- Изображение хака даёт J. S. Polack, New Zealand, A narrative of travels and adventure. London 1838. Vol. I, p. 81–84
- «Стояние на Арафате» описано неоднократно, подробнее всего: Gaudefroy-Demombynes, Le Pelerinage a la Mekke Paris 1923, p. 241–255.
- Бечуаны: Dornan, Pygmies and Bushmen of the Kalahari p. 291.
- Волоки: Weeks, Among Congo Cannibals, p. 261.
- Пигмеи Габона; песня о пещере мёртвых: miles, Les pygmees de la foret equatoriale. Paris 1931.
- Духи-помощники чукотских шаманов: Ohlmarks Studien zum Problem des Schamanismus, S. 176.
- Видения эскимосских шаманов: Rasmussens Thulefahit Frankfurt 1926, S. 448–49.
- Войско мёртвых Шотландского нагорья: Carmichael Carolina Gaidelica. Vol. II, p. 357.
- Северное сияние у лапарей и индейцев-тлинкитов. Hofler, Kultische Geheimbunde der Germanen. Frankfurt 1934
- Жители воздуха: Bin Gorton, Die Sagen der Juden Bd I Von der Urzeit, S. 348.
- Войско демонов у персов: Darmesteter, The Zend-Avesta Part II, p. 49.
- Полный английский перевод «Диалога о чудесах» Цезария Гайстербахского: «The Dialogue on Miracles». London Routledge 1929. Цитируются Vol. I, p. 322–23, p. 328; Vol. II
- Бог и его двор: Casarius, Vol. II, p. 343
- Стихотворение о саранче: Waley, The Book of Songs. London 1937, p. 173.
- Письмо мадам Жюльен своему сыну от 2 августа 1791 года: Landauer, Briefe aus der Franzosischen Revolution, Band I, S. 339.
- Камилл Демулен своему отцу: Landauer, Band I, S. 144.
- Добротные сообщения о ривайвалистах, особенно в Америке, приводит Davenport, Primitive Traits in Religious Revivals. New York 1905. Биография одного из самых знаменитых проповедников, рассказанная им самим: Peter Cart-wright, The Backwoods Preacher. An Autobiography. London 1858.
- Наказание адом: Davenport, p. 67.
- Встреча у Кейн-Ридж: Davenport, p. 73–77.
- Тряска, лай, святой смех: Davenport, р. 78–81.
- Праздник папуасов во всех его стадиях составляет предмет необычно живой книги: Andre Dupeyrat, Jours de Fete chez les Papous. Paris 1954.
- Праздник у тупинамбу: Jean de Lay, Le voyage au Bresil 1556–1558. Новое издание: Paris, Payot 1927, p. 223–24.
- Военный танец женщин у кафиров Гиндукуша: Стоке, Things Indian, p. 124.
- Военный танец женщин у живарос: K. Karsten, Blood Revenge, War and Victory Feasts among the Jibaro Indians of Eastern Ecuador, Washington 1922, p. 24.
- Мирари и Мадагаскар: Я Decary, Mceurs et Coutumes des Malgaches. Paris 1951, p. 178–79.
- Иеремия, 25, 33.
- Проповедь Мухаммеда к мёртвым врагам по жизнеописанию Мухаммеда, данному Ибн Исхаком, см. в немецком переводе Вайля (Weil) 1864 года. Его превосходит современный английский перевод: A. Guillaume, The Life of Muhammad. A translation of Ibn Ishaqs Sirat Rasul Allah. Oxford 1955. Проповедь к мёртвым здесь на с. 305–306.
- Сообщение Уне приводит Erman, Agypten und agyptisches Leben im Altertum, S. 689.
- Хвала Рамзесу II: Erman, Die Literatur der Agypter, S. 324.
- Битва при Кадеше: Erman, Die Literatur der Agypter, S. 333.
- Победа Меренпта над ливийцами: Erman, Agypten und agyptisches Leben, S. 710–711.
- Рамзес III и ливийцы: Erman, ebenda, S. 711.
- Пересчитывание голов ассирийцами; схематическое изображение рельефа времён Ассурбанипала даёт G. Maspero, Au Temps de Ramses et d’Assourbanipal, p. 370.
- Огонь в Ведах: Н. Oldenburg, Die Religion des Veda, S. 43.
- Поджигательница: Krapelin, Einfuhrung in die psychiatrische Klinik. Bd. II. Fall 62, S. 235–240.
- Боги бури в Ведах: Macdonell, Hymns from the Rigveda, p. 56–57.
- Plutarch, Leben des Pompejus, Кар. II. с. ill. Распределение охотничьей добычи: E. Lot-Falck, Les Rites de Chasse chez les peoples siberiens. Paris. Gallimard 1953, p. 179–183.
- Военный танец таулипангов, выступающих против пишауко: Koch-Griinberg, Vom Roroima zum Oriniko. Bd. III. Ethnographic, S. 102–105.
- О тотемах австралийцев: наряду со старыми работами Спенсера, а также Джиллена и Штрелова особенно важны книги: Elkin, The Australian Aborigines 1943. Elkin, Studies in Australian Totemism. The Oceania Monographs № 2, 1933.
- Танец буйволов у манданов: George Catlin, The North American Indians, Vol. I, p. 143–44.
- Унгутника и дикие собаки: Spencer and Gillen, The Arunta, p. 169.
- Охотничья стая и кенгуру: Arunta, р. 170–71. с. 136. Лежанье на кандидатах: Arunta, р. 192–93.
- Spencer and Gillen, The Arunta. Ходьба гуськом, p. 160; бег по кругу, р. 273; лежание в ряд, р. 280; танцующий диск, р. 261–262; два ряда друг против друга, р. 189; каре, р. 278; груды на земле, р. 286, р. 290–292; испытание огнём, р. 294; стегание горящими ветками, р. 279, р. 289; обрезание, р. 219.
- Магу Douglas, The Leie of Kasai, in African Worlds, edited by Daryll Forde. Oxford University Press 1954, p. 1–26.
- Престиж леса: М. Douglas in African Worlds, p. 4.
- Совместная охота: М. Douglas, р. 15–16.
- R. Karsten, Blood Revenge, War and Victory Feasts among the Jibaro Indians of Eastern Ecuador, Washington 1922. Новое исследование: М. W. Stirling, Historical and Ethnographical Material on the Jivaro Indians. Washington 1938.
- Ruth Benedict, Patterns of Culture, Houghton Mifflin, Boston 1934. p. 57–130. Немецкий перевод: Urformen der Kultur, Rowohits Enzykiopadie 1955, S. 48–104.
- Заклинание дождя: Urformen der Kultur, S. 53.
- О Дагомее: Dalzel, The History of Dahomey. 1793. Эта бесценная старая книга содержит одно из первых детальных описаний Annual Customs — годичных праздников (р. XX). Другие книги о Дагомее: Barton, Mission to Gelele, King of Dahomey. 2 vols. London 1864. Ellis, The Ewe-speaking Peoples of the Slave Coast of West Africa 1890. Le Herisse, L’Ancient Royaume du Dahomey. Paris 1911. Herskovits, Dahomey, an Ancient West African Kingdom. 2 vols. New York 1938.
- Испанский паломник Ибн Убаяр: The Travels of Ibn Jubayr. Translated by R. J. С Broadhurst. London, Cape 1952. О растяжимости Мекки: p. 174.
- Пророк борьбы и войны: Goldziher, Vorlesungen uber den Islam, S. 22 und 25. «Убей неверного»: Коран, сура 9, ст. 5.
- Неистовствующая Кибела: Lukian, Gottergesprache. 12. Gesprach, в переводе Виланда.
- Жалоба Исиды: Erman, Religion der Agypter, S. 39.
- Кроме «Лекций об исламе» Гольдциера в этой главе использованы: Gobineau, Religions et Philosophies dans l’Asie Central, 1865. Новое издание: Paris, 1957. Donaldson, The Shiite Religion. London 1933. v. Grunebaum, Muhammadan Festivals. London 1958. Virolleaud, Le Theatre Persan. Paris 1950. Titayna, La Caravane des Morts. Paris 1930.
- Страдания Хуссейна: Donaldson, p. 79–87.
- Несчастья семьи пророка: Goldziher, S. 212–13.
- Плач о Хуссейне: Goldziher, S. 213–14.
- Могила Хуссейна в Кербеле: Donaldson, р. 88–100.
- Большой праздник шиитов: Grunebaum, р. 85–94.
- Два вида братств: Gobineau, р. 334–38.
- «Театр переполнен»: Gobineau, р. 353–56.
- «Иди и спаси из пламени»: Grunebaum, р. 94.
- День крови: Titayna, La Caravane des Morts, p. 110–113; цит. no: De Felice, Foules en Delire, p. 170–71.
- Stanley: Sinai and Palestine, p. 354–58.
- Curzon: Visits to Monasteries in the Levant, p. 230–50.
- В этом разделе объединены лишь несколько глав, относящихся, в основном, к современным реалиям. Было бы соблазнительно дать здесь больше. Но читатель ещё не знаком с результатами остальных частей книги, посвящённых исследованию власти. Поэтому может правильно показаться, что заголовок «Масса и история» претендует на слишком многое. Применение добытых здесь знаний о массе и стае к историческим движениям ранних эпох предполагается в последующих публикациях, которые частично уже подготовлены, а частично намечены.
- Сообщение о происшедшем с племенем козов представляет собой несколько упрощённый вариант материалов Типа: Theal, The History of South Africa, Vol. III, p. 198–207. Немецкий миссионер Kropf, бывший свидетелем событий, привёл свои впечатления в короткой и наглядной, но труднодоступной статье: Die Lugenpropheten des Kaffernlandes. (Neue Missionsschriften, 2. AufL, Nr. 11, Berlin 1891). Katesa Schlosser B книге «Propheten in Africa» (Braunschweig 1949), S. 35–41 излагает краткую версию событий. Наиболее важные места из Кропфа даются ей в цитатах. Подробное современное изложение с привлечением нового материала, оставшееся, правда, неизвестным в Европе, дано в книге южноафриканского провинциального писателя: Burton, Sparks from the Border Anvil, King Williams Town 1950, p. 1–102.
- Zuckerman: The Social Life of Monkeys and Apes. London, Kegan Paul 1932, p. 57–58.
- Zuckerman, p. 268–69; p. 300–304.
- Чингиз-Хан: Wladiminov, The Life of Chingis-Khan. London, Routledge 1930, p. 168.
- Цезарь: Plutarch, Leben des Casar, Кар. 15.
- Банкет мертвецов Домициана: Dio, Romische Geschichte. Epitome von Buch LXVII, Cap. 9.
- Спасение Иосифа: Josephus, Geschichte des Judischen Krieges, Buch III, Кар. 8. (Цит. по русс, переводу: Иосиф Флавий. Иудейская война. Пер. с древнегреч. М.-Иерусалим, 1993, с. 210–216).
- «Но Иосеф, благодаря ли удаче или же по воле божественного провидения, остался последним с ещё одним человеком». В славянской версии «Иудейской войны», которая, по мнению некоторых учёных, базируется на раннем греческом тексте, на месте этой фразы находится другая, в которой вещи прямо называются их именами: «Сказав это, он (Иосиф) по секрету пересчитал все жребии и так обманул их всех». См. новый английский перевод в серии Penguin Classics: Josephus, The Jewish War, translated by G. A. Williamson, p. 403. Appendix: The Slavonic Additions.
- Подробнее о Мухаммеде Туглаке см. в главе «Делийский султан».
- Завоевание Мудкала: Sewell, A Forgotten Empire, p. 34
- Хаким: Wolff, Die Drusen und ihre Vorlaufer. Leipzig 1845.
- Краткий обзор истории династии Моголов даёт Smith: The Oxford History of India, pp. 321–468.
- Сообщение иезуитов о принце Салиме по книге Du Jarrik, Akbar and the Jesuits, translated by С. H. Payne. London, Routledge 1926, p. 182.
- Лучшее описание Чаки, относящееся к его времени, дано английским путешественником Генри Финном. Его дневник, постоянно использовавшийся и ранее, более чем через сто лет был опубликован в виде книги: The Dairy of Henry Francis Finn, Edited by J. Stuart and D. Mck. Malcolm. Pietermaritzburg, Shuter and Shooter 1950. Единственная достойная современная биография, использующая наряду с письменными источниками и устную традицию, написана Риттером: Ritter, Shaka Zulu. London, Longmans Green, 1955.
- «Века» у этрусков: A. Grenier, Les Religions Etrusque et Romaine. Paris 1948. p. 26.
- Мана на Маркизах: Handy, Polynesian Religion, р. 31.
- Убийца у мурнгинов: Warner, A Black Civilisation. Harper and Brothers 1958. p. 163–165. Эта книга, появившаяся в 1937 году, представляет собой самое полное и самое значительное из всех имеющихся описаний австралийских племён.
- Герой на островах Фиджи: Lorimer Fison, Tales from Old Fiji, p. 51–53, p. XXI.
- Чудовище-змея и герой у уитото: К. Th. Preuss, Religion und Mythologie der Uitoto. Göttingen 1921. Bd. I, S. 220–29.
- Выживший у таулипангов: Koch-Griinberg, Indianermarchen aus Sudamerika. Jena, Diederichs 1921. S. 109–10.
- Происхождение кутенаи: Boas, Kutenai Tales. № 74, The Great Epidemic, p. 269–70. Washington 1918.
- Массовое самоубийство у баила: Smith and Dale, The Illa-speaking Peoples of Northern Rhodesia. London 1920. Vol. I, p. 20.
- Кабры и караибы: Humboldt, Reise in die Aquinoctial-Gegenden des neuen Continents, Bd. V, S. 63.
- Смерть индейского ребёнка: Roth, An Inquiry into the Animism and Folklore of the Guiana-Indians. Washington 1915. p. 155.
- Культ предков у зулу, мёртвые и живые братья: Callaway, The Religious System of the Amazulu. 1870. p. 146–159.
- Медиум короля в Уганде: N. К. Chadwick, Poetry and Prophecy, Cambridge 1942. p. 36–38.
- Культ предков у китайцев: Granet, La Civilisation Chinoise. Paris 1929. p. 300–302. Henri Maspero, La Chine Antique. Новое издание: Paris 1955. p. 146–155. Jeanne Cuisinier, Su-mangat. L’ame et son culte en Indochine et en Indonesie. Paris, Gallimard 1951. p. 74–85.
- Чума в Афинах: Thakydides, Geschichte des peloponnesi-schen Krieges, Buch II, Кар. 47–54.
- «Предком Чингиз-Хана был созданный небом и избранный судьбой серый волк», — этой фразой начинается «Тайная история монголов»: Die Geheime Geschichte der Mongolen, herausgegeben und libersetztvon Haenisch. Leipzig 1948.
- Душа римского императора взлетает в небо в виде орла. Великолепное изображение апофеоза римского императора, в данном случае Септимия Севера: Herodian, Geschichte des romischen Kaisertums seit Mark Aurel, Buch IV, Кар. 2.
- О страхе монголов перед грозой говорится у Рубрука: Contemporaries of Marco Polo, edited by Komroff. London 1928. p. 91.
- «Фульгураторы» у этрусков: A. Grenier, Les Religions Etrus-que et Romaine, p. 18–19.
- Власть и молния: Franz Kahn, Altchinesische Staatsweisheit, S. 105. Исчезновение Ромула в буре: Livius, Buch 1.16. Смерть Тилла Хостилия от удара молнии: Livius 1, 31. Смерть древнего короля Альба Лонги Ромула Сильвия от удара молнии: Livius 1, 3.
- Первые вопросы ребёнка: Jespersen, Language, р. 137.
- Полдневная женщина заспрашивала до смерти: Wendische Sagen, herausgegeben von Sieber, Jena 1925, S. 17.
- Туземный лекарь у аранда: Spencer and Gillen, The Arunta, Vol. II, p. 391–420.
- Загадочность последнего Висконти: Decembrio, Leben des Filippo Maria Visconti, ubersetzt von Funk. Jena 1913. Кар. 43, S.
- Испытание тайной Хосрова II: Le Livre de la Couronne, attribue a Sahiz, traduit par Ch. Pellat. Paris 1954. p. 118–120.
- Вакуф и ифадха: уже упоминавшаяся книга Gaudefroy-De-mombynes. Le Pelerinage a la Mekke. Paris 1923. p. 235–303.
- «О сирийской богине» Лукиана в переводе Виланда: Wieland. Samtliche Werke, Bd. IV, München 1911. S. 376–77.
- Самая подробная, хотя и тяжеловатая книга о скопцах написана Трасом: Grass, Die russischen Secten. Band II: Die weissen Tauben oder Scopzen. Leipzig 1914. Ему же принадлежит перевод «Die geheime heilige Schrift der Scopzen». Leipzig 1904. Новая работа на хорошем фактическом материале: Rapaport, Introduction a la Psycho-pathologie Collective. La Secte mystique de Scoptzy. Paris 1948.
- Старая литература об ассасинах частично подытожена и подвергнута критике в книге: Hodgson, The Order of Assassins. Haag 1955.
- Рабство внушаемости: Krapelin, Psychiatrie, III. Band, S. 723.
- Говорящие комары и так далее. Все цитаты из Крепелина: Psychiatrie, III. Band, S. 673–674.
- Hermann Lommel воспроизвёл странствия Бригу, описанные в «Сатапатха Брахмана», в статье «Бригу в потустороннем мире», опубликованной в Paideuma (1950, Bd.4). Его материалом я и пользуюсь. Ломмель проанализировал все подобные истории из древнеиндийской литературы в дополнении, опубликованном там же в 1952 году. (Bd.5), где сравнил их с представлениями других народов о «перевёрнутом мире мёртвых». Хотя я не во всём следую его интерпретации древнеиндийских текстов и прихожу к иным, чем он, выводам, я очень многим обязан его трудам. В цитатах из Ломмеля опущено всё, что излишне с точки зрения моего истолкования.
- Предчувствия бушменов: Bleek and Lloyd, Specimens of Bushman Folklore. London 1911. pp. 330–339.
- Мифы лоритья: С. Strelow, Die Aranda- und Loritja-Stamme in Zentral-Australien, II, p. 2–3. См. также: Levy-Bruhl, La Mythologie Primitive. Paris 1935. Эта книга крайне важна для изучения многих аспектов превращения. В ней рассматривается в основном мифический мир австралийцев и папуасов, приводятся обширные выдержки из лучших работ, посвящённых этому региону, а выводы во многом оставляются за самим читателем. Её можно считать наименее проблематичной книгой Леви-Брюля.
- Хозяин и ученик: Dirr, Kaukasische Marchen. Jena 1922.
- Протей: Odyssee, IV, 440–460.
- Истерия: Krapelin, Psychiatrie, Band IV, S. 1547–1706. Bleuler, Lehrbuch der Psychiatrie. S. 392–401. Kretschmer, Uber Hysteric 1927.
- Шаманы: Czaplicka, Aboriginal Siberia. 1914. Ohlmarks, Stu-dien zum Problem des Schamanismus. 1939. Eliade, Le Chamanisme. 1951. Findeisen, Schamanentum. 1957.
- Мания и меланхолия: Krapelin, Psychiatrie, Band III. Маниакально-депрессивное состояние. S. 1183–1395. Bleuler, Lehrbuch der Psychiatrie. S. 330–351.
- Т. G. Sirehlow, Aranda Traditions. Melbourne University Press 1947.
- Миф о бандикутах: Sirehlow, р. 7–10. с. 373. Миф о Лукаре: Strehiow, р. 15–16. с. 377. «Предок как совокупность жизненных субстанций»: Strehlow, р. 17.
- Предок-личинка из Мборинги: Strehiow, р. 12. с. 383. Галлюцинации при Delirium tremens: Krapelin, Psychiatrie, Band II, S. 132. Bleuler, Lehrbuch der Psychiatrie, S. 227–28, S. 233.
- Хозяин заведения: Krapelin, Einfuhrung in die psychiatrische Klinik, Bd. II, Fall 43, S. 157–61.
- Шизофренический делирант: Bleuler, Lehrbuch der Psychiatrie, S. 234–35.
- Осел в тигровой шкуре: Hertel, Indische Marchen. Diederichs, Jena 1921. S. 61–62.
- Liudprand von Cremona, Das Buch der Vergeltung, Buch VI, Кар. 5.
- Классический паралич: Krapelin, Einfurung in der psychiatrische Klinik, Band II, Fall 26, S. 93–97.
- Возбуждённый паралич: Krapelin, ebenda, Fall 28, S. 101–102.
