Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) представила результаты XVI ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира (16th Annual Global CEO Survey). Авторы исследования подчёркивают, что руководители по всему миру более уверены в перспективах роста своих компаний на следующий год, чем в прогнозах для мировой экономики. При этом, руководители российских компаний настроены более оптимистично, чем их коллеги из других стран мира. В рамках XVI опроса руководителей крупнейших компаний мира, проводимого PwC, в четвёртом квартале 2012 года было организовано 1330 интервью с руководителями компаний в 68 странах. 312 интервью было проведено в Западной Европе, 449 — в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 165 — в Латинской Америке, 227 — в Северной Америке, 95 — в Центральной и Восточной Европе и 82 — на Ближнем Востоке и в Африке. XVI ежегодный опрос руководителей крупнейших компаний мира PwC был представлен на пресс-конференции в Давосе накануне ежегодной встречи участников Всемирного экономического форума. Согласно результатам опроса, российские руководители настроены более оптимистично, чем руководители из других стран. Так, из общего числа российских респондентов 95% (81% по всему миру) выразили некоторую или полную уверенность в том, что в течение 12 месяцев их компании будут расти, а полностью уверены в этом 66% (36% по всему миру), что на треть больше аналогичного показателя опроса прошлого года в 48%. Мировой показатель в 36% означает снижение показателя относительно 40% в прошлом году, и 48% в 2011 году. 34% опрошенных российских руководителей и 28% руководителей крупнейших компаний говорят о дальнейшем спаде в глобальной экономике в 2013 году, а половина как российских, так и руководителей во всём мире полагают, что ситуация останется без изменений. Комментирует Дэвид Грэй, управляющий партнёр PwC в России: «Российские руководители настроены оптимистично. Они надеются на то, что ситуация в мировой экономике не ухудшится по сравнению с прошлым годом. Российская экономика будет расти, но, возможно, более медленными темпами. Это, однако, не мешает руководителям российских компаний планировать увеличение числа сделок слияния и поглощения (в основном, правда, на внутреннем рынке) и создание стратегических альянсов. Кризис 2008 года остался в прошлом: российские руководители второй год подряд планируют увеличивать численность персонала, а также инвестировать в его обучение и развитие». Руководители компаний в Западной Европе продемонстрировали самый низкий уровень уверенности в росте доходов в краткосрочной перспективе. В условиях продолжающейся рецессии только 22% западноевропейских респондентов заявили о том, что они «полностью уверены» в перспективах роста, то есть меньше, чем 27% в прошлом году и 39% в 2011 году. Уверенность в краткосрочных перспективах роста также снизилась в странах Северной Америки до 33% (42% в 2012) и в Азиатско-Тихоокеанском регионе до 36% (42% в 2012). Однако уверенность руководителей в странах Латинской Америки в краткосрочном росте увеличилась до 53%, что немного выше, чем в прошлом году. На уровне стран, различия в степени уверенности руководителей в росте доходов компаний показали более широкий диапазон: самый высокий уровень уверенности наблюдался в России (66%), вслед за которой с небольшим отрывом следовали Индия (63%) и Мексика (62%). За ними шли другие страны, в том числе Бразилия (44%), Китай (40%), Германия (31%), США (30%), Великобритания (22%), Япония (18%), Франция (13%) и, наконец, Корея, где только 6% руководителей были полностью уверены в росте доходов в новом году. Что касается более долгосрочной перспективы, то только 39% опрошенных руководителей российских компаний полагают, что выручка будет расти в течение следующих трёх лет, в то время как уверенность респондентов по всему миру осталась на том же уровне: 46% сказали, что они «полностью уверены» в перспективах роста на следующие три года. Руководители компаний в Африке (62%) и на Ближнем Востоке (56%) показали самый высокий уровень уверенности в долгосрочном росте. В Северной Америке 51% респондентов были «полностью уверены» в перспективах долгосрочного роста, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 52%. Самая слабая уверенность