Борис Васильевич Сазонов — российский методолог, специалист по теории и прикладным проблемам проектной деятельности, социологии общественного обслуживания в городах и городскому управлению, инновационным процессам в организациях, кандидат философских наук, автор более 100 научных публикаций. Представленная здесь работа 1 впервые опубликована в 2004 году. |
|
Тема социального института была затронута мною первоначально с сугубо локальной точки зрения. На действие институциональных механизмов я сослался для того, чтобы объяснить, каким образом лидерам одной из волн российской эмиграции удалось, ради решения собственных социально-политических задач, консолидировать разнородную эмигрантскую среду, создав масштабный социальный феномен «ностальгии» [1]. В контексте интереса к процессам общественной консолидации и дезинтеграции мною, далее, анализировались проблемы поведения лидеров отечественных профсоюзов в современных условиях, при этом акцент делался на том, что профсоюзы формально, по предписанной им обществом функции являются социальным институтом консолидации одной из общественных групп [2]. По мере вовлечения институциональных представлений в свой анализ я все более убеждался в том, что для понимания социальных процессов важно не только ссылаться на то, что их воспроизводство и трансляция обеспечиваются институциональными механизмами, но и вводить эти механизмы в явном виде. Попытка такого рода сделана в работе [3]. В данной статье я пытаюсь реализовать это требование: анализируя действительность «организации» я прибегаю к институциональным представлениям. При этом я решаю двойную задачу. Во-первых, я пытаюсь дать более развёрнутое, и что очень важно, деятельностное представление об организации. Специфику деятельностного подхода и те задачи, которые он должен решать, я описывал в названных выше работах, и здесь я буду демонстрировать его вновь. При этом привлекаемые институциональные представления оказываются одним из инструментов реализации данного подхода (что, в общем-то, очевидно, поскольку и деятельностный и институциональный подходы построены на понятии воспроизводства). Во-вторых, я хочу не только использовать институциональные представления по мере надобности в них, решая центральную задачу (в данном случае — анализ организации), но обратиться к понятию института как таковому. Решение этой задачи оказывается крайне сложным. При относительно бедной понятийной схематике категория «институт» (подобно, кстати говоря, «культуре») как рамочная и объяснительная по отношению к многим социальным феноменам стягивает на себя множество содержаний и смыслов. Через него с кажущейся простотой интерпретируется любая другая социальная реальность. Апелляция к нему легко объясняет всё произошедшее в стилистике необходимого и законосообразного, хотя с той же лёгкостью объясняются и события прямо противоположные. Литература полна отсылками к институту, при том, что само понятие принимается самоочевидными и не анализируется. Иначе говоря, отсылочность и универсальная объяснительность «института» не восполняются строительством соответствующего категориально-понятийного аппарата. 2 Поэтому крайне затруднительно надстраиваться над существующим понятием института, относясь к истории его строительства и конструируя новые употребления. В связи с этим я попытаюсь понятие института получить как рефлексивное снятие институционального представления об организации. Другими словами, понятийная конструкция будет строиться с учётом формирования этих двух понятий — прибегать к представлениям из той и другой области с тем, чтобы фокусироваться на том или другом. 1. Становление «организации»1.1. Начнём с диванаНачнём, однако, мы с действительности значительно более простой и понятной — с дивана. Приведём схему строения современного дивана, приведённую в рекламном проспекте одной из ведущих российских фирм «Фабрика мебели «8 марта». Этот диван разительно отличается от того дореволюционного дивана, который достался мне от моей бабушки и на котором я проспал юные годы. Отличается не с точки зрения качества — сейчас мне трудно дать Точнее, он развился и продолжает бурно прогрессировать с того времени, как производственный, а затем и остальной мир оказался охваченный инновационным бумом, который заставляет развиваться все, начиная от собственно дивана и кончая потребностью клиента в новом, более совершенном диване. (О возникновении и развитии инновационного способа жизни на конкурентном рынке я писал неоднократно, а потому сошлюсь на старые работы [4], [5].) Очевидно, что сам диван, не являясь органическим существом, не развивается. Он становится все лучше и лучше, поскольку существуют постоянно действующие группы людей, целью которых — произвести новый диван, совершеннее того, который делали они раньше и того, который сегодня делают или собираются делать конкуренты. Схематически это можно изобразить следующим образом: Эта ситуация в определённой степени является модельной по отношению к «организации». Она тоже является продуктом деятельности, которая, как я постараюсь показать, развивается по институциональным законам. 1.2. Конструирование «организации» — первый этап её жизниНачнём с утверждения, что «организация» как особая сущность является порождением новейшего времени, точнее, порождением ХХ века и его знаменем. Предшествующее время знало торговые лавочки и фабрики, государственные учреждения и присутственные места, суды и армейские казармы. Должна была появиться особая деятельность, которая стала бы рассматривать и, что очень важно, конструировать и развивать все это разнообразие под одним углом зрения, в качестве одного и того же. 3 Несколько модернизируя, назовём эту деятельность консультационной, хотя длительное время она проходила под именем теории организации. Теории прикладной, поскольку даже теоретические по форме модели строились в интересах тех, для кого организации выступали инструментом. История вкладов в такую теорию организаций описана многократной и с разной степенью детализации. 4 В данном случае нас будут интересовать не детали и школьные вариации на известные темы, а то, что можно отнести к этапным изменениям в деятельности организаций. При этом можно выделить три периода в деятельности таких теоретиков-консультантов. Первый связан с именами классиков «теории организации», второй длился до начала инновационной эпохи, сохраняя неспешные темпы обновления представлений об организации, третий же освоил инновационные законы, и волны организационных преобразований практически стали непрерывными. В соответствии с традиционной историей теории организаций начало этой деятельности было положено Ф. Тейлором (перелом XIX и XX веков), хотя он и говорил прежде всего не об «организации», а о «производстве» и решал задачу повышения производительности труда. Важно, что свою деятельность он понимал как построение развиваемой по определённым правилам общей системы научной организации и управления производственным трудом, которая идёт на смену фигуре надсмотрщика над рабочими. Эта система включает в себя стандартизацию, оптимизацию и нормирование трудовых операций исполнителя-рабочего (ленивого, жадного и тупого по натуре), отбор рабочих в соответствии с пригодностью к выполнению опеделенных операций и его обучения, выстраивание технологических цепочек из таких операций и, параллельно, улучшение орудий труда. В связи с тем, что введение такой системы может вызвать сопротивление рабочих, Тейлор говорит об определённом сотрудничестве рабочих и администрации. «Только путём принудительной стандартизации методов, принудительного использования наилучших орудий и условий труда и принудительного сотрудничества можно обеспечить это общее ускорение темпа работы. Обязанность же принуждения к выработке стандартов ик обеспечению необходимого сотрудничества лежит исключительно на администрации предприятия». 5 Научная организация труда означала не только анализ огромной массы так называемого передового производственного опыта, и радикальную перестройку собственно управленческого труда за счёт введения новых функций у тех, кто организует и управляет трудом рабочих, прежде всего у мастеров и бригадиров. Он отошёл от линейной схемы, при которой работник подчинён непосредственно одному начальнику и «разработал систему разделения работы мастера и бригадира на восемь составных частей. При этом каждый рабочий ежедневно получает указания и необходимую помощь от восьми узко специализированных непосредственных руководителей. Из восьми функциональных мастеров непосредственно в цехе должны находиться только четверо: инспектор, мастер по ремонту, мастер, устанавливающий темп работы и бригадир, а остальные — в специально устроенной «плановой» комнате заниматься соответственно маршрутизацией, подготовкой карточек, инструкций, отчётами о затрачиваемом времени на производство продукции, вопросами себестоимости, производственной дисциплиной, etc». [6, c. 248–249]. Особую роль Тейлор отводил функции планирования: «Мастерская и вообще весь завод должен управляться не столько директором-распорядителем, управляющим или начальником мастерской, сколько плановым отделом». 6 Таким образом, Тейлор не только вводит систему, научную по его мнению, организации труда рабочего, элементом которой являются механизмы развития труда, но создаёт новую систему управления этим трудом. Другой классической фигурой в построении современной организации является А. Файоль (работал независимо практически в то же время, что и Тейлор). Будучи администратором новаторского типа и рефлексируя прежде всего собственную деятельность по совершенствованию тех предприятий, в которых он работал, Файоль делает акцент на административной деятельности, но рассматривает её в структуре управленческой деятельности, а также определяет принципы построения предприятия-организации в целом. Именно «организации» как особой общности, в отличие от предприятий того или иного типа. 7 Член организации — «работник» вообще, к которому относятся и рабочие и руководители. При этом административные функции в той или иной степени могут присутствовать даже у рабочих. Организации-предприятия отличаются не предметом своей деятельности, а количественными стадиями роста, величиной. В простейшем предприятии в одном лице совмещается и управление и исполнение. В небольшом предприятии с несколькими работниками с руководителя снимается часть исполнительской нагрузки. По мере роста предприятия между его главой и рабочими появляются прослойки мастеров, начальников мастерских, начальников отделов, etc, что в совокупности формирует управленческий слой предприятия. Предназначение управленческого слоя — вести предприятие к его цели. В развитом предприятии в качестве стандартных предметов управления (управленческих функций) Файоль выделяет: 1) техническую деятельность по производству товара или услуги; 2) коммерческую деятельность по снабжению и сбыту; 3) финансовую деятельность; 4) защиту собственности и личности; 5) бухгалтерскую деятельность; 6) административную деятельность, предметом которой является персонал, а не те или иные материальные процессы. С этой точки зрения она оказывается как бы перпендикулярной по отношению к остальным управленческим функциям. Функция администрирования складывается, по Файолю, из следующих элементов: предвидение, планирование, организационная работа, координирование, контроль. (В ряде случаев в понятие административной деятельности Файоль включает и все другие управленческие функции.) В противоположность Тейлору, Файоль сохраняет — как условие единства действия — схему линейной иерархической подчинённости (каждый ниже стоящий подчиняется одному начальнику). Поэтому, признавая функциональную специализацию в области административной деятельности, Файоль выделяет в штабные службы (службы помощников руководителя) те управленческие функции, которые не укладываются в линейную схему. Наконец, Файоль формулирует четырнадцать принципов (проблемных вопросов), учитывая которые должна строиться любая, достаточно иерархизированная (то есть крупная) организация: 1) разделения труда; 2) власть; 3) дисциплина; 4) единство командования; 5) единство руководства. 