Департамент социологии Финансового университета: Рейтинг городов России по активности малого и среднего бизнеса в 2014 году
16.12.2014. 08:50
Департамент социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет) представил рейтинг городов России по активности малого и среднего бизнеса в 2014 году. Первое место в рейтинге занял Ростов-на-Дону.
Исследование проводилось в рамках проекта оценки качества жизни в крупных российских городах (см. Рейтинг качества жизни в крупных городах России в 2014 году). В данном выпуске представлен сравнительный анализ 35 городов России с населением более 500 тысяч человек. Показатели активности малого и среднего бизнеса городов могут быть использованы для более глубокого понимания того, какая политика должна быть разработана для развития благоприятной бизнес-среды российских городов и какие действия необходимо предпринять для реализации этой политики. Основой рейтинга послужили опросы населения, проведённые в соответствующих городах. Респондентам задавали вопросы на две темы: наличие собственного бизнеса в настоящее время и намерение его создать в ближайшие год-два. Все города ранжировались по результатам суммы ответов на эти два вопроса.
Первые места в рейтинге привлекательности для ведения малого и среднего бизнеса заняли Ростов-на-Дону, Красноярск, Краснодар, Владивосток и Хабаровск. Наименее привлекательными для развития бизнеса стали Новокузнецк, Нижний Новгород, Волгоград, Ярославль и Тольятти. Москва также относится к числу городов, где сложились неблагоприятные условия для развития малого предпринимательства (см. Табл. № 1).
Таблица 1. Рейтинг городов России по активности малого и среднего бизнеса в 2014 году
Рейтинг
Город
Доля тех, у кого уже есть свой бизнес
Доля тех, кто планирует создать свой бизнес в ближайшие год-два
1
Ростов-на-Дону
15%
14%
2
Красноярск
11%
14%
3
Краснодар
9%
16%
4
Владивосток
9%
14%
5
Хабаровск
11%
13%
6
Оренбург
8%
15%
7
Пенза
10%
13%
8
Казань
8%
15%
9
Челябинск
8%
14%
10
Тюмень
7%
14%
11
Ульяновск
6%
14%
12
Новосибирск
8%
12%
13
Астрахань
6%
14%
14
Томск
9%
11%
15
Санкт-Петербург
10%
10%
16
Воронеж
9%
10%
17
Екатеринбург
8%
11%
18
Саратов
7%
11%
19
Ижевск
6%
12%
20
Уфа
5%
13%
21
Барнаул
7%
10%
22
Кемерово
7%
10%
23
Иркутск
5%
12%
24
Набережные Челны
6%
11%
25
Омск
7%
9%
26
Рязань
6%
10%
27
Пермь
6%
9%
28
Москва
6%
9%
29
Самара
7%
7%
30
Липецк
5%
9%
31
Тольятти
4%
9%
32
Ярославль
5%
8%
33
Волгоград
6%
7%
34
Нижний Новгород
4%
7%
35
Новокузнецк
4%
7%
Исследование также позволило получить социально-демографический портрет городского жителя, который стремится стать предпринимателем. Это, прежде всего, молодые люди, студенты из обеспеченных семей и семей среднего достатка. Среди студентов 22% планируют создание собственного бизнеса. Авторы исследования обращают внимание на то, что в США, например, по данным аналогичных опросов службы Gallup 33% молодых людей собираются создать свой бизнес. Это больше чем в России, однако показатели в целом сопоставимы. Значимое различие между Россией и США состоит в том, что в США к предпринимательской деятельности молодые женщины стремятся чаще мужчин, тогда как в России среди будущих предпринимателей с большим отрывом доминируют мужчины. Социально-демографический профиль состоявшихся предпринимателей во многом следует из портрета кандидата в бизнесмены: российские владельцы бизнеса — это, как правило, мужчины 30–50 лет с высшим или дополнительным образованием. В группе тех, кому доходов хватает на удовлетворение любых разумных потребностей, бизнесмены составляют более 40%. Наиболее популярными отраслями для малого и среднего предпринимательства в России являются оптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание населения, строительство и ремонт недвижимости, а также различные обрабатывающие производства (см. Таблицу № 2).
Таблица 2. Распределение малых и средних предприятий по отраслям деятельности
Отрасли
Доля малых и средних предприятий, действующих в данной отрасли
Оптовая и розничная торговля; бытовое обслуживание населения, ремонт различной техники
38%
Строительство, ремонт недвижимости
11%
Обрабатывающие производства (машиностроение, производство продуктов питания и тому подобное)
11%
Маркетинг, реклама, PR, компьютерный сервис и прочее обслуживание предприятий
9%
Транспорт и связь
8%
Образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, социальные услуги
7%
Операции с недвижимостью
5%
Гостиницы и рестораны
3%
Сельское и лесное хозяйство
2%
Финансовая деятельность (банки, страхование, инвестиции)
2%
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (электроснабжение, газо- и водоснабжение)