Содержание лекций
Лекция 1. Представление о деятельности и предпонятие управления:
- В XX веке управление стало массовой деятельностью.
- Интуитивные представления о деятельности: деятельность целесообразна, инструментальна и ориентирована на определённый объект.
- Паттерны деятельности, отрефлектированные человеком в индивидуальном опыте как эффективные, описываются как нормы и передаются от человека к человеку через закрепление в культуре и специальные институты.
- Наиболее важный процесс, происходивший с управленческой деятельностью в XX веке — быстрое её оформление в качестве профессиональной.
- Управление, как всякая массовая деятельность, внутренне специализирована, дифференцирована и характеризуется отчуждением участников управленческой кооперации от смысла целостной деятельности.
- Система управления — это машина из людей, где отдельные участники несут на себе чётко определённые функции относительно целого и выполняют частные задачи.
- Процесс массовизации управленческой деятельности опережает процесс восстановления её целостности и смысла участниками сложной управленческой кооперации.
- Современные теории управления не описывают феномен управления, так как не описывают в нём самое главное — феномен целеполагания.
- В системе деятельности «цель — объект — средства» цели могут ставиться, исходя из имеющихся средств. Альтернативный способ целеполагания — постановка целей, исходя из устройства объекта.
Лекция 2. Различение функциональной структуры и морфологии. Откуда человек берёт представление об объектах, с которыми имеет дело?
- Различение функциональной структуры и морфологических образований, выполняющих эти функции.
- Проблема несоответствия между функциональными требованиями, заданными местом в структуре, и тем или иным материальным наполнением этого места.
- Функциональная структура и заполняющий в ней места материал могут иметь разные циклы жизни.
- Откуда мы берём представление об объектах, с которыми имеем дело? Представление об онтологии. Картины мира, претендовавшие на систематический последовательный ответ на вопрос, как устроен мир.
- Проблема формирования картины мира в современном мире. Могут ли осуществлять совместную деятельность представители разных картин мира, и при каких условиях?
Лекция 3. Введение схемы акта деятельности:
- Для того чтобы задать простейшую единицу деятельности — акт деятельности — необходимо как минимум задать его объект, цели и средства.
- Деятельность является функциональной структурой. На функциональных местах цели, объекта и средств может находиться разное наполнение.
- На месте объекта деятельности может лежать процесс преобразования «вещного» или знакового материла в продукт. В первом случае мы говорим о производственной, во втором — о мыслительной деятельности.
- Цель содержит в себе представление о продукте. То, что мы хотим получить в результате деятельности, существует до её осуществления в идеальной форме — в форме цели.
- Средства должны быть целесообразны. Если достаточные для достижения цели средства есть до начала акта деятельности, мы называем цель задачей. Когда средств достижения цели нет не только в конкретном акте деятельности или у конкретного человека, а их ещё не придумало человечество в целом, их нет в культуре, мы говорим о проблеме.
- Деятельность не может осуществляться без актора или активного агента. Он обозначен на схеме акта деятельности знаком позиции.
- Средства могут быть различены на объективированные, в том числе орудия, и субъективированные, которые складываются в процессе жизни человека и закрепляются в виде его индивидуальных способностей.
- Знания — это особая организованность деятельности, в которой фиксируются или отражаются другие составляющие акта деятельности.
- Управление есть деятельность, объектом которой является другая деятельность.
- Управленческая работа — совокупность процедур, средств, знаний и способностей, которая позволяет систему деятельности перевести из одного состояния в другое, будущее, зафиксированное в наших целях или проектах.
Лекция 4. Понятие управления. Типы знаний, обеспечивающих управление:
- Управление есть деятельность, объектом которой является другая деятельность.
- Система управления имеет «матрешечную структуру»: управляемая система не только «захватывается» на место объекта управления, но и «рефлексивно поглощается» — становится объектом знания управляющей системы об управляемой и, благодаря этому, «включается» в управляющую систему.
- Управляемая система деятельности является самостоятельной, имеет собственные цели, самодвижение и может существовать независимо от управляющей системы и системы управления в целом.
- Объемлющая система управляет развитием объемлемой, опираясь на различные типы управленческих знаний и осуществляя на неё организационно-техническое воздействие.
- Сложились различные стили управления, основанные на образовании и профессиональной культуре команд; импорт моделей управления из одних профессиональных управленческих культур в другие и наоборот не всегда возможен.
Лекция 5. Управление жизненным циклом сложных техноприродных объектов:
- Существуют знания и науки о природных процессах, знания и дисциплины, описывающие технические системы. Но как только техническая система начинает «жить» на материале определённого природного ареала, возникают новые зависимости и процессы, не описанные ни в представлениях о техническом, ни в представлениях о природном объекте.
- Необходимо вырабатывать ещё один тип знаний, который бы описывал техно-природную систему как целое, указывая те зависимости и связи, которые существуют между природным ареалом и техническим объектом.
- Сложность технических систем прогрессивно нарастает. Сегодня мы имеем дело со столь сложными объектами, что ни один конкретный субъект, носитель того или иного способа мышления или деятельности, не имеет дела с целым объектом. Они все с той или иной степенью точности с той или иной стороны схватывают только отдельные фрагменты функционирования и развития подобных систем.
- Инженеры и управленцы, признавая, что сложность технических, техно-природных и природно-деятельностных объектов приближается или превосходит сложность природных, заимствуют методологему жизненного цикла, развитую и используемую в биологических науках, как эвристичное объемлющее представление, которое позволит «сшить» друг с другом технические, природные и деятельностные составляющие сложного техноприродного объекта в его жизненном цикле.
- Представления о жизненных циклах и их типовых процессах начинают влиять на систему образования. Этот набор представлений становится тем стержнем, на который нанизываются традиционные виды инженерной подготовки, и эти представления объединяют их в совершенно новое целое.
Лекция 6. Управление региональным или пространственным развитием:
- «Инновации и процветание — это результат многочисленных возможностей для изобретений за пределами сельскохозяйственного сектора, дающих падение затрат на единицу продукции с возрастающей отдачей, типичных для городских видов деятельности, где есть разделение труда и множество профессий, создающих благосостояние как результат синергии». — Э. Райнерт.
- Пространственное или региональное развитие — оборотная сторона развития промышленного производства, прямой результат и аспект промышленной революции.
- Прямая связь промышленной революции (в широком смысле — индустриализации) и пространственного развития задаёт наиболее характерные черты последнего, прежде всего, его цикличность.
- Цикл первичной (локальной, фрагментированной) промышленной индустриализации и урбанизации территории (1780–1850).
- Цикл создания крупных промышленных центров с развитыми коммунальными инфраструктурами, перехода к сплошной индустриализации и урбанизации территории (1850–1910).
- Цикл преобразования территорий под массовое (конвейерное) производство и массовые (в том числе глобальные) рынки (1920–1960).
- Цикл первичной (локальной, фрагментированной) постиндустриальной индустриализации и урбанизации (1970–2010).
- Контуры и драматизм нового — пятого цикла пространственного (регионального) развития: попытка индустриальных стран сохраниться в качестве ядра экономики; движение «запоздавших» экономик: Китая, Кореи, Вьетнама, Тайваня, Малазии, Бразилии и других ускоренно пройти пропущенные циклы и войти в мир постиндустриальной экономики и организации пространства.
- Аспекты экономического развития — развития системы разделения труда: рост рынка; увеличение количества населения вообще и квалифицированного наслеления в частности; закрепление деятельности на территории в форме территориальных кластеров, жёстких и «мягких» инфраструктур.
- Проблемы и «недоделки», с которыми Россия завершила этап «собирания земель» (середина XVI — начало XX века) и перешла к индустриализации.
- Достижения и проблемы первого этапа советской (догоняющей) индустриализации.
- Результаты и проблемы второго этапа совецкой (послевоеной) индустриализации.
- Страна, не имея достаточно ресурсов и не завершив задачи третьего этапа индустриализации и пространственого развития, пережила период деиндустриализации и перешла к старой модели экономики.
- Повестка дня индустриализации и пространственного развития.
Лекция 7. Управление человеческим капиталом:
- Для того чтобы задать «единицу» деятельности — акт деятельности — необходимо, как минимум задать его цели, объект и средства.
- Инструментализация деятельности и за счёт этого её усложнение является базовым процессом, требующим развития принципов и теорий управления и стоящих за ними представлений о человеке.
- Инструментализация деятельности привела к развитию специализации и системы разделения труда.
- Представления о человеке как о машине или элементе машины, психофизиологическом существе.
- Элтон Майо: «Человек — уникальное социальное животное, могущее достичь полной «свободы», лишь полностью растворившись в группе», «стремится» «к способу существования в социальной связи с другими людьми и как часть этого — к экономической функции, которая нужна группе и ценится ей».
- Уильям Ф. Уайт: «Экономический человек — «рациональное животное, стремящееся максимизировать свои экономические выгоды… Каждый индивидуум реагирует на экономические стимулы как изолированный…».
- Только благодаря управлению рабочая сила становится трудом, и из многих разных элементов компетенций и участников некоего сложного кооперативного процесса можно сложить работающую систему деятельности, получающую прибыль. Управленческая деятельность становится предметом исследование операций и системотехники.
- Рабочий и управляющий смыкаются в одном лице. Человек — субъект оптимизации деятельности, автор локальных улучшений, лидер, знающих работу и философию компании, подающий пример. Исключительных результатов позволяют достичь многофункциональные команды.
- Процесс инноваций, а значит, технологизации интеллектуальной деятельности и придумывания нового становится массовым. Из этого вытекают определённые требования к людям: они должны иметь творческий, креативный характер.
|