6) подчинение индивидуальных интересов общему интересу; 7) вознаграждение; 8) централизация; 9) скалярная цепь (линия власти), 10) порядок, 11) равенство, 12) устойчивость должностей личного состава, 13) инициатива, 14) корпоративный дух. 8 Таким образом, Файоль выстраивает модель некоторой особой действительности — организации, которая имеет определённую цель и управляема в движении к этой цели. В этой модели представлены типовые, стандартные предметы управленческой деятельности и её инструменты. В принципе, перед нами не стоит задача проделать последовательный исторический экскурс и постараться назвать имена всех, сделавших значительный вклад в конструирование организации и в построение теории этой конструкции. Нам достаточны кардинальные вехи на пути конструирования такой действительности как организация. С этой точки зрения фигур Тейлора и Файоля достаточно, поскольку их усилиями эта действительность уже создана. И тем не менее назовём ещё М. Вебера, поскольку он, наряду с двумя первыми, остаётся постоянно действующим автором на протяжении всего ХХ века. Обратим внимание на то, что все три автора писали независимо, но действовали в одном направлении, что говорит об актуальности формирования социального института «организация». Вебер создал представление об организации как «бюрократии», то есть функционирующей машины, работа которой разбита на элементарные и формализованные (с точки зрения задач, правил и средств деятельности) операции, которые исполняются людьми, но в совершенно безличной форме. то есть качество исполнения функций машины не должно зависеть от личных соображений и эмоций исполнителя, а только от его технической квалификации, которую можно и должно приобретать. Эта машина строится по иерархическому принципу подчинения. Представления Вебера не отличаются принципиально от таковых Тейлора и Файоля, являясь более абстрактными — в отличие от первых, Вебер не имел административного опыта и соответствующей рефлексии. Вебер для нас интересен другим. Понятие «бюрократии» входит в число его «идеальных типов», то есть таких исторических конструкций, которые не являются отражением исторического опыта той или иной эпохи, а аккумулируют её ценностные установки, выражают доминирующие в ней интересы. «Бюрократия» как идеальный тип или мыслительная конструкция является, следовательно, специфической ценностью, идеальной целью ХХ века. Причём более точно, этот идеальный тип характерен для тех современных государств, отношение господства и подчинения в которых является «легальным», то есть в основании имеет целерациональное поведение участников, которые подчиняются не личности, а закону. Вебер, таким образом, обозначает сугубо искусственных характер своей «организации». Описание первого периода — становления «организации» — можно было бы на этом и завершить, если бы не было сделано радикального дополнения работами Э. Мэйо, выполненными в конце двадцатых годов. Мэйо, подобно Тейлору, занимается прикладной проблемой повышения производительности труда, и в ходе достаточно рутинных исследований, связанных с выяснением зависимости между уровнем освещённости рабочего места швеи и производительностью труда обнаруживает феномен влияния неформальных групповых отношений на деятельность организационной машины. Персонал в организациях живёт не только по законам, предписанным иерархической системой руководства и управления, регулируется не только предписанными нормами и правилами, мотивируется не только экономическими стимулами. Люди продолжают жить социальной жизнью, выстраивают свои, групповые отношения с достаточно жёстким распределением ролей, не совпадающих с формальными ролями-функциями. Характер группы, групповые ценности и, во многом, позиция лидера группы определяет то, каким образом реализуются формальные нормы и правила, насколько они остаются только формальными или же принимаются коллективом. Серьёзным фактором для успешной деятельности организации являются межгрупповые отношения, которые легко переходят в неочевидные, трудно разрешимые, вяло или даже остро текущие конфликтные процессы. Школа «человеческих отношений» вступила в резкое противоречие с классическими рационалистическими концепциями стандартизованной организации с её атомизированным и нормативно регулируемым персоналом. Тем не менее, исследовательские данные Э. Мэйо были восприняты теоретиками и практиками организационного подхода, и, несмотря на взаимную противоречивость, были представлены как равноценные и одновременно действующие подходы к совершенствованию деятельности организаций. То есть любой менеджер должен теперь владеть как методами построения формальной организации, так и методами анализа неформальных отношений с тем, чтобы гармонизировать эти две составляющие организации. В зависимости от позиции менеджера, а частично от доминирующей в менеджменте моды акценты на этих составляющих могут расстанавливаться по-разному. Сам Мэйо полагал, что ради осмысленной жизни для индивида, который оказался по воле случая сотрудником некоторой организации, и ради социальной стабильности администратор должен в большей степени ориентироваться на людей, нежели на выпускаемую продукцию. Проводники идей этой школы настаивают на том, что групповые ценности являются наиболее значительным фактором, который должен учитываться при научной организации управления. Улыбка менеджера, его интерес к детям работников, совместные вечеринки и групповые методы принятия управленческих решений — все это технологические приёмы, разработанные в русле идей данной школы. Смена акцентов, а также отношение к подобным сменам хорошо выражено в более поздней статье 1968 года (цитируется по книге Д. М. Гвишиани «Организация и управление», с. 315): «Что заставляет людей работать? С первого взгляда кажется, что на этот вопрос ответить легко или что он просто-напросто глупый. Однако для промышленности США, постоянно изыскивающей способы получить максимальную отдачу от долларов, идущих на заработную плату, определённый вопрос висит в воздухе с тех пор, как подобный вопрос был впервые серьёзно поставлен пятьдесят лет назад. Во время Первой мировой войны казалось очевидным, что люди работают лишь для того, чтобы прокормить и одеть себя, и «завинчивание гаек» было способом получить от них максимальную отдачу, пусть даже посредством резкой словесной взбучки от строгого босса-диктатора. С К жалобе специалиста по кадрам надо добавить, что при всём том была построена такая действительность как организация с её разветвлённой функциональной структурой. Об этом он 1.3. Организация как естественный объект. Полипредметные теоретические исследования этого объекта — второй этап в жизни организацииИмея ввиду в Классическая школа выделила (сконструировала) объект «организация» в качестве обособленной сущности в мире деятельности, вначале в производственной и экономической, а затем и административно-государственной, публичной сфере и, далее, в любой возможной сфере человеческой деятельности. Конструкторов интересовало прежде всего внутреннее устройство организации — в связи с задачами повышения эффективности её работы. То есть было очевидно и не требовало Школа человеческих отношений способствовала ещё большему превращению организации из чисто искусственной конструкции, из инструмента решения задач своих создателей в некоторое естественное социальное целое, способное жить и развиваться по собственным законам. Формирование и жизнь неформальных групп до определённого времени была не только не управляема администрацией организации, но даже не известна ей. После того, как наука руками Мэйо и его сотрудников открыла этот факт, он стал возможным предметом анализа и коррекции со стороны управления организацией. Но это как бы вторичная искусственность, возникшая в результате познания закономерностей жизни организации. Таким образом, организация стала специфическим искусственно-естественным, может быть даже больше — естественно-искусственным общественным образованием. Нет возражений против того, чтобы считать её искусственным «существом», которое создано ради определённых, внешних для организации и внутренних для её творцов целей. Она искусственна в способе существования, поскольку управляема в своём функционировании и развитии определённым слоем лиц, который постоянно отслеживает те цели, ради которых она создана. Но при всём том она естественна, поскольку имеет собственные законы развития и способна на сопротивление управленческим воздействиям. Управленцы могут совершать роковые ошибки, не учитывая законов её жизни, что особенно хорошо видно при обращении к действительности неформальных отношений в организации. Как естественный, хотя и искусственный по происхождению и некоторым механизмам управления, объект «организация» может стать и становится предметом исследования самых разных наук, таких как экономика, социология, социальная психология, право, политические науки, культурология и другие. Более того, поскольку термин «наука» носит собирательный характер и за каждым их них стоит масса школ и направлений, то исследования организации приобретают сколь угодно широкий характер и теряют какие-либо обозримые и рационально выразимые очертания. Масса этих исследований вытягивается в историю, наличие которой только усиливает естественность исследуемого объекта. Сложная система, составленная из формализованной иерархической функциональной структуры с акцентом на управленческих функциях, а также каким-то образом соотнесённой с ней структуры неформальных отношений исследуется на предмет нахождения все более тонких механизмов жизнедеятельности, и «практические рекомендации» вытекают теперь как прикладные следствия научного анализа. Для демонстрации естественного видения организации приведём характерную цитату из одной из лучших в нашей стране теоретических работ по социологии организаций, написанную А. И. Пригожиным. (Работа издана ещё в советскую эпоху, и упор на человеческой составляющей в Естественное отношение к организации (понимание её прежде всего как природы, хотя и второй) присутствует