Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Общественная организация предпринимателей представила исследование «Предпринимательский климат в России 2010–2011»

Предпринимательский климат в регионах Российской Федерации не соответствует потребностям малого и среднего бизнеса — таков основной вывод исследования российских регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса — «Предпринимательский климат в России: Индекс опоры 2010–2011». Исследование подготовлено по инициативе Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», совместно с Евразийским институтом конкурентоспособности (Eurasia Competitiveness Institute) и компанией Strategy Partners Group.

Основной целью исследовательского проекта является оценка качества бизнес-климата для развития малого и среднего бизнеса в различных субъектах Российской Федерации, основанная на мнениях самих предпринимателей. Основу проекта составляют результаты масштабного опроса руководящих сотрудников предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Рейтинг регионов сформирован на основании Индекса условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ Индекса), который включает в себя пять слагаемых: «Недвижимость и инфраструктура», «Человеческие ресурсы», «Финансовые ресурсы», «Административный климат и безопасность», «Система поставщиков». Слагаемые состоят из индикаторов, которые представляют собой данные, полученные в ходе опроса более 6 000 респондентов 40 регионах страны (с упором на производственный сектор). Предполагается, что Индекс способен стать полезным инструментом для выявления сильных и слабых сторон регионального бизнес-климата, разработки специальных программ и формирования политики по развитию предпринимательства. Данные мониторинга помогают оценить степень заинтересованности региональных властей в развитии бизнеса и эффективность реализуемых ими программ. Ниже представлены основные выводы исследования, а полный текст обзора «Предпринимательский климат в России: Индекс опоры 2010–2011» доступен на сайте организации «Опора России» в формате PDF (см. страницу).

Основные выводы исследования:

  1. Рейтинг 40 регионов по качеству условий для развития малого и среднего бизнеса (МСБ) возглавляют Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область.
  2. Среди 11 городов-миллионников лучшие условия для развития МСБ в Челябинске, Екатеринбурге и Самаре.
  3. Нехватка инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит финансирования, высокие тарифы на электроэнергию вкупе с низкой доступностью новых энергетических мощностей — основные слабые стороны предпринимательского климата.
  4. Наиболее позитивно оцениваются доступность поставщиков и возможность дополнительного обучения.
  5. Две трети опрошенных руководителей компаний считают свой регион благоприятным местом для ведения бизнеса, однако каждый второй участник опроса отмечает серьёзные сложности на этапе старта.
  6. Более половины руководителей компаний полагают, что региональные администрации должны уделять больше внимания вопросам развития МСБ и предпринимательства. В региональные программы поддержки вовлечены менее 10% участников исследования, использование инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, промпарки, гарантийные фонды и др.) «стремится к нулю».
  7. Около 20% участников опроса признают, что практикуют неформальные выплаты чиновникам. По коррупционности лидируют доступ к госзаказу, прохождение проверок и выделение земли.

Комментирует Сергей Борисов, президент общественной организации «Опора России»: «Основная цель проекта состояла в том, чтобы оценить и сравнить условия для развития малого и среднего бизнеса в российских регионах. Полученные результаты показывают, что есть значительный дисбаланс между спросом со стороны бизнеса на качественные условия и тем, что регионы могут сегодня предложить. Причём этот дисбаланс сильнее проявляется именно в тех субъектах Российской Федерации, где малый и средний бизнес смог активно стартовать, ведь одновременно с развитием бизнеса повышаются и потребности в улучшении предпринимательского климата».

В рейтинге 40 российских регионов Москва оказалась на 17 месте, а Санкт-Петербург на 25 месте. В этих регионах сконцентрировано больше всего кадров, поставщиков, наиболее развитая инфраструктура и доступные финансы. Вместе с этим интенсивность конкуренции между малыми предприятиями за ресурсы такова, что предложение инфраструктуры и прочих факторов не удовлетворяет требованиям бизнеса. Замыкают рейтинг регионов Хабаровский край, Ростовская область и Иркутская область.

Новшеством этого года стало появление в отчёте рейтинга 11 российских городов-миллионников, выстроенного по той же методике, что и рейтинг регионов. В рейтинге городов-миллионников нет особых расхождений с рейтингом регионов. В основном позиция города соответствует позиции региона, в котором он расположен, поскольку до половины МСБ в таких регионах, как правило, сконцентрированы в центральном городе. Исключением является Екатеринбург: в то время как Свердловская область (29 место) входит во вторую половину рейтинга 40 регионов, Екатеринбург приближается в рейтинге 11 городов-миллионников к первому месту. Эти результаты позволяют предположить, что влияние городских властей на условия для развития МСБ может быть достаточно значимым, даже в случае недостаточно благоприятных условий на региональном уровне.

Комментирует Алексей Праздничных, партнёр Strategy Partners Group, руководитель практики «Государственные и некоммерческие организации»: «Значительный вклад в развитие предпринимательства и малого и среднего бизнеса могли бы внести региональные и городские целевые программы нового поколения, сфокусированные на ключевых проблемных зонах и включающие сбалансированный набор инструментов, показавших свою эффективность в других странах. К сожалению, как показывают результаты Индекса, существующие программы и инициативы не приводят к ожидаемым результатам».

Помимо рейтингов в отчёте представлена общая оценка состояния предпринимательского климата по всем российским регионам, которые охвачены исследованием. Рассматриваются десятки факторов, влияющих на качество условий для развития МСБ. В рамках специальной темы этого года оценивается эффективность политики поддержки МСБ в части создания и развития объектов инфраструктуры поддержки. Изучение темы коррупции дополняется анализом «коррупционноемкости» различных ситуаций, при которых бизнесу приходится взаимодействовать с государственными службами.

Как показали результаты исследования, с небольшими расхождениями по регионам проблемы у малого бизнеса практически идентичны. Так, о наличии административных барьеров в регионах сообщили 76% опрошенных, при этом 27% респондентов оценили его уровень как «достаточно высокий» и охарактеризовали как серьёзное обременение для бизнеса из-за неэффективной работы государственных служб, плохого законодательства или избыточного давления на бизнес при проверках. Ещё 9% опрошенных оценили уровень административного влияния как «крайне высокий» и сообщили, что барьеры регуляторов «душат бизнес». В целом, предпринимательский климат в российских регионах не соответствует потребностям малого и среднего бизнеса. Только 15% малых предприятий не сталкиваются с административными барьерами.

Высоким остаётся уровень коррупции (39,1%), причём, огласно опросу, такая практика бизнесом «принимается как данность, а незаконные выплаты уже давно стали статьями издержек многих компаний». Среди опрошенных 19% признали, что практикуют «неформальные выплаты чиновникам», ещё 44% затруднились с ответом, а 37% сообщили, что не дают взяток. «Тот факт, что респонденты предпочитают уйти от ответа, позволяет предположить, что результаты опроса дают более благоприятную картину в сравнении с той, что существует в действительности», — полагают исследователи. Лидерство по коррупционности принадлежит таким ситуациям, как «доступ к государственному и муниципальному заказу» (31,6%), «прохождение проверок» (31,6%) и «выделение земельных участков» (31,1%). На решение проблем с государственными органами предприниматели тратят до 5% своей выручки, но около 1% тратят на это более 25% оборота. Примечательно, что проблемы для бизнеса создают в основном правоохранительные органы (40%), а не криминальные структуры (26%).

Среди других острых проблем, с которыми сталкиваются предприниматели малого и среднего бизнеса : низкая доступность земельных участков (эту проблему обозначили 39,1% респондентов) и производственных помещений (34,6%), несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям бизнеса (31,1%). Существующие тарифы на электроэнергию, по мнению 62% опрошенных, ограничивают развитие компаний. Сложности у малого бизнеса возникают также и с тарифами на Интернет: при достаточно высокой доле компаний (68%), оценивающих их как умеренные или низкие, почти для четверти (23%) представителей российского малого и среднего бизнеса дорогой Интернет тоже играет роль барьера. Серьёзные проблемы сосредоточены и в кадровой сфере: более половины руководителей говорят о том, что найти инженеров и технических специалистов либо сложно (38%), либо практически невозможно (18%), не испытывают кадровых проблем только 23% руководителей.

Источник: Общественная организация предпринимателей представила исследование «Предпринимательский климат в России 2010–2011». [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 16.06.2011. 14:01. URL: https://gtmarket.ru/news/state/2011/06/16/2979
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости