изучается развитие неправительственных организаций, их организационные возможности и финансовая устойчивость, а также правовая и политическая обстановка, в которой они действуют. При этом также учитывается развитие профессиональных союзов; участие заинтересованных групп в политическом процессе; независимость образовательной системы от политического влияния и пропаганды; свобода общества от чрезмерного влияния со стороны экстремистских и фанатично настроенных негосударственных организаций.
  3. Уровень независимости средств массовой информации (Independent Media). В рамках данной категории изучаются правовые гарантии свободы СМИ и степень фактического наличия такой свободы; вопросы защиты журналистов, проводящих журналистские расследования; применение законов об ответственности за клевету и других подобных наказаний; запугивание журналистов; независимость редакций СМИ; финансовая устойчивость СМИ; возможности доступа к Интернету для частных граждан.
  4. Уровень демократичности национального правительства (National Democratic Governance). В рамках данной категории изучается стабильность системы органов власти на уровне страны, а также прозрачность законодательной и исполнительной власти; возможности законодательной власти по реализации своих обязанностей в области законотворчества и проведения соответствующих расследований; степень децентрализации власти; обязанности, выборность и организация управления в органах власти; независимость государственных служащих от чрезмерного политического влияния и коррупции.
  5. Уровень демократичности местных властей (Local Democratic Governance). В рамках данной категории изучается, зафиксированы ли демократические принципы законодательно и применяются ли такие принципы на деле на местном уровне; а также возможности граждан избирать местных руководителей путём свободных и честных выборов; реальное гражданское участие в процессе принятия решений на уровне местных органов власти; возможность свободного инезависимого управления на уровне местной власти, включая ресурсы и возможности, необходимые для того, чтобы такое управление сопровождалось прозрачностью и подотчётностью.
  6. Уровень эффективности и независимости судебной системы (Judicial Framework and Independence). В рамках данной категории изучается конституционная система по защите прав человека (включая права в связи с ведением деловой деятельности и имущественные права); независимость и беспристрастность при толковании и правоприменении конституции государства; соблюдение принципа равенства перед законом; обращение с подозреваемыми и осуждёнными в связи с применением уголовного кодекса; вопросы назначения и подготовки судей; независимость судей, а также обязательность судебных решений.
  7. Уровень коррупции (Corruption). В рамках данной категории изучается реализация инициатив, направленных на борьбу с коррупцией; обращается внимание на отсутствие чрезмерных бюрократических требований в связи с работой органов власти, а также иных ограничительных механизмов, которые создавали бы дополнительные возможности для коррупции; общественное восприятие коррупции; наличие деловых интересов у высокопоставленных политических деятелей; законы в отношении обязательного предоставления финансовой информации и информации в отношении конфликтов интересов; правила для органов исполнительной и законодательной власти в отношении проведения аудиторских проверок и расследований; защита лиц, сигнализирующих о нарушениях, активистов в деле борьбы с коррупцией и тех, кто сообщает о фактах коррупции; а также освещение коррупции в средствах массовой информации.

Процесс создания рейтингов включает четыре этапа:

  1. Авторы отчётов составляют предварительные рейтинги по указанным выше группам вопросов.
  2. Научные консультанты оценивают рейтинги и в случае консенсусного решения о неточности таковых перерабатывают их.
  3. Авторы отчётов рассматривают полученный консультантами результат и, если он отличается от изначального более чем на 0,5 балла, имеют возможность его оспорить.
  4. Специалисты Freedom House осуществляют окончательную редактуру рейтингов, а затем использует их для вынесения общих заключений об уровне демократизации.

Каждая страна по каждому из семи вышеуказанных показателей получает свой рейтинг. Все государства в рейтинге располагаются по шкале от 1 до 7 (с использованием десятых долей), где 1 балл соответствует наиболее высокому уровню демократического развития, и 7 баллов — наиболее низкому. Общий результат — сумма всех показателей — становится определяющей при составлении итогового рейтинга демократического развития страны. Исходя из рейтинга и его значения, Freedom House даёт следующую оценку политической системе того или иного государства:

  1. Государства с устойчивой демократической системой (от 1 до 3 баллов).
  2. Государства с частично демократической системой (от 3 до 4 баллов).
  3. Государства с переходной или гибридной политической системой (от 4 до 5 баллов).
  4. Государства с частично авторитарной политической системой (от 5 до 6 баллов).
  5. Государства с авторитарной политической системой (от 6 до 7 баллов).

Отчёты по государствам в рамках исследования приводятся в формате эссе, что позволяет авторам привести более широкий анализ хода демократических изменений в изучаемой стране. Представители организации особо подчёркивают, что рейтинги являются результатом консенсуса между сотрудниками самой организации, консультантами проекта и авторами страновых обзоров. При их написании используется широкий круг источников, включающий официальные данные и данные неправительственных и международных организаций, а также местной прессы и многих других. Следует отметить, что составление рейтингов в четыре этапа на основе консенсуса в целом способствует снижению уровня субъективизма и предвзятости, свойственных экспертно-ориентированным проектам, однако оно не в состоянии исключить их полностью. Тем не менее, издержки экспертных технологий не отменяют их важных преимуществ. Компетентный эксперт, основываясь на собственном солидном опыте, в состоянии провести действительно глубокий анализ. Достоинством проекта является достаточно подробная матрица анализа, которая позволяет унифицировать процедуры исследования, стилистику страновых обзоров, обеспечить их глубину и всесторонность, а многолетний мониторинг анализируемых стран мира позволяет оценить динамику их развития.

Методология проекта постоянно совершенствуется. Подробное описание методологии формирования рейтинга и источников данных для него приводится в ежегодном докладе Freedom House по результатам очередного сравнительного исследования.

Результаты исследования

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список государств бывшего социалистического блока, упорядоченных по уровню развития демократии, состоянию политических прав и гражданских свобод. Исследование охватывает 29 государств.

Уровень демократии в странах переходного периода

Freedom House: Nations in Transit 2015

Рейтинг Страна Индекс
Государства с устойчивой демократической системой
1 Словения 1.93
2 Эстония 1.96
3 Латвия 2.07
4 Чехия 2.21
5 Польша 2.21
6 Литва 2.36
7 Словакия 2.64
Государства с частично демократической системой
8 Венгрия 3.18
9 Болгария 3.29
10 Румыния 3.46
11 Хорватия 3.68
12 Сербия 3.68
13 Черно­гория 3.89
Государства с переходной или гибридной политической системой
14 Македо­ния 4.07
15 Албания 4.14
16 Босния и Герцего­вина 4.46
17 Грузия 4.64
18 Украина 4.75
19 Молдова 4.86
Государства с частично авторитарной политической системой
20 Косово 5.14
21 Армения 5.36
22 Кыргыз­стан 5.93
Государства с авторитарной политической системой
23 Таджики­стан 6.39
24 Россия 6.46
25 Казах­стан 6.61
26 Беларусь 6.71
27 Азербай­джан 6.75
28 Туркмени­стан 6.93
29 Узбеки­стан 6.93
Источник: Развитие демократии в странах переходного периода. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2018 (последняя редакция: 05.08.2018). URL: https://gtmarket.ru/ratings/nations-in-transit/info
Новые исследования
Популярные исследования