Исследование PricewaterhouseCoopers: Государство и руководители крупнейших компаний мира: заключение нового социального договора между бизнесом и государством
22.02.2013. 12:19
Центр по изучению государственного сектора международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) представил результаты нового международного исследования «Государство и высшие руководители крупнейших компаний мира: заключение нового социального договора между бизнесом и государством», в основу которого положены опросы руководителей крупнейших компаний мира, а также мнения и оценки высших руководителей правительственных структур. Руководители считают, что в последние несколько лет бизнес во всех регионах мира переживает период спада, характеризующегося долговременной неопределённостью, что требует от компаний ещё большей гибкости и жизнеспособности, необходимых для успешного развития.
В ходе исследования была проведена серия интервью с 42 представителями государственных органов и руководителями компаний с государственным участием. Результаты данного качественного анализа были объединены с результатами количественного исследования, включавшего 1 330 интервью с руководителями компаний из 68 стран мира, проведённых в IV квартале 2012 года.
Комментирует Иен Стюрессон, руководитель глобальной группы PwC по оказанию услуг государственным органам и компаниям: «Основная мысль, которую авторы отчёта хотели бы донести до правительств и организаций государственного сектора, такова: они должны содействовать устранению неопределённости, способствовать повышению гибкости и устойчивости компаний и взаимодействовать с бизнес-сообществом. Настало время для заключения нового социального договора между бизнесом и государством, что требует коренного изменения в менталитете организаций государственного сектора и лидеров бизнеса и перехода от простого сосуществования к взаимовыгодному сотрудничеству».
Результаты опроса свидетельствуют о том, что бизнес сегодня сталкивается с нестабильностью и неопределённостью, которые негативно сказываются на уверенности в будущем руководителей компаний как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Неопределённость в отношении перспектив экономического роста по-прежнему вызывает наибольшую обеспокоенность у высших руководителей компаний: свыше половины (52%) участников опроса считают, что мировая экономика достигла уровня, характеризующегося нулевым ростом, при этом отмечено новое снижение их краткосрочной уверенности, а подавляющее большинство (81%) руководителей заявили, что их в той или иной мере беспокоят экономические условия деятельности. К числу прочих наиболее серьёзных экономических угроз, отмеченных респондентами, относятся бюджетный дефицит, долговое бремя и чрезмерное нормативно-правовое регулирование. Три высших позиции в перечне угроз для бизнеса, по мнению респондентов, занимают потенциальное увеличение налогового бремени, дефицит квалифицированных кадров и рост затрат на приобретение энергоносителей и сырья.
Современный мир характеризуется следующими чертами: глобальная неопределённость, которая усугубляется различными разрушительными событиями — от стихийных бедствий до социальных потрясений, и изменением соотношения сил в мировой экономике — от доминирующего положения стран «старого мира» к растущему вкладу стран с развивающейся рыночной экономикой; режим строгой экономии по всему миру, который в будущем чреват для многих развитых стран снижением спроса со стороны государственного и частного секторов, что, в свою очередь, повлечёт за собой спад спроса на товары и услуги стран с развивающейся рыночной экономикой.
Бизнес-сообщество особенно обеспокоено тревожным сочетанием экономических и политических угроз с угрозами для перспектив роста бизнеса:
Неопределённость и нестабильность экономического роста, а также проблема бюджетного дефицита и государственного долга стали самым серьёзным предметом обеспокоенности наших респондентов из стран Северной Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, результаты опроса высших руководителей компаний в США оказались просто ошеломляющими: 93% респондентов обеспокоены ответными мерами правительства страны по противодействию росту бюджетного дефицита и долговой нагрузки.
В зоне развивающихся рынков (что, возможно, отражает более высокий уровень деловой уверенности, особенно в странах Латинской Америки и Ближнего Востока) трудности в основном ассоциируются с нехваткой квалифицированных специалистов и чрезмерным нормативно-правовым регулированием (наивысший показатель отмечен в ответах высших руководителей компаний стран Латинской Америки — 72%). Кроме того, 50% или более высших руководителей компаний из стран Латинской Америки и Африки, принявших участие в нашем опросе, обеспокоены недостаточным уровнем развития инфраструктуры (в том числе в некоторых странах — отсутствием базовых элементов инфраструктуры, например энергоснабжения, водопровода и канализации).
Эти угрозы требуют самых серьёзных действий со стороны правительств и государственных организаций по трём направлениям:
Решение проблем, связанных с неопределённостью. Обеспокоенность, связанная с неопределённостью или неустойчивостью экономического роста, по-прежнему остаётся на высоком уровне, как и по результатам прошлогоднего опроса, но при этом беспокойство в отношении бюджетного дефицита даже усилилось: озабоченность по этому поводу — от некоторой степени до чрезвычайной — высказали 71% респондентов.