даже у самих консультантов, которые рассматривают технологические приёмы по совершенствованию деятельности организаций как прикладное знание, основанием которого является теоретическое знание об этом объекте, о закономерностях его функционирования и развития. Именно в таком ключе выполнена новейшая фундаментальная работа А. И. Пригожина, написанная уже от лица консультанта и наполненная описанием многих case study и технологических приёмов работы консультанта [8]. Я не хочу тем самым сказать, что естественная точка зрения на организацию в принципе не верна. Напротив, деятельность именно и характеризуется тем, что искусственное, сконструированное в ней может оестествляться, становиться второй природой. Подавляющая часть того, что окружает человека и является второй, тварной природой. Проблема в том, что в определённых случаях, а к таковым относится все те, в которых рассматривается процессы развития объектов второй природы, игнорирование искусственной составляющей является методологической ошибкой, приводящей к теоретическим и практическим трудностям. В нашем случае в рамках такого «оестествляющего» подхода выпадает из поля зрения тот факт, что организация возникает и развивается — а, следовательно, живёт — благодаря наличию «консультационного» (см. схему 1) сопровождения. Это сопровождение является непременным элементом организации как социального института, а не просто некоторой возможной надстройкой над ней. Игнорирование искусственной природы развития организации приводит, в частности, к трудностям в установлении отношений между консультантом по развитию организаций и высшим управленческим персоналом организаций. Этот уровень управления, с одной стороны, находится внутри организаций, и именно его сопровождают консультанты. А, с другой стороны, современная система образования постоянно доводит до этого слоя управленцев новости из мира консультантов по организационному развитию, более того, превратила их в специалистов особого рода — «менеджеров», которые, по идее, обладают не меньшим набором знаний и умений, чем консультанты и являются (должны быть) «штатными» специалистами по развитию своих организаций. В результате оказывается крайне неопределённой позиция топ-менеджеров в процессе консультирования: являются ли они членами команды консультантов, которые выступают их привлечённым штабом, либо же они служат для консультанта объектом преобразования. Итак, организация в качестве особой социальной действительности:
Обратим внимание на наиболее важную позиционную «растяжку», которую создала организация. В коммерческой сфере появившаяся фигура (наёмного профессионального) менеджера, ответственного за успешность деятельности той организации, внутри которой он находится и с судьбой которой он связан, создаёт оппозиционную фигуру собственника, интерес которого нацелен на успешность бизнеса (в предельном случае, успешность его инвестиций), и с этой точки зрения свободен в выборе поля приложения своего капитала. Предельный случай этой свободы — продажа данного бизнеса, то есть организационной структуры, внутри которой находится в том числе менеджмент. Конечно, планируя свою карьеру, менеджер также волен бросить данную организацию и искать счастья в другой, продавая свой опыт и свои достижения. Но это другие инструменты и другой рынок, нежели те, с которыми имеет дело собственник. Как мы увидим далее, это различие оказывается принципиальным для формирования современных механизмов развития организации. Несколько иная, но не менее интересная растяжка происходит в публичной сфере, в которой фигура, за которой мы сохраним условный термин «собственник», находится в иной властной позиции, нежели наёмный менеждер-чиновник. Специфика публичных организаций прежде всего в том, что различие собственника и менеджера здесь сугубо функционально (собственник в одном отношении чаще всего является чиновником в другом, хотя, подобно законодателю, он может выпадать из чиновной иерархии). Другая особенность заключена в том, что конкретный, создавший организацию собственник может легко исчезнуть, и организация становится предметом и инструментом игры властных субъектов в административно-политическом пространстве. 2. Институциональные характеристики в процессах становления организацииДля понимания очередного шага в развитии организаций мы только что вынуждены были в явной форме обратиться к понятию социального института — чтобы сделать ещё более очевидным то, что мы говорим не о «Организация» с институциональной точки зрения интересна особенно тем, что это ставший буквально на глазах одного, близкого к нам поколения социальный институт, под знаменем которого, если так можно сказать, прошёл ХХ век и чья история описана подробно. Добавим, что это история социального института, который, как я постараюсь показать, в определённом смысле завершает свою историю, теряя эпохоопределяющее лидирующее значение. Предусмотренная специфика проделанного нами историческое описание позволяет продвинуться в понятии не только организации, а и института, эксплицировав его посредством рефлексии данного описания. Этот путь представляется значительно более продуктивным, чем привлечение готовой модели института со стороны и интерпретация с её помощью процессов становления института организации. (Проблема, как мы отмечали, в сложности реципировать готовое понятие института.) Итак, наша дальнейшая задача состоит в том, чтобы отрефлексировать процессы становления организации с той точки зрения, что это было становление определённого социального института. Институт организации появился не на пустом месте и его нельзя собрать из некоторых простейших гипотетических атомов (пусть даже проделав предварительную процедуру «сведения» к ним, подобно тому, как это сделал К. Маркс, предварив сведением к некоей «клеточке» «выведение» сложной, исторически развивающейся системы «Капитала»). Мы, а точнее, конструкторы «организации» имели дело с развитой и разнообразной действительностью, представленной в виде различных промышленных предприятий, государственных учреждений, рыночных ситуаций, экономических реалий и так далее. Мы вряд ли ошиблись бы сказав, что эта действительность была структурирована в том числе в форме многих социальных институтов. Что касается самих конструкторов, то они были действующими персонами в этом разнообразном мире, решавшие многие задачи. В их числе важными были задачи по повышению производительности труда, но ими далеко не исчерпывались цели и ценности этих творческих и активных людей. Если непредвзято оценить эту ситуацию, то складывается впечатление, что понятийные результаты, которые мы намереваемся получить в результате рефлексии, во многом слабее, у же, носят более частный характер, нежели тот понятийный аппарат, в котором должен быть бы задан исходный материал. 10 В частности, как представляется, необходимо уже на начальной стадии воспользоваться понятием социального института, поскольку конструкторы «организации» не только работали в хорошо институционализированной действительности, но и их установки были на те или иные институциональные изменения. Чтобы выйти из этого порочного круга и понятийно упростить исходную ситуацию, не теряя её содержания 11, мы все богатство социальной действительности, с которым имели дело основатели организации, будем рассматривать в качестве вполне оествествленной, «культурной среды» и, тем самым, «культурной нормы» их деятельности. Это значит, что все окружающие их социальные феномены и процессы выступают в качестве обладающих естественными механизмами воспроизводства, или иначе, процессы их функционирования и являются одновременно процессами воспроизводства, или ещё иначе, регулярно повторяющиеся, следующие друг за другом естественным образом акты деятельности и являются механизмом воспроизводства деятельности во времени. Надо добавить, что это простое воспроизводство, не содержащее развития. Но как естественные, они обладают непреложностью для тех, кто включён в подобные процессы. Это та традиция, которую нельзя переступать. Критическое отношение к оестествлённой действительности или традиции, её проблематизация в связи с самыми разными побудительными мотивами, начиная от практических затруднений и заканчивая ценностными установками, является первым шагом к выходу в искусственный план. Для Тейлора и Файоля процессы проблематизации были напрямую вплетены в практическую административную деятельность на предприятиях и заканчивались реорганизацией как администрируемой, так и самой административной деятельности. В принципе, подобные конструктивные преобразования идут постоянно. Вопрос в том, в какой мере они становятся социальными фактами или фактами культуры. Появление нового, созданного усилиями активных социальных субъектов не вписывается в модель средовой культуры, в которой все процессы деятельности протекают и воспроизводятся «естественно», без участия дополнительных, специально созданных для воспроизводства искусственных механизмов и, следовательно, неоткуда не возникают и никуда не исчезают. Для понимания феномена социальной новизны усложним эту модель и введём механизм культурного воспроизводства деятельности по образцам, в том числе по вновь созданным образцам. 12 Образец нужен прежде всего тогда, когда воспроизводимая деятельность может варьироваться, и В традиции ММК принято называть процессы воспроизводства по образцу процессами трансляции. Их смысл в том, что и образец и воспроизводимая по нему деятельности являются конкретными, экземплифицированными, рядоположенными. Предприятия Тейлора и Файоля выступили конкретными образцами, транслировались, поскольку администраторы других предприятий пытались перестроить свою деятельность в соответствии с ними. В ММК, главным образом в работах Г. П. Щедровицкого, понятие образца разрабатывалось весьма детально. В частности, под образцом понималась не только сама образцовая деятельность со всеми её семиотическими компонентами, а и специально созданные описания данного образца, призванные помочь его воспроизведению. Конструктивная деятельность отцов организации вряд ли смогла выступить в качестве образца, если бы не имела мощного текстового сопровождения, развёрнутого в форме системы нового научного знания. Следует отметить, что двигаясь, фактически, по пути институционализации организации, вехой которого являются процессы трансляции нового культурного образца, его авторы используют сложившиеся институциональные механизмы, к числу которых относится научная форма организации знания. Роль этого института в ХХ веке столь велика, что научное описание может выступить своего рода заместителем практической деятельности, указывая на неё как возможную. Ярким примером тому являются теоретические работы Вебера по понятию организации. Веберовская парадигматика в целом оказала настолько сильное влияние на научный мир, что его частное представление о таком идеальном типе как бюрократия принимается в качестве полноценного нового образца деятельности. В другие исторические эпохи описания могут иметь совсем иную форму и использовать иные институциональные инструменты. Так, ритуалы и табу являются развитыми и сложными лидирующими системами описания культурных образцов в так называемых примитивных обществах. 