Предпринимательский климат в регионах Российской Федерации не соответствует потребностям малого и среднего бизнеса — таков основной вывод исследования российских регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса — «Предпринимательский климат в России: Индекс опоры 2010–2011». Исследование подготовлено по инициативе Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», совместно с Евразийским институтом конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) и компанией Strategy Partners Group. Основной целью исследовательского проекта является оценка качества бизнес-климата для развития малого и среднего бизнеса в различных субъектах Российской Федерации, основанная на мнениях самих предпринимателей. Основу проекта составляют результаты масштабного опроса руководящих сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Рейтинг регионов сформирован на основании Индекса условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ Индекса), который включает в себя пять слагаемых: «Недвижимость и инфраструктура», «Человеческие ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков». Слагаемые состоят из индикаторов, которые представляют собой данные, полученные в ходе опроса более 6 000 респондентов 40 регионах страны (с упором на производственный сектор). Предполагается, что Индекс способен стать полезным инструментом для выявления сильных и слабых сторон регионального бизнес-климата, разработки специальных программ и формирования политики по развитию предпринимательства. Данные мониторинга помогают оценить степень заинтересованности региональных властей в развитии бизнеса и эффективность реализуемых ими программ. Ниже представлены основные выводы исследования, а полный текст обзора «Предпринимательский климат в России: Индекс опоры 2010–2011» доступен на сайте организации «Опора России» в формате PDF (см. страницу). Основные выводы исследования:
Комментирует Сергей Борисов, президент общественной организации «Опора России»: «Основная цель проекта состояла в том, чтобы оценить и сравнить условия для развития малого и среднего бизнеса в российских регионах. Полученные результаты показывают, что есть значительный дисбаланс между спросом со стороны бизнеса на качественные условия и тем, что регионы могут сегодня предложить. Причём этот дисбаланс сильнее проявляется именно в тех субъектах Российской Федерации, где малый и средний бизнес смог активно стартовать, ведь одновременно с развитием бизнеса повышаются и потребности в улучшении предпринимательского климата». В рейтинге 40 российских регионов Москва оказалась на 17 месте, а Санкт-Петербург на 25 месте. В этих регионах сконцентрировано больше всего кадров, поставщиков, наиболее развитая инфраструктура и доступные финансы. Вместе с этим интенсивность конкуренции между малыми предприятиями за ресурсы такова, что предложение инфраструктуры и прочих факторов не удовлетворяет требованиям бизнеса. Замыкают рейтинг регионов Хабаровский край, Ростовская область и Иркутская область. Новшеством этого года стало появление в отчёте рейтинга 11 российских городов-миллионников, выстроенного по той же методике, что и рейтинг регионов. В рейтинге городов-миллионников нет особых расхождений с рейтингом регионов. В основном позиция города соответствует позиции региона, в котором он расположен, поскольку до половины МСБ в таких регионах, как правило, сконцентрированы в центральном городе. Исключением является Екатеринбург: в то время как Свердловская область (29 место) входит во вторую половину рейтинга 40 регионов, Екатеринбург приближается в рейтинге 11 городов-миллионников к первому месту. Эти результаты позволяют предположить, что влияние городских властей на условия для развития МСБ может быть достаточно значимым, даже в случае недостаточно благоприятных условий на региональном уровне. Комментирует Алексей Праздничных, партнёр Strategy Partners Group, руководитель практики «Государственные и некоммерческие организации»: «Значительный вклад в развитие предпринимательства и малого и среднего бизнеса могли бы внести региональные и городские целевые программы нового поколения, сфокусированные на ключевых проблемных зонах и включающие сбалансированный набор инструментов, показавших свою эффективность в других странах. К сожалению, как показывают результаты Индекса, существующие программы и инициативы не приводят к ожидаемым результатам». Помимо рейтингов в отчёте представлена общая оценка состояния предпринимательского климата по всем российским регионам, которые охвачены исследованием. Рассматриваются десятки факторов, влияющих на качество условий для развития МСБ. В рамках специальной темы этого года оценивается эффективность политики поддержки МСБ в части создания и развития объектов инфраструктуры поддержки. Изучение темы коррупции дополняется анализом «коррупционноемкости» различных ситуаций, при которых бизнесу приходится взаимодействовать с государственными службами. Как показали результаты исследования, с небольшими расхождениями по регионам проблемы у малого бизнеса практически идентичны. Так, о наличии административных барьеров в регионах сообщили 76% опрошенных, при этом 27% респондентов оценили его уровень как «достаточно высокий» и охарактеризовали как серьёзное обременение для бизнеса из-за неэффективной работы государственных служб, плохого законодательства или избыточного давления на бизнес при проверках. Ещё 9% опрошенных оценили уровень административного влияния как «крайне высокий» и сообщили, что барьеры регуляторов «душат бизнес». В целом, предпринимательский климат в российских регионах не соответствует потребностям малого и среднего бизнеса. Только 15% малых предприятий не сталкиваются с административными барьерами. Высоким остаётся уровень коррупции (39,1%), причём, огласно опросу, такая практика бизнесом «принимается как данность, а незаконные выплаты уже давно стали статьями издержек многих компаний». Среди опрошенных 19% признали, что практикуют «неформальные выплаты чиновникам», ещё 44% затруднились с ответом, а 37% сообщили, что не дают взяток. «Тот факт, что респонденты предпочитают уйти от ответа, позволяет предположить, что результаты опроса дают более благоприятную картину в сравнении с той, что существует в действительности», — полагают исследователи. Лидерство по коррупционности принадлежит таким ситуациям, как «доступ к государственному и муниципальному заказу» (31,6%), «прохождение проверок» (31,6%) и «выделение земельных участков» (31,1%). На решение проблем с государственными органами предприниматели тратят до 5% своей выручки, но около 1% тратят на это более 25% оборота. Примечательно, что проблемы для бизнеса создают в основном правоохранительные органы (40%), а не криминальные структуры (26%). Среди других острых проблем, с которыми сталкиваются предприниматели малого и среднего бизнеса : низкая доступность земельных участков (эту проблему обозначили 39,1% респондентов) и производственных помещений (34,6%), несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям бизнеса (31,1%). Существующие тарифы на электроэнергию, по мнению 62% опрошенных, ограничивают развитие компаний. Сложности у малого бизнеса возникают также и с тарифами на Интернет: при достаточно высокой доле компаний (68%), оценивающих их как умеренные или низкие, почти для четверти (23%) представителей российского малого и среднего бизнеса дорогой Интернет тоже играет роль барьера. Серьёзные проблемы сосредоточены и в кадровой сфере: более половины руководителей говорят о том, что найти инженеров и технических специалистов либо сложно (38%), либо практически невозможно (18%), не испытывают кадровых проблем только 23% руководителей. |
|