- D. Westermann, Geschichte Africas, Koln 1952, книга, в которой переработан гигантский материал и которая используется мною в этой работе постоянно.
- Смерть и выборы короля в Габоне: Du Chaulu, Explorations and Adventures in Equatorial Africa. 1861. p. 18–20.
- Король Юкуна: Meek, A Sudanese Kingdom. London. Kegan Paul 1931. p. 120–177, p. 332–353. См. кратко: Westermann, S. 149–50.
- Признаки африканских королей: Westermann, S. 34–43. с. 443. Подражание королям. — Мономотапа: Westermann, S. 413–14. Эфиопия: Diodor, III, 7. Strabo, XVII. 2, 3. Darfur, Travels of an Arab Merchant in Soudan. London 1854. p. 78. Уганда, Бони, Китай: Fraser, The Dying God. p. 39–40.
- Король сам определяет срок своего правления: Monteil, Les Bambara du Segou. Paris 1924. S. 305.
- Выбор и избиение короля у йоруба: Westermann, S. 40. В Сьерра-Леоне: ebenda, S. 41.
- Беззаконие после смерти короля. У мози: Westermann, S. 185. У ашанти: ebenda, S. 222. В Уганде: Roscoe, The Ва-ganda, London 1911. p. 103–104.
- Государства хима возникли в результате завоеваний на территории сегодняшней Уганды и к югу от неё. Воинственные кочевники хамитского происхождения, собственно и называемые хима, вторглись с севера и покорили живущих здесь негров, занимавшихся земледелием. Их королевства относятся к самым интересным в Африке, для них характерно чёткое кастовое разделение на господ и крепостных, находящихся в личной зависимости.
- Наследование в Анколе: Oberg, The Kingdom of Ankole in Uganda, in: African Political Systems, edited by Fortes and Evans-Pritchard, Oxford University Press. 1954. p. 121–62. Раздел о наследовании, p. 157–61. He так выразительна, но тоже достойна упоминания более старая книга: Roscoe, The Banyankole, Cambridge 1923. О южном государстве хима — Руанде имеется великолепная работа: Maquet, The Kingdom of Ruanda, in: African Worlds, edited by Daryll Forde, p. 164–89.
- Принесение в жертву молодого принца во время коронования в Китаре: Roscoe, The Bakitara. Cambridge 1923. p. 129–30.
- Лук короля Китары: Roscoe, Bakitara, p. 133–34. «Я расстреливаю народы»: Roscoe, ebenda, p. 134.
- Барабаны в Уганде: Roscoe, The Baganda, p. 188.
- «Я буду жить дольше, чем мои предки»: Roscoe, The Baganda, p. 194. Двое прохожих: Roscoe, ebenda, p. 197. Козел отпущения и надсмотрщик: Roscoe, p. 200.
- Двойная жертва, один убит, другой помилован: Roscoe, р. 210.
- «Ты теперь Ата»: Westermann, Geschichte Africas, S. 39.
- Король Уганды ест в одиночестве как лев: Roscoe, The Baganda, p. 207.
- Повар кормит короля Китары: Roscoe, The Bakitara, p. 103.
- Королевское правосудие: Roscoe, Bakitara, p. 61, p. 63.
- Путешествие араба Ибн Батуты по Индии и Китаю: Ibn Batuta. Travels in Asia and Africa. 1325–1354. Translated and selected by H. A. R. Gibb, London, Routledge 1929. Цитаты по этому английскому изданию.
- История Зияддина Бараны содержится в III томе книги: Elliot and Dowson, The History of India as told by its own Historians. 1867–77. Теперь она вышла отдельным изданием в Калькутте (Later Kings of Delhi, издательство S. Gup-ta). Мухаммед Туглак обсуждается здесь на стр. 169–192.
- Примером современного защитника султана может служить индийский историк Ishwari Prasad. Linde du Vile au XVIe Siecle (в собрании Histoire du Monde). Paris 1930. p. 270–300. Он называет султана «несчастным идеалистом» и «без сомнения, способнейшим человеком Средневековья».
- Denkwlirdigkeiten eines Nervenkranken, von Dr. jar. Daniel Paul Schreber. Leipzig 1903.
|