Юн Элстер (Jon Elster) — норвежский социальный философ и политический теоретик, профессор социальных наук Чикагского университета, Колумбийского университета и Коллеж де Франс, автор ряда работ по социальной философии и теории рационального выбора. | |
Я хочу сравнить три представления о политике в целом, Две другие разновидности политической теории возникают когда начинают отрицать, I Считается общепризнанным, что политика имеет дело с общественным благом, и особенно с теми случаями, когда достижение его невозможно в результате суммы действий индивидов, преследующих свои частные интересы. В частности, нескоординированные действия на основе множества индивидуальных выборов могут привести к последствиям, которые хуже, чем те, которые можно было достичь в результате координации действий. Политические институты создаются как средство исправления таких «фиаско рынка» (market failures), — что можно понимать как в статическом смысле неспособности обеспечить общественные блага, так Согласно первому представлению о политике, по своей сути это задача связана с борьбой интересов и достижением компромиссов. Препятствием для достижения согласия является не только то, что большинство людей хотят перераспределения в свою пользу (по крайней мере, не к своей невыгоде) 3. Более глубокая причина того, что достижение консенсуса блокируется, является то, что люди расходятся в своих взглядах на то, что есть справедливое распределение. Я намерен проанализировать теорию социального выбора как образец такого «частно-инструментального» представления о политике, потому что она очень хорошо демонстрирует логику и ограничения такого подхода. Другие версии таких представлений, например, шумпетеровские и В очень общих чертах, структура теории социального выбора такова 6:
В рамках этой структуры, задачей теории социального выбора является ранжирование предпочтений тех или иных альтернатив. Может показаться, что требуется нечто большее: почему не определить цель как выбор одной из альтернатив? Обычно, однако, имеется некоторая неопределённость относительно того, какие альтернативы реально достижимы, так что полезно иметь ранжирование на тот случай, если наиболее предпочитаемые альтернативы окажутся недостижимыми. Ранжирование должно удовлетворять следующим критериям. (6) Как и индивидуальные предпочтения, оно должно быть полным и транзитивным. (7) Оно должно быть Парето-оптимальным, то есть быть ранжированием, индивидуально предпочитаемым каждым, а не каким-либо иным ранжированием, одобренным обществом в целом. (8) Социальный выбор между двумя данными альтернативами должен зависеть только от того, как индивиды ранжируют эти два варианта, и не зависеть от изменений их предпочтений относительно других альтернатив. (9) Социальное ранжирование предпочтений должно отражать и уважать индивидуальные предпочтения, даже более чем это делают условия Парето-оптимальности. Это положение включает в себя многое, наиболее важными здесь являются условия анонимности (все индивиды должны выступать как равные), отсутствия диктатуры (ни один индивид не должен диктовать социальный выбор), либерализма (все индивиды должны иметь частную сферу, в рамках которой их предпочтения являются решающими) и устойчивости к стратегическому манипулированию (выражение ложных предпочтений не должно вознаграждаться). Содержание теории социального выбора выражается группой теорем «невозможности» и «уникальности», каждая из которых либо утверждает, что невозможно одновременно удовлетворить данный набор предпочтений, либо описывает уникальный метод суммирования предпочтений. Теоремам невозможности было уделено много внимания, но для нас сейчас они не очень важны. Они в основном основываются на недостаточности имеющейся информации о предпочтениях, в связи с исключительным вниманием к порядковым предпочтениям 7. Действительно, в настоящее время мы ещё толком не знаем, как выйти за пределы порядковости. Оказание взаимных услуг и торговля голосами могут помочь выразить некоторые из порядковых аспектов предпочтений, но не без некоторых проблем 8. Но даже если концептуальные и технические проблемы для внутри- и Я намерен осветить два типа таких возражений, относящихся к постулированию предпочтений как данных. Я попытаюсь показать что предпочтения, которые люди выражают, не всегда хорошо демонстрируют то, что они действительно предпочитают; и, В реальной жизни предпочтения никогда не «даны», в том смысле что они не могут быть непосредственно наблюдаемы. Для того, чтобы служить началом процесса социального выбора, они должны быть Однако оказывается, что системы, в которых честность всегда выгодна, оказываются довольно непривлекательными в других отношениях 11. Получается, что мы должны признать возможность того, что, даже если мы потребуем чтобы социальные предпочтения были Парето-оптимальны по отношению к выраженным предпочтениям, они (социальные предпочтения) могут оказаться не оптимальны по отношению к предпочтениям настоящим. Устойчивость к стратегическому манипулированию и коллективная рациональность живут и умирают вместе. Поскольку получается, что первая должна пасть, то же постигнет и вторую. Но тогда становится очень трудным защищать представление о том, что результат социального выбора выражает общее благо, поскольку есть возможность что все предпочли бы другой результат. Амос Тверский указал на другую причину того, почему выбор — или выраженные предпочтения — не могут однозначно восприниматься как выражение реальных предпочтений во всех случаях 12. Согласно «гипотезе скрытых предпочтений», выбор часто не выявляет, а скрывает предпочтения. Это особенно проявляется в двух типах ситуаций. Рассмотрим следующий пример, предложенный Тверским: «Когда Джуди исполнилось двенадцать лет, ей был предложен выбор: провести Теперь предположим, что по Мы видим здесь нарушение Второй класс ситуаций в которых Тверский разграничивает реальные и выраженные предпочтения касается решений, которые являются не рискованными, но неприятными. Например, «общество может предпочесть спасти жизнь одного человека, пожертвовав другим, но не может решить, кого спасти». Фактически потерю двух жизней Вторая, вероятно, более фундаментальная трудность в том, что реальные предпочтения могут сами каузально зависеть от набора достижимых альтернатив. Один из таких случаев проиллюстрирован басней о лисе и винограде 15. Для «порядкового утилитариста», каким называет себя Кеннет Эрроу 16, для лисы нет никакой потери, если не дать ей винограда, так как она и так посчитала его кислым. Но, конечно же, причиной того, что она посчитала его кислым было её убеждение в том, что винограда в любом случае не достать, так что трудно обосновать распределение винограда, ссылаясь на предпочтения лисы. Противоположный случай «контр-адаптивных предпочтений» — трава всегда зеленее на другой стороне забора и запретный плод всегда слаще — также ставит в тупик теоретика социального выбора, так как подразумевает, что если уважать такие предпочтения, то они не будут удовлетворены, а ведь весь смысл уважения подобных предпочтений был в том, чтобы дать возможность удовлетворения их. Адаптивный и контр-адаптивные предпочтения являются только особыми случаями более общего класса желаний, которые не удовлетворяют некоторому содержательному критерию приемлемых предпочтений, в противоположность чисто формальному критерию транзитивности. Я намерен проанализировать два таких критерия: автономию и мораль. Автономия характеризует способ, каким формируются предпочтения, а не их конкретное содержание. К сожалению, я не в состоянии дать позитивное определение автономных предпочтений, так что я буду полагаться на два непрямых подхода. Мораль, несомненно, есть нечто ещё более спорное. В рамках кантианской традиции будет даже поставлено под сомнение, может ли она вообще отличаться от автономии. Предпочтения являются моральными или аморальными в силу своего содержания, а не способа, каким они были сформированы. Вполне бесспорными примерами неэтичных предпочтений являются злорадные или садистские желания, и, вероятно, также желание иметь «позиционные блага», то есть такие блага, обладать которыми по определению могут лишь немногие 17. Желание иметь доход, в два раза превышающий средний, может (в случае реализации) привести к снижению уровня благосостояния для всех, так что такие желания не проходят кантовский тест на универсализацию 18. И они также тесно связаны с недоброжелательностью, ибо одним из способов получить больше, чем другие, является позаботиться о том, чтобы они получили меньше — действительно, это часто может быть более эффективный метод чем пытаться превзойти их 19. Чтобы показать, как можно отличить недостаточную автономию от недостаточной нравственной ценности, я буду использовать конформность как термин для обозначения желания, вызванного стремлением быть как все, и конформизм для желания быть как все (а также аналогично определённые понятия анти-конформности и анти-конформизма). Конформность предполагает, что желания других людей вторгаются в сферу формирования моих желаний, конформизм — что они неизбежно входят в описание объекта моих желаний. Конформность может повлечь за собой конформизм, но может также вести Теперь можно сформулировать возражение политическим представлениям, лежащим в основе теории социального выбора. В сущности, это то, что она воплощает путаницу между поведением, уместным на рынке, и не уместным на форуме. Понятие суверенности потребителя приемлемо потому, и до той степени что потребитель выбирает между вариантами действий которые отличаются только тем, как они влияют на него. Однако в ситуациях политического выбора от гражданина требуется выразить предпочтения относительно состояний, которые отличаются потому, как они влияют на других