Самые глубокие убеждения человека, такие как религия, национальная идентичность и этический кодекс, обрабатываются особой областью головного мозга, которая защищает их даже в том случае, если за отказ от них предлагают деньги. При этом, менее значимые принципы, от которых человек готов отказаться под давлением или при соответствующей материальной награде, зависят от активности других мозговых центров. Группа исследователей под руководством директора Центра Нейрополитики (Center for Neuropolicy) при Университете Эмори в Атланте (Emory University), нейробиолога Грегори Бернса (Gregory Berns) разработала оригинальную методику для изучения того, как мозг человека обрабатывает глубокие убеждения. Комментирует Грегори Бернс: «Наше исследование показывает, что область фундаментальных ценностей человека, которые мы называем «священными», — это отдельный познавательный процесс. Мы придумали способ, чтобы выяснить, как люди принимают решения, касающиеся их фундаментальных ценностей. Это позволит нам лучше понять, что влияет на поведение человека в разных странах и культурах». Исследование финансировалось Управлением научных исследований Военно-морских сил США, Управлением научных исследований Военно-Воздушных сил США и Национальным научным фондом США. Результаты работы опубликованы в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society под названием «Биология культурного конфликта» (The Biology of Cultural Conflict). Учёные наблюдали за состоянием мозга 32 добровольцев при помощи функционального магнитно-резонансного томографа. В это время испытуемые должны были смотреть на дисплей компьютера, на который выводились утверждения, с которыми можно было согласиться или не согласиться, нажав на определённую кнопку на пульте. Предлагаемые утверждения касались личности добровольца: часть из них была безобидной, вроде «Пьете ли вы чай?», тогда как другие относились к числу острых социальных вопросов, таких как «Поддерживаете ли вы право лиц нетрадиционной ориентации на брак?» или «Являетесь ли вы сторонником запрета абортов?» После завершения компьютерного опроса участникам эксперимента предлагалось отказаться от своего предыдущего утверждения. За подпись на «документе», подтверждавшем отказ от принципа, учёные предлагали своим подопечным до $ 100 в зависимости от остроты вопроса. Комментирует Грегори Бернс: «Мы использовали этот аукцион в качестве средства для проверки верности своим принципам в каждом конкретном случае. Если человек отказывался брать деньги за перемену мнения, мы считали это утверждение «священным», то есть относящимся к фундаментальным ценностям человека. Но если он принимал «взятку», мы относили данное утверждение к числу тех, от которых он был готов отказаться». После этого учёные изучили снимки томографа и отметили те части мозга, которые были особенно активны во время отказа от денег. Выяснилось, что в принятии этого решения задействованы левая часть височно-теменного узла и часть коры левого полушария. Считается, что первая область отвечает за оценку моральности действий, а второй регион мозга задействован в поддержании дисциплины и внимания. Исследователи отмечают, что зоны мозга, связанные с ожиданием и получением награды, не были активны во время защиты фундаментальных ценностей. Ситуация менялась на обратную в тех случаях, когда добровольцы меняли своё мнение и забирали деньги. Кроме того, активность в этих центрах мозга была несколько выше у тех людей, которые считали себя активными участниками каких-либо социальных групп — церкви, клуба спортивных болельщиков или поклонников музыкальной группы. Комментирует Грегори Бернс: «Большинство политических стратегий правительств включают в себя набор поощрительных мер и наказаний. Наше исследование продемонстрировало абсолютную бессмысленность таких стратегий в тех случаях, если кто-то пытается рационально убедить людей отказаться от их фундаментальных убеждений, так как эти железные принципы обрабатываются не в той части мозга, которой человек оценивает выгоду от поощрений. Поэтому политические и религиозные конфликты, скорее всего, имеют биологическую основу. Теперь у нас есть средства, чтобы начать понимать эти отношения и попытаться изменить их». Впрочем, после эксперимента остаётся вопрос — достаточно ли $ 100, чтобы повлиять на какие-либо убеждения, а тем более «продать» за них фундаментальные ценности? Возможно, экономические стимулы были недостаточно сильны для того, чтобы результаты эксперимента стали кардинально иными. |
|