14 Архаические системы сохраняется, в модифицированном и смягчённом виде, и в наше время в структуре других систем образцов. Но лидирует при этом научное описание. Для полноты описания воспроизводства по (культурным) образцам нельзя не упомянуть уникальный опыт гуманистов в Новое время, чья (культурная) деятельность во многом и определила облик этого Времени. Эта очень небольшая группа людей разных профессий поставила если не бессмысленную, то невыполнимую задачу: воспроизвести всю общественную систему по образцам античного, то есть давно умершего к тому времени мира. Воспроизведение осуществлялось через изучение письменных осколков этого мира и следование, как полагали гуманисты, его правилам гражданского и практического, вплоть до бытового поведения. Собственно антики воспроизвести удалось не много, но образцы новой «гуманистической» деятельности были получены в таком изобилии и были так активно подхвачены, что этого оказалось достаточным для влияния на всю последующую европейскую историю. Вернёмся, однако, к теме институционализации «организации». О том, что вначале создавались именно образцы «организации», косвенно свидетельствует их «школьное» распространение. Мы не затрагивали эту тему и не приводили имена и деяния тех, кто поддержал, прежде всего в консультационной и научной областях, результаты деятельности Тейлора, Файоля, Мэйо. Именно они разъясняли, комментировали, дополняли, распространяли опыт отцов-основателей «организации». В принципе, любая школа заканчивается. Но она либо умирает, так и не институционализовав опыт Учителя и оставив его в лучшем случае фактом литературной истории, либо завершает свою миссию, сделав этот опыт элементом определённого института. Как ни странно, работы по истории «организации» оставляют в стороне описание тех процессов, которые обеспечивают переход от воспроизводства некоторой новой действительности по модели культурного образца к институциональным формам воспроизводства, и, в конечном счёте, позволяют оестествить новацию в общественном организме. С моей точки зрения для этого перехода нужны два дополнительных механизма. Первый — включение новой действительности в нормативно-ценностное пространство, в котором она должна быть обнаружена как собственный элемент и ассимилирована за счёт систематического нормирования. Говоря о нормативно-ценностном пространстве я имею ввиду прежде всего юридический, правовой срез, который играет принципиальное значение — «организация» должна стать и стала юридическим лицом, обустроенным совокупностью юридических документов и процедур. Помимо этого становящийся институт может и должен стать предметом оценки и влияния со стороны многих других систем нормирования (социально-экономической, социально-психологической, культурной, религиозной). 15 Второй — формирование собственных профессионалов (по управлению в организациях) посредством системы профессионального образования и разработки специализированных учебных дисциплин. В соответствии с современной методологией образования и науки (точнее, уходящей методологии ХХ века), для получения общественного статуса «школьные» представления должны стать стандартными учебными предметами, в которых новая институция подаётся в качестве общественной онтологической сущности. Как таковая она становится предметом исследования множества общественных дисциплин, имеющих дело с подобными сущностями. И теперь уже совокупность знаний о специфическом социальном объекте — «организации» служит базисом для формирования управленческой, по отношению к этому объекту, деятельности. Профессиональное управление организацией может учитывать её генетические следы (скажем, быть управлением в промышленной организации). Однако наряду с такими частными управленческими предметами, которые, как правило, разрабатываются в специализированных отраслевых ВУЗах, существует единая и обладающая наибольшим статусом профессия — менеджер. Эти два механизма тесно связаны за счёт процедур взаимного порождения (продвижение в одном вызывает встречное движение в другом). Узлом пересечения и связи опять-таки выступает наука. В её истоках во многом лежит образовательная специализация — задача подготовки профессионалов в определённой области деятельности тянет за собой организацию соответствующих исследований, в результате чего по отношению к этой области формируется связка образовательной дисциплины (учебного курса) и дисциплины научной (научного предмета), объединённых общим содержанием или, что одно и то же, единым социальным объектом. И именно научные представления о социальном объекте дают «объективные» основания для нормирующей деятельности. Хотя последняя, в принципе, может существовать и вне научного обоснования, наука стала важным фактором развития нормативных систем. Наука, в свою очередь, получила новую область приложений, дополнительный источник проблематизации и развития собственной предметности. Строение института организации, таким образом, может быть представлено в достаточно простой схеме: В схеме не изображены элементы, ради которых и усилиями которых институт и формируется. Это — люди. Для человека социальный институт является инфраструктурой, попав в которую он начинает быть ведомым по определённым правилам. Для организации человек оказывается клиентом, её персоналом, её менеджером и тем, кого мы назвали «собственником», который и является ключевой фигурой — предприниматель в коммерческой сфере и общественный деятель в публичной. В правовой плоскости интерес первого обозначен прибылью, тогда как второй выступает от лица общества и его потребностей 16. Который создаёт (организует) организацию для решения собственных задач (для полноты скажем и о делегированных ему кем-то задачах и полномочиях). Институциональная действительность организации выходит, конечно, за рамки её формально-правового нормирования, и вопрос о том, кто, для чего и как создаёт, развивает и использует организацию, является увлекательным литературным сюжетом. Важно, что именно собственник волен для своих целей создавать, трансформировать и ликвидировать такой инструмент, как некоторая конкретная организация. Персонал и менеджмент входят в состав его инструмента. Чем ближе человек в структуре организации к выполнению целей собственника и чем больший доступ он имеет к процессам изменения организации, тем выше он продвигается по линии менеджмента. При всём том менеджер остаётся внутри организации и, используя реально организацию как инструмент в собственной карьере и в личных целях, не обладает правом ликвидировать этот инструмент. (В лучшем случае он осуществляет его нелигитимное разрушение в корыстных умыслах.) Наконец, клиент этот тот, кто получает услугу от организации в виде готового продукта или же проходя по её инфраструктурным каналам и включаясь в её процессы. В этом контексте весьма неоднородным оказывается понятие развития организации. В рамках конкретной организации её развивает менеджмент. Другой тип развития демонстрируют те, кто создаёт новые организационные образцы — собственники, те, кого мы назвали консультантами, научные школы, которые обеспечивают трансляцию образцов, те, кто формирует соответствующее нормативно-правовое пространство, те, кто готовит профессионалов и исследует профессиональную деятельность. В этом последнем управленческом слое можно выделить особую позицию — «власть», то есть тот уровень управления, который поднимается до отношения к институту как целому (в частности, занимая по отношению к нему рефлексивную позицию) и способен ставить задачи институционального строительства, проектирования института, etc. Конечно, эта позиция предполагает наличие целей, ради которых совершается управление над и по отношению к институту. (Следует отметить, что сказанное можно обернуть и рассматривать в качестве функционального определения власти: это то, что способно ставить задачи такого типа, который требует рефлексивного выхода над некоторым институтом как целым.) По сравнению с доинституциональным культурно-средовым (естественным) механизмом воспроизводства, институциональный обладает очевидным преимуществом. Если культурная норма была непреложной традицией и с трудом поддавалась изменениям, то в институте лежащими на поверхности и доступными инструментами трансформации являются игра с нормативно-правовыми конструкциями и их организационным воплощением в качестве инструмента целедостижения. Их перенос кажется простым и очевидным средством трансляции кем-то созданных институтов на, скажем, отечественную почву. Однако это квазитрансляция или создание квазиинститутов, перенос «формы» без переноса «содержания», которым является действительность культурных норм и образцов. (С этой точки зрения разговоры «почвенников» может быть не очень понятийны, но вполне небезосновательны.) Сегодня в нашей стране политический институт демократии или институт инноваций во многом являются квазиинститутами. При этом если по отношению к политическому институту эта проблема достаточно хорошо осознана и обсуждается, то по отношению к институту инноваций она даже не поставлена, хотя попытки институционального заимствования имеют место. Вернёмся к нашей схеме организации как социального института. Данная схема выдержана в методологии деятельностного подхода, ключевой категорией которого является воспроизводство деятельности, исполняемое посредством генетически наращиваемого механизма «искусственное-естественное». Важную завершённость этот механизм получает в институциальной форме. Данная схема способна выступить рамочным понятием организации. 17 То есть «понять», что такое организация нам позволяет реконструкция (по определённой методологии) институциональных механизмов её формирования, функционирования и развития. Конечно, нарисованная предельно схематично картина строения института или рамочное понятие «организации» начинает терять ясные очертания, если мы вспомним о разноголосице в среде консультантов, теоретиков, педагогов, обусловленной расхождениями и в методологии их деятельности, и в концептуальных основаниях, и в ценностных ориентациях. Но это означает только то, что разноголосица должна быть проанализирована и пояснена в языке, способном выявлять и типологически описывать парадигмальные системы. С деятельностной точки зрения принципиально неполными являются так называемые теории организаций, дополненные соответствующими историями теорий организаций. Каждая такая теория — а их всегда больше, чем одна в силу разбегания научных парадигм — описывает в своей парадигме лишь ставший, оестествлённый на определённом этапе развития социальный объект, некоторую онтологию, взятую из образовательной и научной областей, но не описывает механизмы, которые порождают эту онтологию и которые могут её радикально изменить. 