людей. Это означает, что нет аналогичного обоснования для соответствующего понятия суверенитета гражданина, так как другие люди могут на законном основании возразить против социального выбора, основанного на предпочтениях, неполноценных в тех отношениях, какие я описал. Механизмы социального выбора могут решить проблемы «фиаско рынка», возникающие в силу неограниченного суверенитета потребителей, но как способ распределения благосостояния они безнадёжно неадекватны. Если бы люди влияли друг на друга только наступая на ноги или сваливая мусор на участок соседа, механизм социального выбора с этим бы справился. Но задачей политики является не только ликвидация неэффективности, но и реализация справедливости — цель, для которой суммирование Это наводит на мысль о том, что принципы форума отличны от принципов рынка. Древняя традиция, идущая ещё от греческих полисов, полагает, что политика должна быть открытой и публичной деятельностью, в отличие от изолированного, частного выражения предпочтений, происходящего при покупке и продаже. В следующих разделах я рассмотрю две различные концепции публичной политики, всё более отличающиеся от «рыночной» политической теории. Но перед этим я хочу вкратце рассмотреть возражение сказанному, которое мог бы сделать теоретик социального выбора. Он мог бы заявить, что единственной альтернативой суммированию имеющихся предпочтений является цензура или патернализм. Он может согласиться с тем, что злонамеренные и адаптивные предпочтения нежелательны, но добавить, что любой институциональный механизм для их ликвидации подвергся бы злоупотреблениям и служил бы частным целям рвущихся к власти индивидов. Лекарство оказалось бы хуже болезни. Это возражение принимает на веру II Сегодня этот взгляд ассоциируется преимущественно с работами Юргена Хабермаса об «этике дискурса» и «идеальной речевой ситуации». Как я уже отметил выше, я намерен представить стилизованную версию идей Хабермаса, хотя, надеюсь, некоторое сходство с оригиналом останется 21. Ядром этой теории является идея о том, что политическая система должна на суммировать или фильтровать предпочтения, но изменять их через публичные дебаты и противоборство. Таким образом, на входе механизма социального выбора будут не «сырые», вполне вероятно, эгоистичные или иррациональные предпочтения, но просвещённые и неэгоистичные. Или, скорее, не будет нужды в механизме аггрегирования предпочтений, поскольку рациональная дискуссия будет порождать единодушие в предпочтениях. Когда частные и специфические желания будут очищены и переформированы в публичной дискуссии об общем благе, появятся одинаковые, определённые и рациональные желания. Не оптимальный компромисс, но единодушное согласие являются целью политики, согласно этим взглядам. Представляется, что в основе этой теории лежат два положения. Первое — то, что некоторые доводы просто не могут быть высказаны публично. Во время политических дебатов невозможно доказывать, что данное решение следует выбрать потому, что оно хорошо для оратора. Самим актом участия в публичных дебатах — доказывая, а не торгуясь, — человек исключает возможность использования подобных аргументов 22. Участие в дискуссии может рассматриваться как род самоцензуры, как данное заранее выражение приверженности идее рационального решения. Могут сказать, что этот вывод является слишком сильным. Первый аргумент показывает только то, что в публичных дебатах нужно на словах изображать некоторую приверженность общему благу. Второе положение заключается в том, что со временем соображения об общем благе повлияют на участника дискуссий. Невозможно бесконечно восхвалять общее благо ’du bout des levres’ (неискренне, букв. «на кончике губ» — [фр.] — Суммируя: концептуальная невозможность выражения эгоистических аргументов в дебатах об общем благе и психологическая трудность выражения заботы о других без того, чтобы не усвоить её, совместно приводят к тому, что общественная дискуссия способствует общественному благу. Volonté générale («общая воля» –фр., выражение Теперь я хочу выдвинуть ряд возражений против описанных выше взглядов. Я должен объяснить, что целью этой критики является не разрушение теории, но выявление некоторых пунктов, которые должны быть укреплены. Первое возражение предполагает необходимость вновь обратиться к проблеме патернализма. Не будет ли на самом деле необоснованным вмешательством в жизнь людей — навязать гражданам участие политической дискуссии? Могут ответить, что есть связь между правом голоса на выборах и обязанностью участия в дискуссии, так же как правам соответствуют обязанности в других случаях. Чтобы приобрести право голоса, необходимо выполнять некоторые гражданские обязанности, которые представляют собой нечто большее, чем нажатие «кнопки для голосования» на телевизоре. В основе этого ответа лежат две разные идеи. Эти доводы могут быть достаточно убедительными в почти идеальном мире, в котором озабоченность политикой распределена более-менее равномерно, но в реальном мире они не работают. Люди, которые преодолеют высокий порог для участия сконцентрированы в привилегированных слоях населения. Так что в лучшем случае всё это приведёт к патернализму, в худшем — к высокие идеи рациональной дискуссии приведут к созданию самоизбранной элиты, члены которой тратят время на политику потому, что хотят власти, а не потому, что их волнуют обсуждаемые вопросы. Как Моё второе возражение заключается в том, что, даже при наличии неограниченного времени для дискуссии, всеобщее и рациональное согласие может быть и не достигнуто. Разве не могут быть обоснованные и неразрешимые различия мнений о природе общего блага? Разве не может быть даже плюрализм высших ценностей? Я не собираюсь обсуждать это возражение в подробностях, так как в любом случае его предвосхищает третье возражение. Поскольку в реальности время для дискуссии всегда ограничено, — часто тем сильнее, чем важнее обсуждаемые проблемы — единодушие будет возникать редко. Для любого же сочетания предпочтений, отличающегося от единогласного, будет необходим механизм социального выбора для их аггрегирования. Обсуждать можно только Несомненно, большинство сторонников обсуждаемой теории с этим согласятся. Да, действительно, — скажут они, даже если идеальная речевая ситуация никогда полностью недостижима, результаты политического процесса улучшатся, если мы будем к ней приближаться. Четвёртое возражение ставит это под сомнение. В некоторых случаях «немного дискуссии» может быть опасным, хуже, чем никакой дискуссии вообще, например, если это объединяет некоторых, но не всех участников в понимании общего блага. Следующий пример иллюстрирует это: «Однажды два мальчика нашли торт. Один из них сказал: «Прекрасно! Я съём этот торт!» Другой возразил: «Нет, это нечестно! Мы нашли его вместе и должны разделить поровну, половину тебе и половину мне». Первый мальчик ответил: «Нет! Весь торт мой!» Мимо проходил взрослый и сказал: «Джентльмены, не стоит вам драться Трудность здесь создаёт то, что в механизме социального выбора, предложенном взрослым, предпочтения первого мальчика учитываются дважды: один раз в его выражении их, другой — в интернализованной вторым мальчиком этике распределения. Можно утверждать, что данный результат хуже, чем тот, который получился бы, если бы оба мальчика выражали эгоистические предпочтения. Когда Адам Смит писал о том, что ему неизвестны случаи, когда много хорошего сделали бы те, кто любит трудиться во имя общего блага, он мог иметь в виду вред, приносимый односторонними попытками действовать нравственно. Целям самого категорического императива могут нанести ущерб люди, действующие на основе его односторонне 26. Также к плохому результату может привести дискуссия, порождающая частичную приверженность морали всех участников, а не полную у одних и никакую у других, как в истории с мальчиками. Так, Серж Кольм доказывает, что экономики с умеренно альтруистичными акторами работают хуже, чем те, Пятое возражение ставит под сомнение неосознанное представление о том, что политическое сообщество в целом лучше или мудрее чем сумма его частей. Разве не может быть так, что люди, взаимодействуя политически, станут не менее, а более эгоистичными и иррациональными? Аналогия с когнитивными процессами свидетельствует в пользу этого: на рациональность представлений интеракция может оказать как позитивное, так и негативное воздействие. С одной стороны, существует то, что Ирвинг Дженис назвал «группомыслие» (group-think), то есть взаимно усиливающаяся коллективная предвзятость 28. С другой стороны, несомненно, есть много путей, какими люди обогащают представления друг друга и совместно приходят к лучшему пониманию 29. Сходным образом, автономия и мораль могут быть как усилены, так и подорваны в результате взаимодействия. Пессимистическому мнению Рейнхолда Нибура о том, что люди в группе демонстрируют более разнузданный эгоизм, чем индивидуально 30, противостоит оптимистический взгляд Ханны Арендт: «Вера американцев базировалась не на полурелигиозной вере в природу человека, но, напротив, на возможности контролировать индивидуальную природу человека с помощью связей между людьми и взаимных обещаний. Надежда человека в его единственности кроется в том, что не человек, но люди населяют землю и создают человеческий мир. Именно принадлежность человеческому миру спасёт людей от западни природы человека» 31. Мнение Нибура основано на аристократическом презрении к массе, которая превращает индивидуально достойных людей в бездумное стадо. В целом такой взгляд должен быть отвергнут, но надо избегать и другой крайности, выраженной Арендт. Ни греческие, ни американские собрания не были образцами дискурсивного разума, какими она их изображает. Греки прекрасно понимали, что могут подвергнуться