Комментирует Иен Стюрессон: «Государство и организации государственного сектора должны сыграть свою роль в противодействии основным угрозам для бизнеса и снижении уровня неопределённости, которая препятствует планам инвестирования и увеличения числа рабочих мест».
Наиболее приоритетные задачи для бизнеса, которые государство должно иметь в виду в интересах устойчивого экономического роста, таковы:
Обеспечить стабильность финансового сектора, в частности за счёт контроля бюджетного дефицита и роста государственного долга; при этом основное внимание следует уделить сокращению затрат и формированию инновационных моделей предоставления услуг в государственном секторе.
Обеспечить наличие и подготовку квалифицированных кадров на основе творческих подходов к налаживанию диалога с работодателями и их заинтересованного участия в решении этой проблемы.
Создать интегрированную инфраструктуру, основанную на эффективном использовании новых технологий, и при необходимости повысить её устойчивость к рискам с учётом потенциальных разрушительных последствий природных или иных катастроф.
Повышение устойчивости и гибкости экономики. Чтобы справиться с проблемами, вызванными неопределённостью на рынках, и создать более устойчивую и гибкую организацию, руководители компаний частного сектора концентрируют усилия на трёх направлениях: ориентации на «островки» возможностей роста, улучшении обслуживания клиентов и повышении операционной эффективности.
Комментирует Скотт Макинтайр, один из руководителей глобальной группы PwC по оказанию услуг государственным органам и компаниям: «Ограниченность денежных ресурсов, обстановка неопределённости и нестабильности также свидетельствуют о необходимости повышения устойчивости и гибкости организаций государственного сектора. Мы полагаем, что многие действия, необходимость которых высветили результаты опроса руководителей крупнейших компаний, в равной степени актуальны и для руководителей организаций государственного сектора. Такие действия могут помочь им повысить операционную гибкость и наладить более слаженное взаимодействие внутри организации и с внешними сторонами».
Организациям государственного сектора необходимо наращивать свои возможности по прогнозированию и приспосабливаться к новым обстоятельствам и непредвиденным событиям. Это можно обеспечить за счёт повышения гибкости и оперативности своих действий на основе:
упрощения организационной структуры;
совершенствования инструментария анализа клиентской базы;
разработки новых бизнес-моделей.
Кроме того, государственные структуры должны быть готовы к принятию более оперативных мер по преодолению последствий неудачных финансовых, операционных и/или стратегических решений и действий, когда таковые имеют место.
Ведение диалога с бизнес-сообществом. В свете более активного вовлечения государства в деятельность частного сектора — через долевое участие в капитале или нормативно-регулятивное воздействие — меняется и оценка руководителями компаний роли и эффективности участия государства в ключевых областях, оказывающих влияние на коммерческую деятельность. Государство и регулирующие органы являются наиболее важными заинтересованными сторонами: 85% руководителей компаний заявили, что государство и регулирующие органы оказывают некоторое или значительное влияние на их бизнес, и лишь 14% из них считают, что это влияние является незначительным или отсутствует вообще; 67% наших респондентов отметили, что они осуществляют некоторые или серьёзные изменения для укрепления взаимодействия и диалога с государством и регулирующими органами.
Комментирует Скотт Макинтайр: «Нравится нам это или нет, но государственный и частный секторы сегодня стали более взаимозависимыми, чем когда-либо, в таких ключевых областях, как обеспеченность квалифицированными кадрами и охрана здоровья на рабочем месте. Однако для улучшения отношений между этими секторами требуется изменить менталитет руководителей с обеих сторон и перейти от сосуществования к подлинному партнёрству. Нам необходим новый социальный договор между бизнесом и государством для обеспечения здорового экономического роста».
В отношениях между государством и бизнесом должны произойти следующие изменения:
Переход от стереотипа «государственная собственность — это хорошо, а частная — плохо» к более взвешенной и точной оценке лучших черт обеих форм.
Переход от вынужденного сотрудничества к общей совместной работе.
Переход от недоверия к взаимному признанию сфер ответственности с обеих сторон.
Иен Стюрессон делает следующий вывод: «Руководители государственного сектора могут внести свой вклад, задав правильный тон в диалоге сторон и взяв на себя личную ответственность за выполнение принятых решений как внутри своих организаций, так в отношениях с внешними заинтересованными сторонами».