18 Даже череда сменяющих друг друга по принципу устаревания теорий не способна описать историю «организации», поскольку в лучшем случае она описывает историю теорий организаций или же историю отдельных организаций. Понятие истории «организации» как социального феномена приобретает смысл только по отношению к истории института, а не отдельных экземпляров и их индивидуальных трансформаций во времени. Для институционального понятия организации действительно существует история, а не последовательность финальных достижений, ибо при институциональном подходе вполне ожидаемо появление новых консультационных и теоретических разработок, и методологической задачей является понимание того вклада, который делается этими разработками. Причём это понимание строится не на установке обнаружить или подтвердить естественный закон развития, а на реконструкции искусственных механизмов развития и на анализе возможных следствий данного шага развития. 3. Почему в России не было «организаций»Понятие организации как определённой социальной сущности со специфической кооперированной структурой управления, с профессиональным менеджментом, обучаемом по специальным программам, которая исследуется совокупностью общественных дисциплин и развивается в том числе специализированным консультационным сообществом — явление новейшее и сугубо западное (европейско-североамериканское). Организации не было, до определённого времени, не только в таких относительно продвинутых странах как Япония или Китай, но даже в России. История России обособилась от западной после Великого Октября. Она в полном объёме успела застать Тейлора и его последователей, которые были восприняты более объёмно, чем на Западе. Благодаря таким энтузиастам как Гастев громадное распространение получили научная организация труда и обобщение передового опыта. Пережив все гонения, они стали непременным атрибутом социалистических предприятий, будучи трактуемы в качестве наиболее важных механизмов развития. Но у нас пошли много дальше — вся советская экономика, а не только отдельные предприятии (подобно заводам Форда в США) была построена по принципу одного большого конвейера (см. об этом подробнее [4]). Следует отметить, что подобная рационализация деятельности и концентрация всех ресурсов в одних руках (милитаристского государства, для которого человек являлся главным образом ресурсом) позволили Советскому Союзу длительное время быть вполне конкурентоспособным на мировой сцене, по крайней мере в области вооружений и основанной на силе геополитики. В советские времена всё же была воспринята концепция (буржуазная!) Файоля с её детализацией административно-управленческих функций. Дело в том, что социалистическая система отменила многие «естественные» механизмы рыночной регуляции и искала их искусственную замену. Планирование и контроль, как мы помним, оказались в числе наиболее востребованных в отечественной экономической системе. Но Мэйо уже не попал в нашу страну, хотя, казалось бы, он мог получить теплый приём как борец за рабочие права на фоне бездушной производственной машины. Его концепция могла показаться опасной как только переносилась с западной почвы на родную, где дисциплиной и подневольным трудом изживали пережитки капитализма. Однако суть дела даже не в том, что один из ключевых создателей «организации», завершивших её формирование, не получил распространения в нашей стране. Дело в том, что в социалистическом хозяйстве не сформировались и не могли сформироваться организация как некоторая автономная единица общества и менеджер как её центральная фигура. Организация на Западе формировалась вслед и в Можно предположить, что промышленная революция в Британии была результатом не только паровой машины, но и этой свободы действия предпринимателя. Британская либеральная модель была пересажена на ещё более свободную Северо-Американскую почву и дала мощный всплеск промышленного и организационного строительства. Возможно, позитивную роль во всём этом сыграла система правосудия, основанная на прецеденте, а не на жёстком нормировании-кодексе. Советская система в принципе враждебна каким бы то ни было идеям либерализма, в том числе и идеям свобод для организаций. 19 Все структуры, которые могли бы с точки зрения западных представлений претендовать на статус организации, рассматривались в качестве элементов единой народно-хозяйственной машины. Так, даже самое захудалое учреждение общественного обслуживания было не автономной организацией, деятельность которой мог свернуть собственник, а одним из элементов системы, которая в совокупности удовлетворяла какую-то нормируемую социальную потребность. Производственные предприятия, встроенные в цепочку переделов природных ресурсов, как прокламировалось, обеспечивали совокупность таких потребностей, то есть работала на благо советского человека, хотя, будучи инструментом правящей элиты, могли служить разным её целям, по факту — главным образом экспансионистских. Руководство в таких структурах — производственных, административных, развлекательных, сервисных (вспомним приведённую выше А. И. Пригожиным классификацию советских организаций) было делегировано этой элитой определённому слою государственных чиновников, которые входили в глубоко эшелонированную касту номенклатуры. Свою деятельность номенклатурные работники никак не рассматривали в качестве служения интересам некоей автономной организации, но решали с её помощью поставленные партией и правительством стратегические и текущие задачи (что не исключало борьбы на ресурсы и льготы для той системы, в которой они служили). Продвижение по ступенькам номенклатурной лестницы определялось служением этим целям, точнее служением тем номенклатурным работникам, которые находились на более высоких этажах и держали эти цели. Наиболее общей характеристикой руководителя была «ответственный» или, что практически одно и то же, «партийный работник», которого готовили в высших партшколах. (Интересно глухое соперничество партийных работников и «хозяйственников», которые в конце советской эпохи получили свою образовательную структуру в виде надотраслевой Академии Народного Хозяйства при Совете Министров СССР, а до того обходились отраслевыми Институтами повышения квалификации.) При всём том западные реалии проникали в советскую систему по разным каналам. Понятие организации получило распространение в связи с научным описанием, в виде критики, западных теорий организации (Дж. Гвишиани), пришло в структуре социологической науки (А. Пригожин), которая до конца Как я писал ранее [4], развал советской, конвейерной по сути дела, экономической машины произошёл в силу того, что она не смогла освоить инновационный подход, особый способ поведения на высоко конкурентных рынках, который смогли позволить себе свободные в выборе стратегии и организационном строительстве западные фирмы, активно подержанные в дальнейшем своими национальными государствами. В отечественных производственных машинах была исключена фигура предпринимателя, о чём свидетельствовал УК в соответствующих статьях. Сегодня мы активно транслируем западный опыт, в том числе опыт организационного строительства. При этом наиболее активно, посредством системы образования (посылая учиться на Запад, приглашая западных лекторов, переводя западную литературу) мы пытаемся воспроизводить менеджеральную прослойку. При этом в тени остаётся то, что ключевой фигурой остаётся предприниматель (если говорить о коммерческой сфере и «собственник», если иметь ввиду весь объём понятия организации 20), которого давно изъяли из отечественной культурной традиции. Как мы покажем дальше, именно предпринимательская позиция в эпоху современных технологий организовывания бизнеса, которые позволяют свободно оперировать с организационными формами, является наиболее важным фактором развития. (Возможный конфликт позиций предпринимателя и менеджера мы обсуждали ранее.) Получая свободу, организации вместе с ней не получают автоматически фигуры, несущей на себе пафос предпринимательства. В случае отсутствия такой фигуры, менеджмент организаций, даже созданных с нуля, продолжает воспроизводить советскую культура, либо же порождает специфическую криминальную. Так, получив свободу от старой системы номенклатуры, менеджеры могут сохранять идеологемы работы на народное хозяйство, которые на деле освобождают их от строительства бизнеса, ищут патронажа государства. Но даже имея над собой собственника, будь то частное лицо или государство, менеджеры способны уходить от его контроля и влияния, кардинально меняя своё предназначение и заботясь не столько об успехе организации, сколько о собственном обогащении. Ярким примером такой сдвижки могут служить многие так называемые общественные организации. В силу абстрактности фигуры собственника, или, иначе, отсутствия действенного контроля со стороны общественности, они создаются под частные интересы тех или иных лиц, включая, конечно, менеджмент. Отсюда наши проблемы с инновациями. Вряд ли помогут меры — законодательные, финансовые — по поощрению организаций к инновационному поведению. Нужна особая программа по привлечению предпринимателей в бизнес, в частности, программа инновационного финансирования предпринимателей, а не только организаций, Возможно, это будет программа по выращиванию предпринимателей, в чём-то похожая на программу подготовки кризисных менеджеров. Но это — другая проблема, которая выходит за рамки нашей темы. 4. Смена лидирующей парадигмы: от организации к процессам и системам деятельностиСледуя деятельностному и институциональному подходам, попробуем понять, какова современная история и перспективы развития организации. Забегая вперёд, резюмируем наш последующий анализ: организация перестаёт быть институциональным лидером, каким она была в ХХ веке, переходя на роль элемента в структуре новых институциональных образований. При этом дело не просто в смене лидеров, но в кардинальных изменениях формирования социальных институтов. Утвердившись, то есть натурализовавшись в качестве ведущего общественного института, организация даже в глазах исследователей приобрела вид внеисторического социального факта, который имеет ряд, казалось бы, очевидных и вполне естественных черт. Общеочевидно, что она была в обществе с испокон века, служа его непременным механизмом, ведущей формой общественной кооперации или Такое видение организации хорошо передаётся традиционной структурно-функциональной парадигмой. В соответствии с ней организация является структурой с определённым набором функциональных мест-элементов, которая находится в некоторой среде и, с точки зрения этой среды, выполняет определённые функции. С внутренней точки зрения самой организации эти средовые функции являются её целями. Любые организации, в том числе созданные ради чьих-то частных интересов (получения той же прибыли) могут найти такой уровень анализа, где этот интерес оказывается важным, более того, необходимым элементом общественного механизма (даже появления организаций, конфликтующих со своей средой, может найти естественно-историческое объяснение в духе Дарвина или Маркса). Специфика организации как структуры состоит в особом механизме осуществления её общественных функций. В структуре организации выделяются два слоя: персонала, силами которого реализуются функции-цели, и менеджмента, который уточняет цели