в долгосрочном росте была в Европе — 34%. Объявляя результаты опроса в первый день ежегодной сессии Всемирного экономического форума в Давосе, Деннис М. Нэлли, президент PricewaterhouseCoopers International, отметил: «Руководители по-прежнему очень осторожны в оценке краткосрочных перспектив своего бизнеса и прогнозах для глобальной экономики. Однако с учётом высокого уровня озабоченности среди руководителей по поводу таких вопросов, как чрезмерное регулирование, государственный долг, нестабильность рынков капитала, не удивительно, что уверенность респондентов снизилась за последние 12 месяцев. Мы видим, что руководители компаний работают над решением проблемы сохраняющихся рисков. Стратегически руководители продолжают совершенствовать свои операции, стараясь снизить расходы без ущерба для качества, по мере преодоления ими застойного периода. Они ищут возможности органичного роста, избегая крупных затрат, которые могут лишить их ресурсов в будущем. Наиболее важно то, что они сосредоточивают внимание на клиентах и сотрудничают с ними как никогда тесно в рамках программ по стимулированию спроса, лояльности и совместных инноваций». Что беспокоит руководителей компаний больше всего?Ввиду сохранения сложной экономической ситуации, респонденты в целом выражали обеспокоенность по поводу более широкого круга вопросов, чем год назад. Во главе списка — обеспокоенность, высказанная 81% руководителей по всему миру, относительно постоянной неопределённости экономического роста. Явно давая понять правительствам всех стран мира о своём беспокойстве, респонденты среди других основных причин отметили меры, предпринимаемые правительствами в отношении бюджетного дефицита (71%), чрезмерного регулирования (69%) и отсутствия стабильности на рынках капитала (61%). Озабоченность руководителей проблемой чрезмерного регулирования достигла максимума с 2006 года. Среди бизнес-рисков и экономических угроз, которые беспокоят российских руководителей, на первом месте также стоят нестабильный или изменчивый экономический рост (76%), затем — нехватка квалифицированных кадров (73%). Две трети российских респондентов обеспокоены чрезмерным государственным регулированием, и почти 70% (68%) — отсутствием стабильности на рынках капитала. В меньшей степени российские руководители обеспокоены появлением на рынке новых игроков (73%), незащищённостью прав интеллектуальной собственности и клиентских данных (71%) и нарушением цепочки поставок (68%). Отвечая на вопрос об основных угрозах росту их бизнеса, руководители компаний по всему миру также упоминали увеличение налогового бремени (62%), дефицит основных специальностей (58%) и стоимость энергоносителей и сырья (52%). В России фискальные проблемы волнуют 59% опрошенных, и это при том, что объём государственного долга в России меньше, чем в большинстве европейских стран, — он находится на уровне 11% ВВП. Для сравнения: аналогичный показатель в Великобритании составляет 91%, в Германии — 99%, в Греции — 192%. Говоря о подходах к управлению компанией, в России чаще, чем в других странах, руководители высшего звена отмечали централизованный контроль над управлением рисками (80%). В Китае 35% руководителей компаний назвали контроль над управлением рисками централизованным. Если говорить о возможных сценариях развития мировой экономики, то в России более 70% руководителей считают маловероятным сценарий распада еврозоны и 39% российских руководителей считают маловероятной рецессию в США. Менее трети опрошенных руководителей в России (27%) допускают возможность снижения темпов роста китайской экономики, ныне уступающей по объёмам только американской, ниже уровня 7,5%. Российские руководители, скорее, допускают именно такой сценарий развития мировой экономики в следующем году. Работа в условиях нестабильности — что делать?Чтобы создать организации, которые смогут выжить и преуспеть в условиях дестабилизации, руководители компаний реализуют три конкретных вида стратегии: поиск «островков» возможностей, концентрация внимания на работе с клиентом и повышение эффективности деятельности. 