- Сокращённый вариант статьи автора «Философская мысль на рубеже двух столетий», опубликованной в сборнике Философия в современном мире. // Философия и жизнь. Научно-популярная серия. Знание. — М., 1990. № 11.
- См. Стёпин В. С. Творчество культуры и прогностические функции философии. // Диалектика научного и технического творчества. Обнинск, 1982; Стёпин В. С. О прогностической природе философского знания. // «Вопросы философии», 1986. № 4; Stepin V. Philosophical Cognition inthe Dinamics of Culture (vor XVIII World Congress of Philosophy). — М., 1988; Stepin V. Philosophy and the Images of the Future. XIX World Congress of Philosophy. Book of Abstracts. — М., 1993.
- В жизнедеятельности людей взаимодействуют программы двух типов: биологические (инстинкты самосохранения, питания, половой инстинкт, инстинктивная предрасположенность к общению, выработанная как результат приспособления человеческих предков к стадному образу жизни, и так далее) и социальные, которые как бы надстраивались над биологическими в процессе становления и развития человечества (поэтому их можно назвать надбиологическими программами). Если первые передаются через наследственный генетический код, то вторые хранятся и передаются в обществе в качестве культурной традиции.
- Термин «категории культуры» широко применялся А. Я. Гуревичем при исследовании культуры Средневековья (Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. — М., 1972). В дальнейшем изложении термины «категории культуры», «универсалии культуры», «мировоззренческие универсалии» используются как синонимы.
- Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. — М., 1979. С. 63–79.
- Древнекитайская философия. — М., 1972. Т. 1. С. 118.
- Холтон Дж. Что такое антинаука. // «Вопросы философии», 1992. № 2. С. 38.
- Там ж. С. 38.
- Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. С. 75–76.
- Фрагменты Гераклита (77, 117, 118). // Материалисты Древней Греции. — М., 1955. С. 48, 51–52.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. — М., 1972. Т. 3. С. 177–178.
- С небольшими сокращениями текст был опубликован в ежегоднике «Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1991». — М., 1992.
- В культурологических исследованиях уже отмечалось, что существуют два типа культур: ориентированные на предметно-активистский способ жизнедеятельности и ориентированные на автокоммуникацию, интроспекцию и созерцание (см., например: Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры. // Труды по знаковым системам. — Тарту, 1973. Вып. 6). Культуры техногенных обществ явно тяготеют к первому типу, а культуры традиционных обществ — ко второму.
- Притча описана в китайской философской литературе царства Сун (см. Нидам Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе. // Наука о науке. — М., 1966. С. 155–160).
- Петров М. К. Язык, знак, культура. — М., 1991. С. 134–135.
- См. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. — М., 1974. С. 106–121.
- См. Тульвисте П. К интерпретации параллелей между онтогенезом и историческим развитием мышления. // Труды по знаковым системам. Вып. VIII. — Тарту, 1977. С. 96.
- Подробнее об этих поисках см., например: Фролов И. Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет. — М., 1989.
- См. Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. — М., 1990.
- Из выступлений автора в дискуссиях «Умер ли марксизм?», проведеных в клубе «Свободное слово» в 1990 году (Москва). Опубликовано в журнале «Вопросы философии», 1990, № 10 (сокращённый вариант) и в более полном виде в журнале «Studies East European Thougt» Dordrecht/Boston/London. Vol. 45.1995.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 484.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 191.
- См. Hosle V. Philosophie der ökologischen Kriese. — München, 1991. S. 27.
- Из выступлений в дискуссии клуба «Свободное слово» «Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков». См. Стенографический отчёт заседания 24 ноября 1995 года. Москва.
- См., например: Стёпин В. С. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию. // Этическая мысль. 1991. — М., 1992 (с небольшими коррективами публикуется в данной книге); Стёпин В. С. Философская антропология и философия науки. — М., 1992; Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 1994.
- Калликотт Бэрд. Азиатские традиции и перспективы экологической этики: пропедевтика. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.
- Уайт Линк. Исторические корни нашего экологического кризиса. // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. С. 188–201. Атфилд Р. Этика экологической ответственности. Там же. С. 203–218.
- Древнекитайская философия. — М., 1972. Т. I. С. 26.
- Григорьева Т. П. Японская литература XX века. — М., 1983. С. 127.
- См. подробнее: Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. — М., 1985. С. 19–38.
- Там же. С. 26.
- См. подробнее: Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. — М., 1985. С. 34.
- Там же. С. 34.
- Ниддам Дж. Предвестники современной науки. // Курьер Юнеско. 1988. Ноябрь. С. 8.
- Го Юй. Речи царств. — М., 1987. С. 298.
- См. Григорьева Т. П. Японская литература XX века. — М., 1983. С. 128.
- Подробнее см. Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 1994. С. 226–250.
- Расширенный вариант выступления в дискуссии «Куда идёт Россия?», опубликованной в журнале «Воскресенье (новая Россия)». 1993. № 3.
- Основой этого раздела являются тексты докладов автора на международной конференции «Россия — Восток — Запад: культуры предпринимательства» (1994) и на российско-германском симпозиуме, посвящённом социокультурным предпосылкам рынка (1995 год), которые были проведены в Институте философии РАН.
- Отмечу, что эта типология разрабатывалась в российской политологической литературе при обсуждении проблем этики предпринимательства и феномена морального отчуждения. (см. Бактановский В. Н., Согомонов Ю. В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. — Томск, 1992; Согомонов Ю. В. Этика гражданского общества. // Будь лицом: ценности гражданского общества. — Томск, 1993.)
- Агильдиев А. Свобода. // Будь лицом: ценности гражданского общества. Т. 1. — Томск, 1993. С. 16.
- См. подробнее: Будь лицом: ценности гражданского общества. С. 163–173.
- Ахиезер А. Думы о России. От прошлого к будущему. 1994. С. 9.
- См. Фармер М. Рациональный выбор: теория и практика. // Полис. 1994, № 3. С. 57.
- В этом разделе использованы материалы моих выступлений в дискуссиях клуба «Свободное слово» по темам «Интеллигенция и власть» (1992), «Россия и Запад» (1991), «Апрель 1985 — апрель 1991: что это было» (1991), «Рынок и культура» (1993). Сокращённые тексты двух первых выступлений опубликованы в журналах «Полис», 1992, № 3 и «Вопросы философии», 1992, № 6.
- См. Зильберман Д. Б. Откровение в адвайтте — веданте как опыт семантической деструкции языка. // «Вопросы философии», 1972. № 5.
- Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М., 1990. С. 76.
- См. Федотов Г. Трагедия интеллигенции. // О России и русской философской культуре. — М., 1990. С. 418.
- См. Бердяев Н. Судьба России. — М., 1990. С. 83–84; Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда. // Интеллигенция. Власть. Народ. (Антология). — М., 1993. С. 125–126.
- Последнее — выдержка из текста спича, написанного для «руководства» героем пьесы Н. А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».
- См. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 83–102.
- Там же. Т. 36. С. 165–208.
- См. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. С. 101–110.
- Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М., 1990. С. 450–451.
- Там же. С. 451.
- Там же. С. 451–452.
- Там же. С. 451.
- Федотов Г. П. Будет ли существовать Россия? С. 452.
- Бердяев Николай. Судьба России. — М., 1990. С. 83.
- Там же. С. 84.
- Там же. с. 83.
- В те времена Боровой, а не Березовский и не Гусинский, выступал в общественном мнении образцом удачливого и богатого бизнесмена.
- См. Бердяев Николай. Судьба России. — М., 1900. С. 87.
- Там же. С. 88–89.
- См. Бердяев Николай. Судьба России. — М., 1900. С. 89.
|