в меняющейся среде и организует исполнение целей персоналом (управляет и руководит им). Развитие института организации обусловлено перманентной проблемой повышения управляемости организации в изменяющейся среде. Взгляд на организацию как на нечто оестествлённое и самодостаточное в естественной общественной среде получило мощное подкрепление в концепции Мэйо, а её гуманизированные последователи это понимание к тому же гипертрофировали. В их трактовке чуть ли не главное предназначение организации как ведущей формы общественной жизни — служить социальным, психологическим и экономическим потребностям своего персонала с тем, чтобы он соблаговолил хорошо делать свою работу и в том числе способствовал реализации тех целей, ради которых организация была создана. Конечно, я несколько утрирую гуманистический подход к организации: его сторонники, подчёркивая значимость неформальных элементов в организации, постоянно отмечают и её искусственное происхождение и её целевое предназначение. Так, в цитированной выше работе А. И. Пригожин говорит, что организация создаётся как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей; организация складывается как человеческая общность, специфическая человеческая среда и, наконец, организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами [7, с. 15] 21. Однако точки зрения искусственного и естественного остаются плохо сочетаемыми, и авторы вынуждены акцентировать либо одну, либо другую. Даже будучи признанной, искусственная составляющая организации, факт её целевого создания натурализуется своеобразным способом за счёт обнаружения фундаментальных общественно-объективных потребностей и механизмов, ответом на которые, как выясняется, и служат акты творения и целеполагания. Вновь обратимся к работе А. Пригожина, где он, в частности, говорит об организации как наиболее распространённой форме трудовой кооперации людей, целенаправленного группового поведения [7, с. 21] 22. Число подобных примеров может быть умножено. Предельное выражение естественный подход к организации получает в теоретических работах чистых «формалистов», таких как Т. Парсонс, Р. Мертон и их многочисленных последователей. В них «функционирование организации рассматривается как объективный, самосовершающийся процесс, в котором субъективное начало хотя и присутствует, но не преобладает. Организованность — гомеостатическое состояние системы, позволяющее ей самонастраиваться при воздействиях извне или изнутри. Цель — лишь один из возможных результатов функционирования, отклонение от цели не ошибка или просчёт, а естественное свойство системы, следствие большой роли в ней принципиально не планируемых, стихийных факторов. Такой подход избегает взгляда на организацию с позиций управления, видит её как специфическое социальное явление, развивающееся по своим закономерностям. Последние известны лишь отчасти, отчего возникают многочисленные непредвиденные ситуации» [7, с. 29] 23. Подходу к общественной системе как совокупности искусственных по происхождению, но естественных, натуральных по жизни структур-организаций сегодня все более начинает противостоять подход, в основание которой положены поточно-процессуальные модели деятельности, в которых организация, точнее, организационное оформление деятельности оказывается лишь элементом. Различение структурных и процессуальных представлений, противопоставление и сопоставление категорий структуры и процесса не является чем-то новым для науки, а в системной методологии эта категориальная оппозиция давно стала ключевой. Но я полагаю, что традиционная системная методология не заметила принципиальных сдвигов, которые произошли и продолжают происходить в связи с построением автоматизированных систем управления для систем организационного типа (да извинят меня за такой оборот речи) 24. Далее я постараюсь показать, что по отношению к организациям, подпадших под автоматизацию, произошло не простое смещение акцентов с категории структура на категорию процесс, но имела место радикальная перестройка строения деятельности — её практической и мыслительной составляющих. Одним из результатов этой перестройки является выход на первый план категориальной конструкции «Бизнес-процесс», которая далека от какого-либо завершения и завязана на множество методологических проблем. Замечу в связи с этим, что высказываемые дальше тезисы (таков, прежде всего, статус моих утверждений) не претендует на категоричность и являются попыткой поставить проблемы. Итак, наша задача — проследить пути формирования процессного подхода (вначале будем говорить о поточно-процессном подходе с тем, чтобы далее развести понятия потока и процесса), который сформировался главным образом в связи с автоматизацией управленческой деятельности в системах организационного типа. Не будем при этом упускать из вида, что данный подход важен для нас не сам по себе, а в связи с историей «организации» как социального института. И моё утверждение состоит в том, что этот институт, соответствующая ему категориальная парадигма уступает лидирующее место другой парадигме, основанной на категории «процесс». Интересующие нас современные поточно-процессуальные модели и технологии имеют несколько независимых и разбросанных во времени источников, которые, тем не менее, всё более и более сближаются, взаимно поддерживают друг друга, формируя вкупе новую мыследеятельностную парадигму. Интерес к последовательности и взаимосвязи разнородных процессов деятельности, которые не привязываются к функциональной (подразделенческой) структуре организации, появляется в связи с разведением финансовой и производственной сторон деятельности коммерческих предприятий. Более точно, тогда, когда реализация некоторого коммерческого проекта, предпринятого менеджментом организации, становится зависимой от особой фигуры финансового инвестора, внешней по отношению к организации. Инвестора того или иного коммерческого проекта в конечном счёте интересует достаточно частный вопрос — возврат вложенных денежных средств и их определённое приращение. Но при этом ему важна обоснованность данного проекта, в частности, ему нужно понять, каким образом будет обеспечена последовательность возврата денежных средств. Следовательно, его начинает интересовать целое проекта, совокупная деятельность организации по реализации проекта, просмотренная через призму финансовых процессов. Планирование денежного потока (поступления заёмщику и возвраты заимодателю) и, одновременно, обоснование этого плана порождают такую процедуру как бизнес-планирование и такой документ как бизнес-план. 25 Бизнес-план сорганизует по-крупному три потока: производственно-технологический по выпуску продукции (предоставлению услуги), финансовое сопровождение этого процесса, отражающее точку зрения инвестора и, наконец, процессы организационного строительства-обеспечения производства. С позиции инвестора как внешней по отношению к организации инвестиционные потоки могут выходить и часто выходят за границы отдельной организации, охватывают их множество таким образом, что каждая отдельная организация является частичным инструментом наращивания капитала. Однако схема бизнес-планирования, которая появилась в качестве инструмента коммуникации с внешним инвестором по поводу инвестиционного проекта, осваивается и менеджментом организации как автономной бизнес-единицы, становясь её базовой онтологией и эффективным средством управления: «Предприятия (корпорации) с позиции сегодняшнего дня рассматриваются с точки зрения трехслойной структуры: базой являются капитал (любое благо, порождающее поток доходов) и иные производственные ресурсы корпорации, затем следует так называемая бизнес-платформа предприятия, включающая в себя основное производство и его технологию, бизнес-стратегию и рынки; все это завершается бизнес-архитектурой, в которую включён персонал, активно использующий информационную технологию» [9, с. 51]. Важно, что структурные представления об организации в этом случае модернизируются — это уже слоистая структура, отражающая три фундаментальных потока, а не просто структура функциональных департаментов. 26 При этом акцент на финансовых потоках, столь существенный для внешнего инвестора, исчезает, когда от анализа эффективности того или иного, требующего дополнительного финансирования проекта менеджмент организации переходит к аналитике циклов её функционирования. Заданная бизнес-планированием онтологическая картина организации становится универсальной и относится не только к крупным организация и корпорациям, осуществляющим масштабные внешние заимствования. Существуют прекрасно выполненные методики по организации деятельности семейных фермерских хозяйств по схеме бизнес-планирования. Главным источником развития поточно-процессуального подхода служит создание автоматизированных систем управления. Точнее, это новое измерение деятельности, в котором открывается множество новых способов её существования, так или иначе базирующихся на понятиях потока и процесса. Наиболее простым способом проникновения АСУ в организацию является то, что в широком смысле слова может быть названо автоматизацией документооборота. Я имею ввиду замещение — более или менее полное и последовательное — бумажной формы движения семиотических массивов электронной формой или, проще, перевод бумажных документов на язык ЭВМ, в котором они могут храниться, обрабатываться и передаваться. Автоматизировались, прежде всего, различные потоки бухгалтерских (особенно популярной была автоматизация расчетов заработной платы), а также связанных с ними складских документов. Поточность является вполне органичной, естественной характеристикой документооборота: документы создаются, живут и уходят в архив последовательно во времени в тех или иных процессах деятельности, образуя в том числе сводные учётные и отчётные документы. Автоматизация документооборота на первых шагах не нацелена напрямую на оптимизацию решения управленческих задач. Скорее, помощь управлению оказалась одним из следствий автоматизации рутинных, прежде всего счетных процедур. И среди этих следствий — возможность быстро и точно получать множественные аналитические данные и сводные отчёты (в принципе, при наличии зафиксированной информации детализируя их и опрокидывая в прошлое без ограничений), оперативно и полно контролировать ситуацию. Иная линия автоматизации управления связана с переводом в электронную форму и оперированием с такими семиотическими конструкциями как сетевые проекты-модели деятельности (подобные схемам ПЕРТ), которые призваны сорганизовать определённое множество последовательных и параллельных работ (их временные, материально-технические, кадровые и иные ресурсы) по производству общего продукта. Данная линия обособилась и продолжает развиваться в виде Project Management. Как мне представляется, революционный методологический ход возникает в связи с установкой на то, чтобы моделировать в языке ЭВМ любые деятельностные процессы, которые происходят в объекте автоматизации, а не только имеющие семиотическую природу, и решать с их помощью задачи как оперативного анализа и контроля