1. Поиск «островков» возможностей:Около 68% руководителей компаний по всему миру сосредоточивают усилия на реализации тщательно отобранных инициатив. Они взвешивают все имеющиеся варианты, делая несколько выгодных инвестиций и консолидируя ресурсы для максимизации успеха. Говоря об «островках» возможностей, почти половина опрошенных руководителей возлагают надежды на рост на существующих рынках, и только 25% рассматривают разработку новой продукции. И только 17% руководителей планируют новые сделки по слиянию и поглощению — преимущественно в Северной Америке и Западной Европе. Большинство опрошенных руководителей российских компаний в 2013 году видят главную возможность для развития своего бизнеса также в органическом росте на существующих рынках: так ответили 51% опрошенных. Ещё четверть респондентов рассматривают в качестве такой возможности сделки слияния и поглощения. Таким образом, российские руководители возлагают на зарубежные рынки больше надежд, чем, например, их китайские коллеги или чем в целом руководители в странах БРИК. Однако развитие бизнеса за счёт создания новых продуктов или услуг планируют 12% опрошенных — это втрое меньше, чем руководители китайских компаний. Значительная часть сделок слияния и поглощения будет проходить на внутреннем рынке, полагают опрошенные российские руководители (88%). Среди тех, кто планирует совершить сделки за пределами России, 25% заинтересованы в приобретении активов в одной из стран Западной Европы и столько же — в Юго-Восточной Азии. Китай возглавляет список стран, которые в целом считаются наиболее важными для будущего роста, что подтверждается ответами 31% руководителей по всему миру, за ним следуют США (23%), Бразилия (15%), Германия (12%) и Индия (10%). В этом году Индонезия впервые попала в первую десятку, на два пункта перегнав Японию. Среди крупных компаний (свыше 10 млрд долларов США), однако, наибольшее значение Китаю придают 45% респондентов, тогда как США — только 20%. 2. Концентрация внимания на клиенте:Более половины (54%) опрошенных руководителей в России и в мире (51%) планируют изменить стратегию управления в ближайший год, особенно в отношении расширения клиентской базы, удержания клиентов и повышения их лояльности: об этом сообщили 80% опрошенных руководителей как российских компаний, так и по всему миру. 3. Повышение эффективности деятельности:Приоритетной областью для инвестиций в течение ближайшего года руководители российских компаний считают повышение операционной эффективности. Об этом сказали 63% опрошенных руководителей в России. Это больше, чем в остальных странах БРИК, в Западной Европе и США, где данное направление стоит на втором месте после расширения клиентской базы. Интересно, что руководители китайских компаний приоритетной областью для инвестиций в 2013 году считают исследования, разработки и инновации. Более половины (54%) опрошенных российских руководителей планируют изменить стратегию управления в ближайший год. Примечательно, что и в целом по БРИК, и отдельно по странам, входящим в этот блок, количество желающих поменять стратегию больше, чем в развитых странах. Российские руководители планируют изменить стратегии по управлению рисками (71%), по увеличению капиталовложений (73%) и по инвестициям в технологии (71%). 83% российских руководителей и 70% по всему миру планируют сохранить курс на оптимизацию издержек в 2013 году. Интересно отметить, что одновременно с этим именно в российских компаниях как в 2012, так и в 2013 году планируется увеличить численность персонала более чем на 8%. Так ответил каждый пятый респондент — это больше, чем в Европе, США или Китае. Рабочие места и поиск талантовРуководители по всему миру остаются довольно осторожными в своих планах по увеличению штатов в этом году. 45% респондентов планируют набирать сотрудников в 2013 году (что меньше, чем 51% в 2012), тогда как 23% намерены сократить свой персонал. Подготовка квалифицированных кадров оказалась задачей, решение которой российские руководители готовы в большей степени разделить с государством: более половины опрошенных полагают, что этот вопрос должен быть решён государством, но при этом 41% респондентов планируют увеличить инвестиции в этой сфере. Комментирует Дэвид Грэй, управляющий партнёр PwC в России: «Если вы создадите компанию, в которой работает принцип развития сотрудников, инвестирования в их таланты, постоянно подпитывая их лидерские качества, тогда вы создадите целое поколение руководителей, которые будут вести компанию вперёд. Хорошие финансовые отчёты — достижение на краткий срок. Воспитайте лидера, который будет развивать компанию и создаст, что-то, что будет длится вечно». Независимо от планов по набору персонала, поиск и сохранение нужных специалистов остаётся серьёзной проблемой для руководителей компаний. Отсутствие сотрудников ключевых специальностей оценивалось респондентами как основная угроза перспективам роста их бизнеса, что подтвердили 58% опрошенных из разных стран мира. Наибольшие опасения по поводу дефицита специалистов высказывали руководители компаний по всему миру, занятых в горнодобывающей промышленности (75%), инжиниринге и строительстве (65%), в отраслях связи (65%), высоких технологий (64%) и страховании (64%). Не удивительно, что в свете вышеуказанных причин свыше трёх четвертей (77%) руководителей по всему миру заявили о необходимости изменения стратегии своих компаний по управлению кадрами в течение следующих 12 месяцев, и около четверти респондентов (23%) сказали, что они планируют крупные перемены. Повышение доверия общества и отношения бизнеса и государстваРуководители компаний по всему миру также признают необходимость повышения доверия среди более широкого круга заинтересованных сторон. 37% обеспокоены тем, что недоверие к их отрасли может поставить под угрозу рост их компании, а 57% планируют больше внимания уделять продвижению этической культуры. Кроме того, почти половина руководителей (49%) планируют предпринимать больше шагов в области снижения экологических последствий их деятельности в последующие 12 месяцев. Руководители российских компаний во многом возлагают ответственность за создание благоприятной бизнес-среды на государство. Однако при этом они сами готовы вкладывать значительные средства во многие составляющие, например в создание инфраструктуры, заботу о здоровье сотрудников и подготовку квалифицированного персонала. По мнению российских руководителей государство и бизнес должны, прежде всего, инвестировать в развитие инфраструктуры (80%), обеспечение стабильности финансового сектора (68%) и подготовку квалифицированных кадров (56%). Более трети (34%) опрошенных российских руководителей считают, что вопросы улучшения инфраструктуры страны пока решаются неэффективно. С тем, что государство обеспечивает стабильность финансового сектора, согласны 41% руководителей российских компаний, при этом каждый пятый отметил, что планирует увеличить инвестиции в достижение этой цели. Выводы, касающиеся России
Перспективы роста:Руководители российских компаний смотрят в будущее с оптимизмом. По сравнению с руководителями компаний по всему миру среди них больше всего тех, кто убеждён в возможности краткосрочного роста. Значительное число респондентов — 95% (81% по всему миру) — выразили некоторую или полную уверенность в том, что в течение 12 месяцев их компании будут расти, а полностью уверены в этом 66% (36%). Что касается долгосрочного роста, то 88% (90%) респондентов выразили некоторую или полную уверенность в росте, который будет продолжаться на протяжении трёх следующих лет, а 39% (46%) полностью уверены в этом. Глобальная экономика:На вопрос о том, что они думают о перспективах мировой экономики на ближайшие 12 месяцев, 34% (28%) опрошенных отвечают, что её ожидает период спада, и лишь 10% (18%) уверены в улучшении экономической ситуации. 51% (52%) респондентов считают, что состояние экономики не изменится. Возможности роста 51% (32%) руководителей считают, что в течение 12 следующих месяцев они смогут воспользоваться возможностями естественного роста на внутреннем рынке. При этом 24% (17%) полагают, что рост будут обеспечивать совместные предприятия/стратегические альянсы, а 12% (25%) связывают его с новыми продуктами или услугами. Когда респондентов попросили перечислить страны, которые будут иметь самое большое значение для роста их компаний в течение ближайших 12 месяцев, 29% назвали Китай, 20% — Германию, 15% — США. Инвестиционные приоритеты:На вопрос о том, каковы их инвестиционные приоритеты, 63% (49%) опрошенных ответили, назвав повышение операционной эффективности, 44% (19%) — наращивание производственных мощностей, 41% (51%) — увеличение клиентской базы, 34% (38%) — повышение качества услуг, оказываемых клиентам. Угрозы:Руководители российских компаний назвали четыре следующие потенциальные угрозы макроэкономического и политического характера:
В числе рисков для бизнеса 73% (58%) опрошенных назвали проблему нехватки квалифицированных кадров, 61% (39%) — неспособность финансировать рост, 59% (62%) — увеличение налогового бремени. Лишь 7% (16%) руководителей считают, что распад еврозоны возможен, а подавляющее большинство респондентов — 71% (45%) — полагают, что этот сценарий маловероятен. Что касается вероятности снижения темпов экономического роста Китая до уровня ниже 7,5%, то лишь по мнению 27% (45%) опрошенных такая вероятность высока, а 22% (19%) считают её низкой. 39% (29%) респондентов полагают, что вероятность рецессии в США низка, 17% (32%) придерживаются противоположной точки зрения. Лишь 2% (15%) оценивают вероятность дезорганизации работы крупного торгового/производственного центра в результате стихийного бедствия как высокую, а существенный процент опрошенных — 71% (39%) — оценивают её как низкую. По мнению небольшого процента опрошенных — 5% (13%), вероятность таких негативных событий в области здравоохранения, как вирусные эпидемии, высока. Подавляющее большинство — 78% (51%) оценивают такую вероятность как низкую. 66% (44%) респондентов полагают, что вероятность кибератак или крупных сбоев в работе Интернета низка, при этом 15% (20%) считают, что вероятность реализации такого сценария высока. Необходимость изменений:80% (82%) руководителей российских компаний планируют в течение ближайших 12 месяцев осуществить изменения, касающиеся стратегии увеличения числа клиентов, их удержания и лояльности. 73% (64%) видят необходимость изменений, связанных с увеличением капитальных затрат. 71% (62%) опрошенных сказали, что изменения будут касаться управления рисками. 71% (74%) видят необходимость изменений в сфере инвестиций в технологии. Реструктуризация:85% (77%) руководителей российских компаний в течение прошлого года реализовывали меры по сокращению расходов, 83% (70%) планируют сделать то же самое в следующем году. При этом только их коллеги из Франции, государств Скандинавии и Румынии намерены сократить затраты в большей степени, чем российские руководители. 37% (31%) опрошенных передали бизнес-процессы или функции на внешний подряд, 49% (31%) планируют сделать это в следующем году. Этот показатель выше продемонстрированного руководителями компаний других стран. 29% (36%) руководителей создали новые стратегические альянсы или совместные предприятия, 46% (47%) намерены сделать это в следующем году. Сделки слияния и поглощения:Что касается регионов, выбранных руководителями российских компаний для осуществления сделок слияния и поглощения, создания совместных предприятий и стратегических альянсов, то большинство респондентов — 88% (21%) — указали Центральную и Восточную Европу и (или) Среднюю Азию, 25% (30%) назвали Западную Европу, 13% (22%) отдали предпочтение Восточной Азии, а 13% (25%) — Латинской Америке. Численность персонала:Впечатляющий показатель — 56% (48%) — руководителей российских компаний увеличили численность своего персонала в прошлом году, а 22% (25%) — сократили. В следующем году большое количество руководителей — 58% (45%) — планируют существенно увеличить численность сотрудников. При этом самый высокий показатель запланированного увеличения штата продемонстрировали руководители компаний из стран Ближнего Востока. 24% (23%) ответили, что, вероятнее всего, они будут сокращать сотрудников. Взаимодействие:На вопрос о том, с кем руководители российских компаний стремятся развивать отношения в рамках программ взаимодействия, они ответили, назвав пользователей социальных сетей — 92% (78%), покупателей и клиентов–83% (89%), поставщиков капитала (кредиторов и инвесторов) — 74% (68%) и сотрудников (включая профсоюзы и/или советы предприятий) — 73% (77%). Задачи правительства:80% (60%) руководителей компаний считают, что главной задачей правительства должно быть развитие инфраструктуры страны. По мнению 68% (63%) респондентов, правительство должно направить усилия на обеспечение стабильности финансового сектора. 56% (57%) участников исследования уверены, что правительство должно обеспечить создание и подготовку квалифицированных кадров. |
|