Департамент социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет) представил рейтинг городов России по активности малого и среднего бизнеса в 2014 году. Первое место в рейтинге занял Ростов-на-Дону. Исследование проводилось в рамках проекта оценки качества жизни в крупных российских городах (см. Рейтинг качества жизни в крупных городах России в 2014 году). В данном выпуске представлен сравнительный анализ 35 городов России с населением более 500 тысяч человек. Показатели активности малого и среднего бизнеса городов могут быть использованы для более глубокого понимания того, какая политика должна быть разработана для развития благоприятной бизнес-среды российских городов и какие действия необходимо предпринять для реализации этой политики. Основой рейтинга послужили опросы населения, проведённые в соответствующих городах. Респондентам задавали вопросы на две темы: наличие собственного бизнеса в настоящее время и намерение его создать в ближайшие год-два. Все города ранжировались по результатам суммы ответов на эти два вопроса. Первые места в рейтинге привлекательности для ведения малого и среднего бизнеса заняли Ростов-на-Дону, Красноярск, Краснодар, Владивосток и Хабаровск. Наименее привлекательными для развития бизнеса стали Новокузнецк, Нижний Новгород, Волгоград, Ярославль и Тольятти. Москва также относится к числу городов, где сложились неблагоприятные условия для развития малого предпринимательства (см. Табл. № 1).
Исследование также позволило получить социально-демографический портрет городского жителя, который стремится стать предпринимателем. Это, прежде всего, молодые люди, студенты из обеспеченных семей и семей среднего достатка. Среди студентов 22% планируют создание собственного бизнеса. Авторы исследования обращают внимание на то, что в США, например, по данным аналогичных опросов службы Gallup 33% молодых людей собираются создать свой бизнес. Это больше чем в России, однако показатели в целом сопоставимы. Значимое различие между Россией и США состоит в том, что в США к предпринимательской деятельности молодые женщины стремятся чаще мужчин, тогда как в России среди будущих предпринимателей с большим отрывом доминируют мужчины. Социально-демографический профиль состоявшихся предпринимателей во многом следует из портрета кандидата в бизнесмены: российские владельцы бизнеса — это, как правило, мужчины
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||