Исследование Strategy Partners Group: Производительность труда как ключевой фактор конкурентоспособности российской экономики
21.11.2008. 11:30
Российский стратегический консультант Strategy Partners Group (SPG, входит в группу компаний ОАО «Сбербанк России») представил итоги комплексного исследования производительности труда в экономике Российской Федерации, а также рекомендации в области государственной политики по её повышению.
Низкий уровень производительности труда в экономике России является наиболее значимой проблемой, препятствующей конкурентоспособности страны. Под производительностью здесь и далее по тексту понимается выработка на одного занятого в денежном выражении. Уровень производительности является показателем, достоверно отражающим уровень конкурентоспособности национальной экономики и потенциал её роста. Исследование «Производительность труда как ключевой фактор конкурентоспособности российской экономики» предлагает анализ производительности труда в российской экономике, определяет причины экономического отставания и предлагает возможные пути для повышения производительности. Эксперты Strategy Partners Group подготовили отчёт на основе аналитических исследований, проведённых компанией в рамках проектов для крупных и средних российских предприятий, реализованных в 2008 году. В ходе подготовки отчёта были использованы следующие источники информации: аналитика Strategy Partners Group на основе информации по странам Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Росстат, РосОЭЗ, исследование «Опоры России», EU Klems, WEF, World Bank. Ниже представлены основные положения и выводы исследования.
Основные выводы исследования:
Сегодня уровень производительности российских предприятий составляет 10–30% от уровня США. Такое отставание российской промышленности — наиболее значимый фактор, снижающий конкурентоспособность страны.
Представление о том, что производительность зависит исключительно от уровня развития технологий и оборудования, ошибочно. На производительность труда также влияют: эффективность бизнес-процессов и квалификация персонала; уровень компетенций менеджмента и наличие у компании бренда, который позволяет получать ценовую премию; доступ компании на привлекательные рынки сбыта и масштаб операций; степень вертикальной интеграции и уровень развития аутсорсинга; качество конкурентной среды и доступ к лучшей практике, способность эффективно продвигать и продавать свой продукт или услугу.
При всей актуальности демографических проблем их значение для обеспечения экономики трудовыми ресурсами явно преувеличено. Российскому правительству необходимо перейти от политики сохранения рабочих мест за счёт эффективности экономики к политике повышения производительности.
Если бы всего 10% от общего числа занятых в России работали на предприятиях со средним уровнем производительности в США (137 000 долларов на занятого), то валовой выпуск российской экономики увеличился бы приблизительно в 1,4 раза, а ВВП в 1,5 раза. При этом, чтобы достигнуть аналогичных показателей при текущем уровне производительности, России потребовалось бы дополнительно создать не менее 30 миллионов новых рабочих мест.
Чтобы преодолеть разрыв в производительности Россия должна стать «чемпионом» по привлечению масштабных частных прямых инвестиций в создание новых рабочих мест в отраслях с высоким уровнем производительности. Как показывает анализ статистики по эффективности инвестиций в страны Центральной и Восточной Европы, а также Юго-Восточной Азии, привлечение прямых иностранных инвестиций в производства с высоким уровнем производительности труда в наибольшей степени влияет на повышение производительности в экономике в целом.
Относительно низкий уровень прямых инвестиций в российской экономике вызван не только дефицитом квалифицированных кадров и ограниченным доступом к инфраструктуре, но и низкой эффективностью процессов привлечения инвестиций в регионах. Региональные администрации часто не способны выстраивать эффективный процесс взаимодействия с инвесторами. Отсутствие у региональных администраций стратегического фокуса — концентрации на целевых группах инвесторов в определённые сектора, не позволяют выстроить профессиональный процесс привлечения инвестиций. Большинство руководителей региональных администраций не считают своим приоритетом привлечение инвестиций в создание новых и эффективных рабочих мест, вместо этого они предпочитают бороться за средства федерального бюджета.
Государство должно пересмотреть инвестиционные приоритеты на ближайшие годы, сфокусировавшись на интенсивной диверсификации экономики и повышении уровня производительности. Актуальность таких решений в условиях финансового кризиса только возросла. Очевидно, необходимо временно отказаться от масштабных проектов, которые не приведут к улучшению структуры экономики и росту производительности. Исключением могут быть только те проекты, отказ от реализации которых приведёт к непреодолимым ограничениям для развития экономики страны в будущем. В первую очередь необходимо инвестировать в создание региональных промышленных зон, обеспеченных необходимой транспортной, энергетической и иной инфраструктурой, а также в создание других факторных условий, способствующих привлечению прямых инвестиций, прежде всего — в подготовку квалифицированного персонала.
Российские инвесторы должны не упустить уникальную возможность приобретения привлекательных высокотехнологичных предприятий, преимущественно в европейских странах, что позволит модернизировать российскую экономику в кратчайшие сроки и с меньшими затратами бюджета. В отличие от приобретения лицензии, инвестиции в приобретение высокотехнологичных предприятий в Европе позволяют получить не только доступ к конкурентоспособным продуктам, но и доступ на международные рынки, доступ к финансированию, а также опыт и компетенции, необходимые для создания конкурентоспособных производственных мощностей в России.
Задача повышения производительности труда должна стать не просто модным лозунгом, а реальным национальным приоритетом. Ключевые шаги для решения задачи повышения производительности труда в российской экономике следующие:
ввести в качестве наиболее важного критерия эффективности глав региональных администраций показатель — количество созданных новых рабочих мест на предприятиях с высоким уровнем производительности (не менее 1,5 миллионов рублей на работника в год);
сконцентрировать государственные инвестиции на развитии тех факторных условий, которые критичны для отраслей экономики с высоким потенциалом производительности: подготовка квалифицированных кадров и инфраструктура (промышленные зоны, транспорт, энергетика, и так далее);
проводить эффективный маркетинг территорий в российском и международном деловом сообществе с фокусом на привлечении стратегических инвесторов, планирующих размещение предприятий преимущественно из отраслей с высоким потенциалом производительности и добавленной стоимости;
содействовать формированию территориальных кластеров, включая доступ к поставщикам и смежным секторам экономики, стимулировать спрос, а также обеспечивать справедливую конкуренцию в приоритетных секторах экономики;
создать в регионах необходимые институты развития, в том числе инфраструктуру профессиональных услуг для бизнеса, способных обеспечивать необходимый уровень профессиональной поддержки и экспертизы для планомерного и целенаправленного развития приоритетных секторов экономики;
обеспечить благоприятные условия для развития предпринимательства, включая доступ к инфраструктуре и финансированию;
поощрять предпринимателей к модернизации предприятий, высвобождению трудовых ресурсов при одновременном повышении эффективности и увеличении объёмов производства;
создать условия для интенсивной переподготовки кадров.