ситуаций, так и проектного типа. Другими словами, задача состояла не в том (не только в том), чтобы в документах, проектных схемах и других семиотических конструкциях поменять бумажную форму на электронную, приобретая дополнительные удобства оперирования с моделью, а уметь моделировать на электронном носителе любые деятельностные процессы, относящиеся к объекту автоматизации, с целью управления ими. Любое значимое с этой точки зрения действие приобретает свою электронную фиксацию, «документируется» в форме информационной модели, отвечающей задачам и технологиям автоматизации управленческой деятельности. Можно утверждать, что в развитых автоматизированных системах создаётся специфический документооборот, отличный от того, который связывают с его бумажным прародителем (что должно, по идее, породить новое документоведение). Такие электронные информационные модели имеют принципиальное отличие от традиционных моделей. Последние в том или ином отношении (в познавательной или инженерной деятельности) замещают объект, замещают оперирование с объектом оперированием со знаковой формой. Электронная, иначе, информационная модель в контексте автоматизации также несёт функцию отображения объекта и позволяет оперировать с ней как в аналитическом, так и в проектном залоге (например, переходить от изображения «as is» к образу «to be»). Однако её наиболее важная роль — медиаторная: на её основе формируются Базы Данных, ядро АСУ. Иначе говоря, информационная модель является этапом и средством построения АСУ, строительными лесами, которые могли бы быть убраны после завершения построения АСУ. 27 Но не только вспомогательными лесами, поскольку она является тем изображением объекта, оперирование с которым позволяет решать целый ряд задач по отношению к управленческой деятельности. Даже после решения таких задач эта модель остаётся в памяти и к ней всегда можно вернуться в ситуации дальнейшей трансформации системы управления. Получившие наибольшее распространение принципы построения информационных моделей сформулированы в методике SADT (Structured Analysis and Design Technique), которая на русском языке не совсем точно названа «Технологией структурного анализа и проектирования». Её же, а также всё то, что было сделано на её основе, имеют в виду, когда говорят о современных методах структурно-функционального анализа и моделирования сложных систем. 28 Единицей информационной модели в этом подходе выступает простая схема, изображающая некоторое действие («работу») с четырьмя стрелками: входа (input), выхода (output), управления (control) и механизма (mechanism) исполнения работы: Эта единица моделирования, используя которую можно изобразить различные процессы и их взаимосвязи, сама по себе очень простая. Но характеристики стрелок — ICOM-коды — упорядоченного множества таких единиц, которое получается в результате иерархической декомпозиции исходных, крупноблочно изображённых бизнес-процессов, позволяют автоматически переходить к построению модели Данных при проектировании систем с Базами Данных (см. [10, сс. 7, 70], [11, с. 145]). Один из наиболее известных заходов по программной реализации моделирования такого типа, во многом детерминировавший последующие шаги, их методологию и инструментарий, был предпринят в США в середине «Реализация системы, работающей по методологии MRP представляет собой компьютерную программу, позволяющую оптимально регулировать поставки комплектующих в производственный процесс, контролируя запасы на складе и саму технологию производства. Главной задачей MRP является обеспечивание гарантии наличия необходимого количества требуемых материалов-комплектующих в любой момент времени в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов, а следовательно разгрузкой склада… Процесс планирования включает в себя функции автоматического создания проектов заказов на закупку и\или внутреннее производство необходимых материалов-комплектующих». [12] Концепция MRP и её программные воплощения получили дальнейшее развитие за счёт того, что произошло достаточно закономерное расширение представлений о ресурсах, обеспечивающих получение проектируемого результата: наряду с материалами и комплектующими стали рассматривать такие ресурсы как производственные мощности, финансовые средства и люди. Программы позволяют получать разнообразные аналитические отчёты, прогнозировать потребность в ресурсах и планировать их, оптимизируя по различным параметрам, по всему производственному циклу, который начинается от закупки сырья и заканчивается отгрузкой товара потребителю. Такие развёрнутые программы получили наименование MRPII (планирование производственных ресурсов — Manufacturing Resource Planning). Программные комплексы, которые отвечают идеологии MRPII, имеют развитый финансовый функциональный блок и позволяют рассматривать в единой системе территориально разнесённые ресурсы, получили название ERP-систем (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). Среди этих систем наибольшую известность приобрели R/3 немецкой фирмы SAP AG и Axapta фирмы Microsoft. Существенно, что в этих автоматизированных системах сочетается автономность управления каждым из ресурсов (говорят — каждым функциональным блоком системы) с высокой интегративностью. Автономность проявляется в том, что каждый ресурс, его движение можно рассматривать относительно обособленно от других в его собственной логике. Те же финансовые потоки, обеспечивающие в качестве ресурса движение материалов в процессе изготовления требуемого изделия, можно рассматривать и оптимизировать с позиции собственно финансовых задач, таких как планирование и получение прибыли, контроль над ликвидностью активов, управление инвестициями. Кадры можно не только нанимать, увольнять и передвигать в ходе изготовления изделия, но по отношению к ним в рамках организационного менеджмента можно управлять квалификацией, планировать карьеру, планировать потенциал использования кадровых ресурсов. (см. [13, гл. 6–8)]). С этой точки зрения каждый из функциональных блоков со своими задачами может стать ведущим по отношению к другим. Скажем, производственная программа может меняться под влиянием требований финансовой, кадровой или иной политики. В этом, в принципе, нет ничего специфического для АСУ, поскольку подобные проблемы ставятся и решаются в докомпьютерную эпоху — правда, без участия электронных способов моделирования. Принципиально новым является интегрированность блоков, когда результаты работы в одном из них автоматически отражаются — анализируются и учитываются во всех остальных. Как было отмечено выше, программный комплекс ICAM оказал большое влияние — удачно сочетал в себе два методологических подхода, которые со временем стали стандартами проектирования АСУ. Во-первых, методологию построения информационных моделей, взятую у SADT (далее она стала известна под именем IDEF0 как одного из блоков в семействе IDEF) и методологию управления ресурсами, развёрнутую в MRP-MRPII-ERP. Я позволю себе дать сопоставительную интерпретацию этим методологическим подходам, которая Комплексы MRP-MRPII-ERP рассматривают деятельность с её объектной стороны — фиксируясь на том, что именно протекает через производственную деятельность (потребляется, трансформируется, производится, прирастает) и нуждается в управлении ради решения оптимизационных задач по отношению к протекающей субстанции. Поточность эта лучше всего схватывается кибернетической схемой ящика со входом-выходом и операцией внутри ящика, преобразующей то, что вошло, в то, что вышло. Эта схема натуральна, даже если операция совершается человеком. Точнее, она безразлична к тому, осуществляет ли операцию человек или сила природы. Из этого не следует, что в потоках отсутствует телеологичность. Напротив, каждый поток ориентирован на какую-то цель большей или меньшей общности. Более того, эти цели могут варьироваться определённым образом, заставляя варьировать ресурсное обеспечение. Однако каждая цель является предзаданным элементом потока (в только что цитированной работе говорится о реализации предзаданной функции), она собирается из данных ресурсов и является переменной в той же мере, в какой и другие элементы, а именно, ресурсы. В информационных моделях, подобных тем, что строятся с помощью инструментов IDEF, представлены не только объекты (материал) деятельности и операции с этим материалом, которые могут быть вполне натуральными, но и деятельность, которая не сводится к оперированию с материалом — управленческая деятельность в IDEF0 или операционный состав деятельности в IDEF3. Могут сказать, что и эта деятельность «натуроподобна» в той мере, в какой она регулируется нормами, воспроизводится по образцу, зиждется на традиции. Однако это именно то, от чего сознательно пытаются уйти при автоматизации управленческой деятельности, осуществляя её ради изменений, требуя, чтобы за аналитическим этапом «as is» следовал конструктивный шаг к «to be». Чтобы отличить собственно деятельностную постановку проблемы от поточной, мы будем говорить о процессах деятельности, в которых целеполагание является определяющим моментом. Различая поточные (объектные) и процессуальные (деятельностные) модели, я никак не хочу сказать, что первые плохи, и надо переходить ко вторым. Каждая из них решает собственный круг задач. В частности, задача оптимизации ресурсного обеспечения производственного процесса решается именно в моделях поточного типа в программных комплексах MRP, MRPII или ERP. В системах типа ERP решена наиболее важная задача — изменения в одной из ресурсных областей отражаются и учитываются в других. Можно, вероятно, утверждать что в решении поставленных перед ними задач подобные комплексы не испытывают принципиальных проблем и по крайней мере на концептуальном и методологическом уровне близки к завершению. Проблемы, как мне представляется, концентрируются вокруг моделирования — аналитического описания и проектирования процессов деятельности в ходе их автоматизации. Наиболее выпукло эти проблемы проявляются в том, что желаемое для процессов деятельности «to be» никак не детерминировано их предыдущей аналитической картиной «as is». Степень трансформации на стадии «to be» целиком зависит от установок и уровня управленческой компетенции менеджмента и консультантов. В случае снижения этих планок управленческая модернизация в ходе автоматизации сводится к решению мелких оптимизационных задач, связанных со стандартизацией семиотической формы, например, к однотипному написанию наимеименований людей, товаров, etc. В Недостатки построения идеальных или нормативных схем деятельности на базе поточных схем видны, как мне кажется, на примерах проектировании систем управления качеством в соответствии со стандартом ISO 9000, основанном на методологии IDEF0. В самом стандарте стрелка управления (в англоязычном варианте это даже не управление а контроль («сontrol») не имеет понятийной интерпретации и вполне в духе поточной методологии сводится к набору регламентирующих деятельность инструкций. В результате каждый шаг персонала обрастает громадным количеством инструкций, превращающих его в сумму автоматов — процедура, вполне осмысленная при автоматизации процессов в материально-технологических средах, но не работающая в деятельности. Радикальная попытка создать методологию, способную иметь дело с процессами деятельности была предпринята Майклом Хаммером, предложившим концепцию и методологию реинжиниринга бизнес-процессов. Но прежде чем обсуждать эту концепцию, подведём некоторый итог и изобразим в схеме ту конструкцию деятельности, которая получилась в результате автоматизации управленческой деятельности в организационных системах, а также выясним роль, какую играет в этой конструкции категория «Бизнес-процесса». На схеме видно, что в процессе автоматизации управления в какой либо организационной системе вначале формируется информационная модель, предназначение которой, с одной стороны, анализировать и перепроектировать деятельность в этой системе, а с другой — вместе с дополнительными средствами сформировать Базу Данных об объектах деятельности, которые … используются… в моделях ресурсного типа. В последнем случае мы имеем дело с различными ресурсными потоками, в первом — с процессами деятельности, которые, за неимением лучших, также могут трактоваться в поточных схемах. И ресурсные потоки и процессы деятельности близки — можно говорить о поточно-процессуальной действительности в оппозиции к собственно структурным представлениям. Эта тождественность потоков и процессов деятельности выражается в категории «Бизнес-процесса», которая в равной степени относится к обоим типам моделей. 