Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Исследование Strategy Partners Group: Стимулирование развития туризма в российских регионах — новые возможности

Strategy Partners Group Российский стратегический консультант Strategy Partners Group (SPG, входит в группу компаний ОАО «Сбербанк России») представил итоги комплексного исследования развития туризма в российских регионах, а также рекомендации в области государственной политики по его стимулированию.

Туризм — одна из наиболее перспективных отраслей мировой экономики, потенциал которой в России сильно недоиспользован. По мнению авторов исследования, туризм должен являться одним из ключевых приоритетов экономического развития России, особенно с учётом текущего экономического кризиса. В России достаточно регионов, которые обладают высоким потенциалом для развития туризма, однако реализация туристического потенциала сдерживается рядом проблем. Эксперты Strategy Partners Group подготовили отчёт «Стимулирование развития туризма в российских регионах — новые возможности» на основе аналитических исследований, проведённых компанией в рамках проектов для российских регионов, административных органов управления, коммерческих компаний, реализованных в 2008–2009 годах. В ходе подготовки отчёта были использованы следующие источники информации: аналитика Strategy Partners Group, Ассоциация по туризму в Швейцарии, Росстат, Ростуризм, Правительство Уэльса, Budde Communication, Business Travel, Census, Euromonitor, International Telecommunications Union, Kenai Peninsula Community Pages, Kuoni Reisen, PWC Global Media Outlook, United States Small Business Administration, The Courier, TUI, Thomas Cook, Visa, WTO, WTTC, визовые отделы Египта, России, Таиланда, Турции, Хорватии. Ниже представлены основные положения и выводы исследования.

Основные выводы исследования:

  1. Несмотря на динамичный рост за последние годы, Россия по основным показателям развития туризма пока сильно уступает ведущим странам. Доля туризма в ВВП Российской Федерации в 2007 году составила 6,6% против 9,7% в среднем в мире. По количеству иностранных туристов на 1000 человек населения Россия также серьёзно отстаёт от ведущих стран. Так, в Великобритании этот показатель составляет примерно 525 иностранных туристов на 1000 человек, в среднем в мире данный показатель составляет 297,8 туриста, а в России — всего 161 человек. Доля туризма в занятости России в 2007 году составила 5,6% против 10,1% в США.
  2. Влияние туризма на социально-экономическую ситуацию в регионе во время экономического кризиса и после него определяется, в первую очередь, мультипликативным эффектом. Туристическая отрасль является лидером среди других отраслей по степени мультипликативного влияния на экономику. Это означает, что общий рост выпуска в экономике превышает рост выпуска в отрасли туризма в 2,8 раза, а общий рост занятости в экономике на каждые 100 миллионов рублей дополнительного выпуска в отрасли туризма составляет 72 рабочих места. Инвестиции в туристическую инфраструктуру во время кризиса осуществляются при относительно низких ценах на строительство, услуги по разработке мастер-планов, проектирование, низких затратах на оплату труда. Одновременно развитие туризма увеличивает занятость населения в строительстве, смежных отраслях (производство строительных материалов, проектирование, и так далее). Создаются условия для переподготовки кадров и создания достаточного предложения квалифицированного персонала для работы в туризме после кризиса.
  3. В России достаточно много регионов, которые обладают высоким потенциалом для развития туризма. Прогноз количества туристических прибытий в регионы страны, по оценке Strategy Partners Group, к 2028 году вырастет в три раза при наихудшем сырьевом сценарии развития российской экономики и почти в пять раз при инновационном развитии. При этом число внутренних туристов (жителей России) вырастет в шесть раз.

    По оценке экспертов Strategy Partners Group, среди российских регионов наибольшим потенциалом для развития туризма обладают следующие регионы:

    • Развлекательный туризм. 27 российских регионов имеют благоприятные условия для развития развлекательного туризма: Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ставропольский край, Калининградская область, Ленинградская область, Нижегородская область, Самарская область, Ростовская область.
    • Деловой туризм. 20 российских регионов имеют благоприятные условия для развития делового туризма: Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Кемеровская область, Красноярский край, Свердловская область, Омская область.

      При оценке потенциала регионов учитывались наиболее значимые факторы, влияющие на развитие туризма. Для развлекательного туризма: природные условия, безопасность, удалённость от ключевых клиентских рынков, уровень развития транспортной инфраструктуры и другие. Для делового туризма: деловая активность в регионе, уровень развития гостиничной инфраструктуры, предпринимательская среда и другие.

