Специально ко Дню российского кино, который отмечается 27 августа, исследовательский холдинг «Ромир» и независимая исследовательская компания «Movie Research» провели опрос общественного мнения среди жителей российских городов, чтобы узнать отношение россиян к отечественному кинематографу. В исследовании приняли участие около 1500 жителей российских городов с населением от 100 тыс. человек и выше, в возрасте Как показали результаты исследования, значительная доля россиян — почти пятая часть опрошенных (18%) — негативно настроена к отечественным кинофильмам и редко или никогда не смотрит их в кинотеатрах. Причём наиболее высоким этот показатель является среди молодых зрителей (18–24 года) и достигает почти 30%. Для 42% опрошенных страна-производитель кинофильма не имеет значения. То есть, принимая решение о походе в кино, они руководствуются другими соображениями. Следовательно, битва за этих зрителей между российскими и зарубежными картинами проходит в чистой конкурентной борьбе, но перевес в ней явно на стороне иностранных производителей. Так, в десятке прокатных лидеров полугодия не оказалось ни одной российской кинокартины. Полученные данные подтверждаются кинопрокатными итогами первой половины 2011 года (см. отчёт), по результатам которых посещаемость российских фильмов продолжает снижаться, и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года упала на треть. Как следует из отчёта, по основному показателю — посещаемости кинотеатров — первое полугодие текущего года уступило первой половине прошлого года: общее число проданных билетов снизилось на 4,9%. Чтобы понять, в чём причина произошедшего, и выявить слабое звено, аналитики «Movie Research» проанализировали среднее число посещений, которое пришлось на один зарубежный и один российский фильм. Если у иностранных картин этот показатель по отношению к первой половине 2010 года повысился на 9%, то у российских лент произошёл 29-процентный спад. При этом число российских кинокартин в прокате осталось прежним. Это говорит о том, что тревожное падение посещаемости кинотеатров, которое в дальнейшем может быть продолжено, спровоцировали именно отечественные фильмы.
Лишь 11% респондентов отдают безусловное предпочтение российским кинокартинам. Они составляют основу потенциальной аудитории российского кино. Вместе с 29% опрошенных, которые предпочитают смотреть на большом экране российскую кинопродукцию, но не обходят вниманием и зарубежную. Согласно данным опроса, наиболее лояльно настроены к российскому кино респонденты старше 45 лет. Среди них в три раза ниже доля редко и никогда не смотрящих российское кино, чем среди молодой аудитории, и почти в 1,5 раза выше доля отдающих предпочтение российским фильмам. Это означает, что за последние 20 лет российское кино не смогло вырастить своего зрителя ни среди молодёжи, ни среди людей среднего возраста. По-настоящему лояльными к бренду «сделано в России» остаются лишь люди, выросшие на советских фильмах. Вместе с тем, только часть россиян демонстрирует оптимизм относительно развития отечественного кино и считают, что оно скорее улучшается. В общей сложности 38% опрошенных согласны с тем, что российские фильмы с каждым годом становятся все лучше. Ещё 38% затрудняются высказать свою позицию.
Комментирует Андрей Милехин, президент холдинга «Ромир», доктор социологических наук: «Очевидно, что хотя определённое развитие российского кино имеет место, и общество это чувствует, но развивается оно куда-то мимо зрителя. Киноаудитория в России за последние 20 лет пережила кардинальные изменения. Она достаточно сложно сегментирована по возрасту, доходам, а главное — по жизненным и социальным ценностям. К сожалению, её до сих пор никто серьёзно не изучает. Именно поэтому, несмотря на заигрывания как с молодёжной, так и с интеллектуальной аудиторией, отечественное кино остаётся оторванным от массового зрителя и неуспешным в кассовом плане. Не помогают и значительные вливания государственных средств. При создании и финансировании российского кино давно пора переходить к принятой во всём мире практике изучения целевой аудитории». Комментирует Олег Иванов, генеральный директор исследовательской компании «Movie Research»: «В целом, российские фильмы становятся всё менее привлекательными для зрителей: |
|||||