манипулированию демагогов, и принимали детально разработанные меры против этого 32. Американские городки не всегда были воплощением общественной свободы, поскольку случалось так, что они становились и ареной охоты на ведьм. Само решение участвовать в рациональной дискуссии ещё не обеспечивает того, что все взаимодействия будут осуществляться рационально — многое зависит от организационной структуры. Беспорядочные ошибки эгоистичных частных предпочтений могут до некоторой степени взаимопогашаться; поэтому их можно бояться меньше, чем крупных, скоординированных ошибок, могущих возникнуть на основе группомыслия. С другой стороны, было бы слишком глупо надеяться на то, что взаимно компенсирующиеся пороки будут, как правило, порождать общественные блага. Я не высказываюсь здесь против необходимости общественной дискуссии, но лишь за то, чтобы проблемы институционального и конституционного дизайна принимались во внимание очень серьёзно. Шестое возражение состоит в том, что единодушие, даже если будет реализовано, лёгко может возникнуть благодаря конформности, а не рациональному согласию. Чтобы лучше понять это, рассмотрим аналогичный случай Седьмое возражение отрицает то, что необходимость формулировать свои утверждения в понятиях общего блага очистит желания от эгоистичности. В целом есть много способов достижения общего блага, если под ним понимать только некоторое состояние, Парето-превосходящее сумму нескоординированных индивидуальных решений. Каждое такое состояние, способствуя реализации общих интересов, вместе с тем содержит добавочные выгоды для Противопоставление общих интересов частным является упрощенчеством, так как частные выгоды могут определить то, как индивид думает об общем благе. Все эти возражения приводят к двум главным идеям. Аналогом этому в этике будет не знакомая уже идея о том, что некоторые моральные обязательства могут потерять силу когда другие люди действуют аморально 39. Скорее это то, что природа моральных обязательств меняется в неморальной среде. Когда другие действуют аморально, может возникнуть обязанность не только уклониться от того, что они делают, но и уклониться от того поведения, которое было бы оптимальным, если бы ему следовали все 40. В частности, немного дискуссии, также как и немного рациональности или немного социализма, может быть опасно 41. Если, как об этом говорит Хабермас, свободная и рациональная дискуссия будет возможна только в обществе, покончившем с экономическим и политическим доминированием, то совершенно неочевидно, что ликвидация этого доминирования может быть достигнута с помощью рациональной аргументации. Я не хочу намекнуть, что это должно произойти с помощью силы — поскольку использование силы для того, чтобы покончить с использованием силы вызывает очевидные возражения. Но может потребоваться Как будет ясно из этих замечаний, существует большое напряжение между двумя взглядами на соотношение целей и средств в политике. С одной стороны, средства должны в Вторая главная идея, возникающая на основе того, что было сказано, это то, что даже в хорошем обществе, к которому мы, может быть, найдём дорогу, процесс рациональной дискуссии может оказаться хрупким и уязвимым для адаптивных предпочтений, конформности, пустого умствования и так далее. Для стабильности и прочности мы нуждаемся в структурах — политических институтах или конституциях — которые могут легко возродить элементы доминирования. Фактически мы всегда будем на политическом уровне сталкиваться с вечными дилеммами индивидуального поведения. Как возможно в одно и то же время с помощью правил защищать человека от его нерационального или аморального поведения и, в то же время, избежать превращения этих правил в оковы, которые невозможно разорвать даже тогда, когда рационально это сделать? 42 III Мне представляется, что в теории Хабермаса ясно, что рациональная политическая дискуссия имеет цель, которая и делает дискуссию осмысленной 43. Политика предполагает принятие содержательных решений, В этом разделе я проанализирую теории, которые переворачивают эти приоритеты, и видят главную суть политики в образовательных или других благах, которые получают участники политического процесса. Я попытаюсь показать, что эти представления внутренне противоречивы или самоопровергаемы. Блага участия — это побочные продукты политической активности. Более того, они по своей сути побочные продукты, в том смысле, что любая попытка превратить их в главную цель этой активности приведёт к их исчезновению 44. Участие в политической работе действительно может порождать глубокое удовлетворение, но только при условии того, что работа имеет серьёзную цель, выходящую за пределы достижения удовлетворения. Если это условие не выполняется, то мы имеем нарциссический взгляд на политику, присутствовавший в различных кампаниях по повышению сознательности (conscious-raising activities) прошлого десятилетия. Но меня прежде всего интересует не политическая активность, а политическая теория. Я постараюсь показать, что некоторые аргументы в пользу политических институтов и конституций являются самоопровергающимися, так как обосновывают эти институты через те последствия, которые по своей сути являются побочными продуктами. Здесь следует провести первоначальное и важное различие между обоснованием конституции ex ante и оценки её ex post и на расстоянии. Ниже я продемонстрирую, что Токвиль, оценивая американскую демократию, хвалил её за те последствия, которые в действительности являются побочными продуктами. В его случае это было очень уместно в качестве аналитической позиции, принятой постфактум и на некотором расстоянии от изучаемой системы. Противоречие возникает когда те же самые аргументы приводятся заранее, в публичной дискуссии. Хотя создатели конституции могут втайне и иметь в виду подобные побочные эффекты, они не могут без противоречий апеллировать к ним публично. Кант предложил трансцедентальную формулу публичного права: «Все действия, затрагивающие права других людей, неправомерны, если их максима несовместима с их публичным провозглашением» 45. Поскольку те примеры, которые сам Кант приводит для иллюстрации этого принципа достаточно туманны, я обращусь к Джону Роулзу, который также вводит условие публичности как ограничение на то, что стороны могут выбрать в начальной позиции 46. Более того, он доказывает, что это условие отдаёт преимущество его собственной концепции справедливости перед утилитаристской 47. Если бы утилитаристские принципы справедливости были приняты открыто, это привело бы к более низкой самооценке, так как люди чувствовали бы, что с ними обращаются не вполне как с целью. При прочих равных условиях, это повлекло бы к уменьшению средней полезности. Таким образом возможно то, что публичное принятие двух ролзовских принципов справедливости даст больше средней полезности чем публичное принятие утилитаризма, хотя и меньше, чем тайная утилитаристская конституция, спущенная сверху. Последнее, однако, исключено благодаря условию публичности. Поэтому утилитарист не может публично защищать два принципа Роулза на основе идей утилитаризма, хотя может их приветствовать на тех же основаниях. Тот факт, что два принципа максимизируют полезность, в сущности, является их побочным продуктом; если принять эти принципы на том основании, что они максимизируют полезность, они перестанут это делать. Утилитаризм, поэтому, является самоопровергающимся в кантовском смысле: «ему, в сущности, не хватает открытости» 48. Дерек Парфит выдвинул аналогичное возражение против консеквенциализма действий ( «Это ставит перед всеми одну общую цель: наилучший возможный результат. Если мы попытаемся достигнуть его, часто у нас это не будет получаться. Даже когда это будет получаться, стремление к результату может сделать результат хуже. Консеквенциализм действий, таким образом, может быть косвенно самоопровергающимся. Что это доказывает? Консеквенциалист может сказать: «Это показывает, что консеквенциализм действий должен быть только частью нашей моральной теории. Он должен быть той частью, которая относится к успешным действиям. Когда мы уверены в успехе, мы должны стремиться к наилучшему результату. Более же широкая теория будет выглядеть так: нам следовало бы иметь такую цель и такие склонности, обладание которыми сделают результат наилучшим. Эта более широкая теория не будет самоопровергающейся. Таким образом, ответ на возражение дан» 49. Однако в предпоследнем предложении присутствует двусмысленность в слове «следовало бы». Неясно, то ли нам говорят, что хорошо иметь некоторые цели и склонности, то ли что мы должны стремиться их иметь. Последнее немедленно порождает проблему того, что обладание некоторыми целями и склонностями — то есть определённым типом личности — по своей сути является побочным продуктом. Когда инструментальная рациональность является самоопровергающейся, мы не можем на инструментальных основаниях отказаться от неё — не более чем мы можем заснуть, решив не пытаться засыпать. Хотя непосредственность может быть очень ценной с утилитарной точки зрения, «нельзя одновременно Токвиль сделал на первый взгляд парадоксальное утверждение, что демократии хуже, чем аристократии, справляются с долгосрочным планированием, но, тем не менее, в долгосрочной перспективе превосходят последние. Парадокс перестаёт быть таковым, когда видишь, что первое утверждение рассматривает время на уровне акторов, а второе — на уровне наблюдателя. С одной стороны, «демократии трудно координировать детали великого предприятия, сосредоточиться на некотором плане и осуществить его с решимостью, несмотря на препятствия. Она мало способна к тайным комбинациям и терпеливому ожиданию результата» 51. С другой стороны, «в долгосрочной перспективе демократическое правление должно увеличить реальные силы общества, но оно не может немедленно собрать в одном месте Последняя идея разрабатывается в дальнейшем в разделе главы «Реальные преимущества демократической формы правления для американского общества»: «Возникающая при демократической форме правления непрерывная деятельность в политической сфере переходит затем Преимущества демократии, в основном и по своей сути являются побочными продуктами. Провозглашаемая цель демократии — быть хорошей формой правления, но Токвиль утверждает, что в этом отношении она уступает аристократии, рассматриваемой чисто как аппарат принятия решений. Но сама деятельность демократического управления в качестве побочного продукта порождает энергию и активность, что идёт на пользу промышленности и порождает процветание. Если мы примем на веру это утверждение, может ли оно публичным обоснованием для установления демократии в стране, где раньше её не было? Вопрос более сложен, чем можно подумать, исходя из того, что было сказано мной ранее. поскольку качество принимаемых решений — не единственное соображение при выборе политической системы. Решающими могут оказаться также доводы от справедливости. Но неизбежно следующее заключение: если система не имеет преимуществ в смысле справедливости или эффективности, невозможно публично и непротиворечиво выступать за её введение только на основе побочных эффектов. Должен быть смысл в самой демократии как таковой. Если люди готовы принять новую систему в силу её внутренних преимуществ, другие блага могут потом последовать, но сами они не могут быть мотивирующей силой. Если демократия вводится в Токвиль, однако, не утверждал, что политическая активность есть цель в себе. Обоснование демократии обнаруживается в её последствиях, хотя и не предполагавшихся, как хотелось бы сторонникам чисто инструменталистских представлений. Ближе к идее самоценности политики аргумент Токвиля в пользу суда присяжных: «Я не знаю, хорош ли суд присяжных для участников процесса, но уверен, что он очень хорош для тех, кто рассматривает дело. Я рассматриваю это как одно из наиболее эффективных средств воспитания народа имеющихся в распоряжении общества» 54. Это всё ещё инструменталистский взгляд, но разрыв между целью и средствами уже меньше. Токвиль никогда не утверждал, что демократия делает политиков более процветающими, только то, что она способствует всеобщему процветанию. По контрасту с этим, обоснование суда присяжных обнаруживается в её влиянии на самих присяжных. И, также как это было сказано выше, этот результат не достигался бы, если бы присяжные верили, что главным смыслом судебных заседаний является развитие их духа гражданственности. Джон Стюарт Милль не только приветствовал, но и защищал демократию именно на основании таких её воспитательных эффектов. Он выступал оппонентом чисто инструментальных воззрений на политику (каковые были у его отца, Джеймса Милля) 55, и был предшественником теории демократии участия 56. В его теории разрыв между средствами и целью в политике ещё уже, поскольку он рассматривал политическую активность нет только как средство самосовершенствования, но и как источник удовлетворения и, таким образом, как благо само по себе. Как заметил Альберт Хиршман, этим подразумевается что «благо коллективного действия для индивида выражается не в разнице между результатом, на который он надеется и затраченными усилиями, Разве усилия это не следствие надежды на результат, так что только последний является независимой переменной? Когда Милль критически отзывается об ограниченности Бентама, чья философия «может научить организовывать и регулировать только практическую часть социальной системы» 58, он, как представляется, ставит телегу впереди лошади. Непрактическая часть политики может быть ещё более важна, но её ценность зависит от ценности практической части. Чтобы найти совершенно развитую версию неинструментальной теории политики, обратимся к работам Ханны Арендт. Описывая разницу между частной и публичной сферой в Древней Греции, она утверждает, что «Без занятий жизненно необходимыми вещами в домашнем хозяйстве невозможна ни жизнь, ни «хорошая жизнь», но политика никогда не существует для жизни. Что касается членов полиса, то домашняя жизнь существует во имя «хорошей жизни» в полисе 59. Публичная сфера… была предназначена для индивидуальности: она была единственным местом, где люди могли продемонстрировать, кем они действительно и неповторимо являются. Во имя этой возможности и из любви к политическому сообществу, которое сделало это возможным для них всех, каждый был более или менее готов разделить тяготы участия в суде, обороне и общественном управлении» 60. Этому мы можем противопоставить воззрения на греческую политику, изложенные в работах Задаваясь вопросом, почему афинский народ настаивал на праве каждого гражданина говорить и вносить предложения на народном собрании, но реально предоставлял делать это немногим, он находит, что «часть ответа в том, что демос осознавал инструментальную роль политических прав и, в конечном счёте, был более озабочен содержанием решений; он удовлетворялся правом выбирать, смещать и наказывать политических лидеров» 61. В другом месте он пишет ещё более определённо: «Тогда, как и сейчас, для большинства людей политика была средством, не всепоглощающим интересом и не целью в себе» 62. В противоположность тому, что утверждает Арендт, обладание или возможность использования политических прав может быть более важна, чем их реальное применение. Более того, даже само применение получает ценность благодаря принимаемым решениям. Описывая народные собрания в американских городках, Арендт утверждает, что граждане участвовали «ни исключительно из чувства долга, ни (ещё в меньшей степени) для удовлетворения своих собственных интересов, но в основном потому, что получали удовольствие от дискуссий, рассуждений и принятия решений» 63. Здесь телега хотя и не ставится впереди лошади, но рядом с лошадью. Хотя дискуссии и размышления в других контекстах могут быть самостоятельными источниками наслаждения, удовлетворение, получаемое от политической дискуссии основывается на принятии решений. В политике дебатируется вопрос «что делать?», а не о том, что должно иметь место. Практическая цель, а не предмет, делает дискуссию политической. Политика в этом отношении сопоставима с такими видами деятельности как искусство, наука, спорт или шахматы. Занятия ими могут принести массу удовольствия, если у вас есть независимо определённая цель, например, «навести порядок» или «победить оппозицию». Шахматист, который станет утверждать, что он играл не для того, чтобы победить, но во имя изящества в игре, будет жертвой нарциссического самообмана, поскольку нет изящных способов проиграть, но только изящные или неизящные пути к победе. Когда художник начинает верить, что его настоящей целью является процесс, а не результат, и что дефекты и ошибки ценны как свидетельства творческих усилий, то он также отказывается от того, чтобы представлять для нас Дело в том, что он показывает, что демократия жива… Митинг, который вселяет в нас уважение к себе. Чартизм был большим благом для чартистов, хотя Хартию они так никогда и не получили» 64. Очевидно, что чартисты, если бы их спросили, верят ли они в то, что когда-нибудь получат Хартию, вряд ли ответили бы: «Дело не в этом, не так ли?» Именно потому, что они верили в то, что могут добиться Хартии, они участвовали в борьбе за неё со всей серьёзностью, которая вселяла в них уважение к себе как побочный эффект 65. IV Я рассмотрел в этой статье три взгляда на соотношение экономики и политики, рынка и форума. Одной крайностью здесь является «экономическая теория демократии», в наиболее вызывающей форме высказанная Шумпетером, но также лежащая в основе теории социального выбора. Это — рыночная теория политики, в том смысле, что голосование рассматривается как частный акт, сходный с покупкой и продажей. Поэтому я не могу согласиться с утверждением Алана Райана о том, что «с любой точки зрения на разграничение между общественной и частной жизнью, голосование является элементом общественной жизни человека» 66. Само различие тайного и открытого голосование показывает, что в политике есть место для разграничения между частным и общественным. Экономическая теория демократии, таким образом, исходит из представления о том, что форум должен быть как рынок, как по своим целям, так и способу функционирования. Цель определяется в экономических терминах, способ функционирования заключается в аггрегировании индивидуальных решений. Другая крайность — представление о том, что форум не должен иметь ничего общего с рынком, как в целях, так Между этими двумя крайностями находится воззрение, которое я нахожу наиболее привлекательным. Можно утверждать, что форум должен отличаться от рынка способом функционирования, но заниматься принятием решений, которые, в конечном счёте, касаются экономики. Даже политические решения высшего уровня затрагивают правила более низшего уровня, которые непосредственно связаны с экономикой. Поэтому в спорах о конституции, о том, как должны приниматься и изменяться законы, постоянно упоминается влияние стабильности и изменений в законодательстве на состояние экономики. Актуальность политическим дебатам придаёт внимание к содержательным решениям. Всегда существующие временные ограничения порождают необходимость в собранности и сосредоточенности, которые не укладываются в рамки досужих философских дискуссий, для которых путь важнее цели. Но в рамках этих ограничений аргументация составляет ядро политического процесса. Политика, определённая как «публичная по природе и инструментальная по целям», займёт должное место в обществе. | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Библиография: | |
| |