  4. Реализация туристического потенциала в России сдерживается рядом проблем, характерных почти для каждого российского региона, таких как инфраструктура, кадры, маркетинг, предпринимательская среда, законодательство:
    • В российских регионах наблюдается острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры и развлекательной инфраструктуры.
    • Для многих регионов существует проблема транспортной доступности туристических центров.
    • Низкий уровень бюджетных расходов на отрасль ограничивает продвижение туристических возможностей России в целом и её регионов на мировом рынке.
    • Существует высокий дефицит квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туриста.
    • Не создано эффективное законодательство для привлечения частных инвестиций в отрасль.
    • Во многих регионах не создана предпринимательская среда, которая необходима для развития туристической отрасли.
    • Среди стран, ориентированных на развитие туризма, в России наиболее строгий визовый режим.
  5. Экономический кризис не только не является препятствием, но и создаёт благоприятные возможности для подъёма российской туристической отрасли и вывода её на качественно новый уровень. Основными факторами, способствующими развитию туризма в России в условиях кризиса, по оценке Strategy Partners, являются следующие:
    • Повышение внимания россиян к отдыху внутри страны в период кризиса. Для регионов это, в первую очередь, возможность привлечения дополнительного туристического потока за счёт активного маркетинга региона и других мер поддержки отрасли (предоставления льготных условий для предпринимателей, информационной поддержки компаний, и так далее).
    • Отложенный на два-три года спрос, снижение цен на создание и продвижение туристического продукта. Разработка концепций и развитие существующих и новых курортных центров, вывод их на уровень, сопоставимый с мировыми аналогами, — все это можно осуществить с меньшими затратами со стороны региональных бюджетов. Уинвесторов есть возможность создания ликвидных и востребованных после кризиса продуктов.
    • Высокое влияние туристической отрасли на социально-экономическое развитие регионов в период и после кризиса. Для регионов это означает возможность привлечения государственных инвестиций в проекты, связанные с развитием туризма, для частных инвесторов — это возможность получения льготных условий на ведение бизнеса.
  6. Для раскрытия потенциала туристической отрасли региональным администрациям необходимо реализовать целый комплекс мероприятий:
    • Обеспечить наличие конкурентоспособной концепции развития туризма в регионе (многие российские регионы сегодня либо вообще не имеют стратегической концепции развития туризма, либо их стратегии характеризуются неглубоким уровнем проработки).
    • Выявить прочие проблемы, не связанные с инфраструктурой, которые сдерживают развитие туризма в регионе (нехватка кадров, барьеры для развития малого предпринимательства, и так далее).
    • Разработать мастер-план, план маркетинга и комплекс мероприятий по привлечению частных и государственных инвестиций, обеспечить управление реализацией выбранной стратегии и развитием туризма в регионе.
    • Обеспечить продвижение региона на рынке.
  7. Согласно лучшей практике (например, по опыту развития туризма в Хорватии, Черногории, Испании) разработка стратегической концепции развития туризма должна включать следующие действия:
    • Определение потенциального объёма туристического потока и его структуры, выделение целевых клиентских групп.
    • Определение структуры и содержания предложения туристического продукта с учётом потребностей целевой группы потребителей и возможностей региона.
    • Формирование туристического продукта для целевых клиентских групп с учётом планируемого объёма и структуры туристического потока, определение потребности в создании различных типов туристической и базовой инфраструктуры, сферы услуг.
  8. Низкая инвестиционная и туристическая привлекательность многих российских регионов связана с тем, что эти регионы сегодня либо вообще не имеют стратегической концепции развития туризма, либо их стратегии характеризуются неглубоким уровнем проработки. Регионы стихийно осваивают территории, предназначенные для развития туристической деятельности. В региональных администрациях отсутствует понимание потенциала туристических прибытий и их влияния на развитие экономики региона. Во многих случаях отсутствует стратегия, технико-экономическое обоснование, целостный и профессионально разработанный план, позволяющий инвесторам оценить привлекательность и риски инвестиций в регион.
Источник: Исследование Strategy Partners Group: Стимулирование развития туризма в российских регионах — новые возможности. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 08.04.2009. 11:29. URL: https://gtmarket.ru/news/2009/04/08/6210
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости