Международная консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) представила результаты исследования «Россия онлайн: Влияние Интернета на российскую экономику», выполненного по заказу российского подразделения компании Google. В докладе приведены данные о характере и объёмах экономической деятельности, связанной с Интернетом, влияние Интернета на экономику России в целом, а также сравнения с другими странами. Какой вклад вносит Интернет в экономику России? Ощущают ли частные пользователи, государственные учреждения и коммерческие организации положительные эффекты от пользования Интернетом? Каким представляется будущее Интернета в России? Что нужно сделать, чтобы ускорить его развитие? На эти и другие вопросы отвечает данный отчёт. Ниже представлен краткий обзор доклада, а полная версия отчёта доступна в приложении (см. файл PDF). BCG и Google провели исследования интернет-экономики уже в десяти странах. Главный вывод российского исследования: многие частные пользователи и компании страны уже включены в интернет-экономику и активно используют Интернет для решения широкого спектра задач, однако Россия до сих пор не решила проблемы цифрового барьера (digital divide), препятствующего распространению Интернета и его более активному использованию. Россия — второй интернет-рынок в Европе по количеству пользователей (первое место принадлежит Германии). Размер российской интернет-аудитории в 2009 году составил более 50 млн человек (более чем двукратный рост по сравнению с 25 млн. в 2006 году), и ожидается, что он будет расти высокими темпами и дальше. Однако Россия все ещё заметно отстаёт от развитых стран — постоянный доступ к Интернету имеют лишь 38% домохозяйств, а к широкополосному Интернету подключены только 24% домохозяйств (2010 году). В 2009 году доля интернет-экономики в России составила 1,6% ВВП страны ($ 19,3 млрд) или 2,1% ВВП без учёта нефтегазового сектора, который оценивается в четверть всей российской экономики. И в относительных, и в абсолютных цифрах это заметно меньше, чем в крупных западноевропейских странах, несмотря на то что по числу пользователей Россия уступает на континенте только Германии. Сейчас Россия по этому показателю находится близко к уровню Италии (1,9%) и Испании (2,2%). Впрочем, при оптимистическом сценарии развития к 2015 году доля интернет-отрасли в ВВП России может увеличиться более чем вдвое — до 3,7% ВВП. Базовый сценарий предусматривает рост до 2,6%. Для сравнения: самый значительный вклад интернет-экономики в ВВП исследователи зафиксировали в Великобритании — 7,2%, Швеции — 6,6% и Дании — 5,8%. По оценкам BCG, наибольший вклад в интернет-экономику России сегодня вносят частные пользователи. Примерно две трети, или $ 12,6 млрд, всей российской интернет-экономики приходится на потребление населением услуг в Сети. Так, объём электронной коммерции составляет $ 7,5 млрд, а затраты пользователей на доступ в Интернет — $ 5,1 млрд. Тот факт, что на доступ к Интернету российские пользователи тратят почти столько же, сколько на покупку товаров и услуг онлайн, отражает относительную неразвитость электронной коммерции в России. Также это говорит о восприятии российским пользователем Всемирной паутины в большей степени как способа получения информации и среды для коммуникации, а не как платформы для совершения покупок или финансовых транзакций, отмечается в докладе. На втором месте по размеру вклада в интернет-экономику инвестиции частных компаний ($ 10,5 млрд). Высокий по сравнению с другими европейскими государствами уровень инвестиций отчасти объясняется необходимостью строительства интернет-инфраструктуры. На третьем месте — государственные затраты в сфере IT, объём которых пока не очень велик ($ 1,5 млрд), однако будет расти по мере развития инфраструктуры и проникновения Интернета. Для определения широты охвата и степени воздействия Всемирной паутины на общество и экономическую деятельность был разработан индекс интенсивности использования Интернета (e-Intensity Index). Он отражает три основных параметра: доступность Сети, активность пользователей и объём продаж через Интернет. В числе лидеров по этому показателю находятся Дания, Швеция и Великобритания. Показатели России заметно отстают от развитых экономик, однако сопоставимы со странами БРИК и приближаются к аналогичным в ряде европейских государств, таких как Италия и Греция. На рейтинг России негативно повлияли недостаточная распространённость широкополосного Интернета, относительно низкий уровень развития электронной коммерции, которая все ещё находится в России на ранней стадии становления, а также невысокая активность в использовании населением услуг электронного правительства. Составители отчёта отмечают, что в России различия между регионами с точки зрения доступа и с точки зрения интернет-интенсивности выражены гораздо сильнее, чем в странах с более развитой интернет-экономикой. Для оценки распространённости Интернета в России авторы исследования использовали индекс проникновения и распространения Интернета в регионах, в основе которого пятнадцать параметров. В России доступность Интернета и характер его использования существенно отличаются в разных регионах. Так, в Москве проникновение Интернета составляет 55%, а в среднем по стране — 20%, при этом скорость доступа в столице примерно в девять раз превышает среднероссийскую. Разрыв по шкале индекса e-Intensity между столичным и среднероссийским значениями составил 2,4 раза. Санкт-Петербургский индекс выше среднего по России в 1,9 раза. Для сравнения: рейтинг Лондона только на 20% выше, чем в среднем по Великобритании. Сокращение регионального разрыва станет важным рычагом, приближающим Россию к уровню стран с более развитой интернет-экономикой, указывается в отчёте. Примечательно, что активность пользователей практически не отличается от региона к региону. Таким образом, заметная разница в использовании Интернета в разных регионах объясняется в первую очередь неразвитостью инфраструктуры, говорится в докладе. В документе отмечается, что российскую интернет-экономику формирует круг компаний, которые дают возможность предприятиям вести бизнес во Всемирной паутине, а потребителям иметь доступ в Сеть и пользоваться её возможностями. Эти компании являются двигателями отрасли. В России в них трудятся около 130 тыс. человек, а их годовая выручка, связанная с Интернетом, составляет $ 23 млрд. В то же время, в России экономика интернет-компаний относительно менее эффективна, чем в развитых странах: занятость в этом секторе выше при более низких прибылях, что объясняется ранней стадией развития рынка. По мнению авторов исследования, Интернет потенциально способен повлиять на любую отрасль экономики, прежде всего за счёт пяти основных рычагов: охвата более широкой аудитории, а также взаимодействия с потребителями без физического контакта; появления новых бизнес-моделей, основанных на более эффективном взаимодействии с партнёрами и потребителями; повышения прозрачности; оптимизации продаж; увеличения производительности за счёт автоматизации ряда бизнес-процессов. Крупные традиционные компании в России уже оценили плюсы использования Интернета в бизнесе, тогда как российские предприятия среднего и малого бизнеса, для которых Всемирная паутина может стать резервом для развития, все ещё относительно малоактивны по сравнению с другими странами. Эксперты выделили ряд ключевых факторов для роста российской интернет-экономики: потребление, инвестиции, рост экспорта связанных с Интернетом товаров и услуг, рост затрат государства на развитие отрасли. Основные рычаги для ускорения этого развития включают расширение доступа к Интернету в регионах, развитие инфраструктуры электронной коммерции, инвестиции со стороны государства и частного бизнеса в информационно-коммуникационные технологии, формирование эффективной законодательной базы, способствующей более активному использованию Интернета населением и частными компаниями. |
|
Файлы для загрузки: |
|
---|---|
PDF [1.08 Мб]
|
|