Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила результаты седьмого ежегодного исследования эффективности системы управления персоналом (PwC Saratoga 2013). Согласно данным исследования, компании всё меньше внимания уделяют перекупке опытных специалистов, смещая приоритеты в сторону развития и удержания собственных сотрудников. Исследование показало, что за минувший год инвестиции в обучение и развитие персонала выросли почти на 30%. Исследование проведено компанией PwC в России по методологии Института Saratoga, лидера в области оценки эффективности человеческого капитала, чьи исследования используются множеством компаний по всему миру на протяжении более чем 30 лет. Отчёт PwC Saratoga 2013, составленный по результатам исследования, включает в себя данные по более чем 60 компаниям, осуществляющим деятельность на российском рынке в рамках 10 отраслей экономики (финансовые услуги, производство, топливно-энергетический комплекс, товары массового потребления, телекоммуникации, высокие технологии и другие отрасли). Численность персонала компаний участниц опроса составляет более 3000 сотрудников, 58% из которых женщины. Более половины опрошенных попадают в возрастную категорию от 26 до 40 лет. Исследование позволяет проследить динамику ключевых показателей в области управления персоналом (HR) по сравнению с предыдущими годами. По данным исследования, одним из ключевых приоритетов компаний является повышение эффективности работы сотрудников. Отмечается существенный рост инвестиций в обучение и развитие персонала: в этом году они выросли почти на 30% в расчёте на одного сотрудника (с 7 200 рублей до 9 900 рублей), а охват обучением продемонстрировал рост с 47% до 64%. При этом работодатели стали отдавать большее предпочтение обучающим программам внешних провайдеров по сравнению с обучением собственными силами. Рост инвестиций в области обучения и развития отражает долгосрочный подход компаний к управлению человеческим капиталом, и это позитивная тенденция. Компании осознают, что краткосрочные меры — агрессивный рост заработных плат и покупка кандидатов на рынке труда — исчерпывают себя. Параллельно с инвестициями в талантливых сотрудников, компании продолжают процессы оптимизации численности персонала: по результатам исследования, был отмечен рост коэффициента увольнений по инициативе работодателя (с 3,9% до 5,3% от общей численности персонала организации, без учёта влияния увольнений за нарушение трудовой дисциплины). В то же время коэффициент подбора персонала снизился на три процентных пункта по сравнению с предыдущим годом (с 16,2% до 19,4%). В свою очередь, сотрудники менее активно рассматривают возможность смены работодателя — об этом может говорить снижение коэффициента увольнений по инициативе работника (с 16,3% до 12,8%). Комментирует Руксандра Стоиан, партнёр практики по оказанию консультационных услуг в области управления персоналом, PwC в России: «Мы связываем эту тенденцию с несколькими факторами: прежде всего, наблюдается снижение спроса со стороны работодателей, поскольку компании оптимизируют численность, и это затрудняет поиски нового рабочего места. Кроме того, в условиях роста конкуренции на рынке труда компании начинают активно инвестировать средства в развитие собственных сотрудников, привлекая меньше персонала извне. Ну и наконец, сами сотрудники в условиях сложной рыночной ситуации более осторожно принимают решения о переходе на новую работу». В процессе оптимизации компании стремятся повышать эффективность в управлении затратами на вознаграждение персонала, уделяя более пристальное внимание не только уровню вовлечённости и мотивации сотрудников, но и показателям отдачи от этих затрат. При этом, согласно результатам исследования, сам уровень отдачи от затрат в персонал снижается. На каждый рубль, инвестированный в сотрудника в виде вознаграждения, компании получили в среднем 1,92 рубля (в предыдущем году — 2,55 рубля). Это происходит в том числе Комментирует Руксандра Стоиан: «Сегодня управление человеческим капиталом по-прежнему остаётся одним из ключевых вызовов для компаний на российском рынке труда. Безусловно, в разных индустриях можно наблюдать определённую специфику в динамике показателей, однако на основании результатов исследования мы отмечаем общий тренд — компании смещают приоритеты в сторону разработки долгосрочных решений. Можно сказать, что компании стали проявлять больше мудрости, точечно оптимизируя затраты, при этом осознавая необходимость долгосрочных инвестиций в развитие собственного персонала». |
|