29 (Наверное, правильно утверждать, что она в равной степени относится ко всем моделям такого типа, что тавтологично, но тем не менее является частью смысла данной категории.) Введение этой категории, категориальной конструкции имеет смысл тогда, когда оно открывает новые возможности в деятельности — управления, автоматизации и Подчеркну, что Бизнес-процессы являются именно категориальной конструкцией. Хотя сегодня с ними повторяется та же история, что и с «организацией» — оестествляемая в деятельности конструкция начинает восприниматься в качестве данности, которая хотя и организовывается деятельностью и может быть реорганизована, но тем не менее положена перед теми же автоматизаторами и программистами как натуральный объект. Важно понять статус конструкции, изображённой на схеме… Вся эта конструкция в целом не есть нечто рядом положенное с организационными системами, нечто по их поводу. Это и есть элемент этих систем (то, что консультанты, теперь в лице разработчиков АСУ сумели внедрить в эти системы). Что же такое организация как структура? Это оформление процессов. Оно может выходить за пределы отдельной организации или нет. Это относительно безразлично для процессуальных представлений (ср. идеологию аутсорсинга). Значимость — вне и внутри с позиционной точки зрения. «За пределами» или «внутри» организации отличаются не только с точки зрения границ и предмета деятельности. Принципиальным здесь оказываются различия в позициях субъектов деятельности, различия в решаемых задачах и способах решения. Для собственника-предпринимателя (физически это может быть достаточно сложная групповая структура) ведущими являются его целевые установки, а реализующие их процессы и тем более организационные формы их воплощения вторичны. Заметим — это утверждение верно в стратегическом измерении, поскольку повседневно, «оперативно» применительно к данному случаю, приходится контролировать прежде всего результаты деятельности, процессы получения этих результатов и, наконец, качество построения и функционирования организационной структуры, поддерживающей эти процессы. Но собственник всегда сохраняет возможность вернуться к стратегическому выбору, вплоть до радикального — ликвидировать организацию. Менеджер, ответственный за функционирование организации, не может этого сделать. Более того, этот шаг отправляет его в ролевое небытие. Он ограничен стратегическими целями собственника, хотя и может участвовать в их обсуждении и формировании. Его предмет деятельности — главным образом оптимизация потоков и процессов в организации, оптимизация организационной формы. Конечно, знаменательный для середины ХХ века поворот к инновационной стратегии поведения фирм на рынке и, отсюда, необходимость для менеджмента решать задачи маркетинга выводит его за рамки организации, делает более свободным в отношении к традиционному предмету своей деятельности. Более свободным, но не более того. (Расхождение позиций менеджмента и собственника явно демонстрируется на проблемах так называемой корпоративной этики. В этой связи очень интересны решения, когда на аутсорсинг выводится именно функция менеджмента.) Такое различие позиций существенно влияет на деятельность консультанта, который может быть «консультантом по развитию организации», работая на менеджера, либо же выходить за эти рамки, быть «консультантом по развитию» и работать на предпринимателя. Центрация деятельности менеджера на обособленной организации (специфическая «менеджеральная» позиция) казалось бы теряет смысл при переходе к корпорациям, которые объединяют множество разнородных организаций. Однако парадокс состоит в том, что на корпорации нередко переносится модель управления организацией. С теоретической точки зрения это выражается в том, что либо в литературе, посвящённой управленческой проблематике, организации (предприятия) и корпорации перечисляются через запятую без каких-либо пояснений (чему способствует употребление эквивалентного всем этим терминам слова «фирма»), либо корпорации рассматриваются как «очень большие организации». Практически же это оправдано тем, что в корпорации менеджмент материнской компании сохраняет ключевые организационные функции и продолжает, действительно, управлять корпорацией как большой организацией. После этих уточнений вернёмся к методологическим идеям М. Хаммера, смысл которых, с моей точки зрения, состоит в том, чтобы разработать методы работы именно с процессами деятельности. При этом главной категорией для него является Бизнес-процесс. Суть подхода прочитывается уже из названия его известной статьи: «Реинжиниринг: не автоматизируйте — уничтожайте» [14]. Этот призыв обосновывается резкой критикой в адрес современного управления в бизнесе: «Пора перестать ходить коровьими тропами. Вместо обрамления существующих процессов кремнием и программным обеспечением необходимо уничтожить их и начать заново. Нам следует подвергнуть наши компании «реинжинирингу»: воспользоваться мощью современных информационных технологий, чтобы радикально перестроить наши бизнес-процессы и достичь значительного повышения их производительности… наши бизнес-процессы и структуры устарели и потеряли актуальность: они не изменялись при изменении технологии, демографии и целей предприятия. Чаще всего мы организовывали работу в виде последовательности не связанных друг с другом задач и создавали сложные механизмы контроля над ходом работы. Такое положение вещей зародилось ещё во времена Промышленной революции, когда специализация и разделение труда могли помочь преодолеть неэффективность работы ремесленников. Предприятия разбивали работу на узко определённые задачи, собирали людей, исполняющих эти задачи в цеха и отделы и назначали руководителей для администрации системы. Наши сложные системы насаждения контроля и дисциплины среди тех, кто фактически выполняет работу, были созданы в послевоенный период. Тогда, в условиях быстрого роста, главной целью был быстрый рост, не осложнённый банкротством, поэтому грамотных людей, способных к работе невысокого уровня сложности, было достаточно, а хорошо образованных профессионалов — мало, системы контроля постоянно подавали информацию на верхние уровни организации, для сведения тех немногих, кто предположительно знал, что с ней делать. Такие схемы организации работы укоренились настолько глубоко, что, несмотря на все их недостатки, уже сложно представить, чтобы работа выполнялась Для радикального изменения управления бизнесом М. Хаммер предлагает следовать принципами, которые, с моей точки зрения, лежат в логике построения понятия «процессы деятельности»: 31
Следует отметить, что акцент М. Хаммера на процессах деятельности тесно связан с гуманистической установкой — делать работу осмысленной для персонала благодаря тому, что каждый, в принципе, может исполнять некоторый целостный, целеположенный процесс деятельности. А это, в соответствии с гуманистическими постулатами, позитивно скажется на эффективности организации. Как ни парадоксально, работы Хаммера восприняты на ура в том числе теми сообществами теоретиков, менеджеров и консультантов, которые завязаны на задачи автоматизации управления в системах деятельности. Нет возражений на его резкую критику в адрес сложившегося управления бизнесом, и общим местом стало утверждение о проведении реинжиниринга в ходе автоматизации управления в организации (который, правда, начинает сливаться с проектом «to be», выполненном в методологии IDEF0). Я говорю о парадоксальности этой ситуации, поскольку перестройка бизнес-процессов, которая ведётся в рамках АСУ сообразно методологии IDEF0 или ERP-систем, ведёт к дальнейшей машинизации работы как персонала, так и менеджмента. Успех М. Хаммера, объясняется, Что же касается роботизации персонала в ходе автоматизации систем деятельности, то она, с моей точки зрения, не просто остаётся непреодолимой, но является одной из её целей. Мы уже приводили пример с внедрения систем качества сообразно стандарту ISO 9000. Более симптоматично то, чем заканчивается подход к управлению в организации, связанный с именем Мэйо и его гуманизированных последователей. На место учёта неформальных структур в организации приходят такие психологические инструменты как assessment — проверка на способность и готовность человека к тому, чтобы занять определённое место в структуре организации (тот, кого сочтут неэффективным в предлагаемой роли выбрасывается) и coaching — натаскивание прошедших испытание лиц на то, чтобы они лучше исполняли свои обязанности. (Своеобразная практическая реставрация необихевиористских идей.) Очень интересно с этой точки зрения также то, каким образом системы типа ERP попутно решают проблему человеческого фактора. Одна из проблем традиционных организаций — согласование деятельности различных подразделений организаций, организовывание межподразделенческой коммуникации и решение содержательных и социально-психологических конфликтов. В интегральных автоматизированных системах эта проблема во многом снимается за счёт жёсткой регламентации продуктов, которыми обмениваются подразделения и способов обмена. Я далёк от какого-либо морализирования по этому поводу. Более того, организовывание деятельности на базе IT действительно сняло с обсуждения многие так называемые человеческие проблемы и резко повысило эффективность работы организаций. Однако в плане длинной стратегии роботизация деятельности имеет чёткие границы — её полную роботизацию, исключающую деятельность. Возможно, в этом и есть решение проблемы. Однако всегда остаются области, в которых важны субъекты деятельности, то есть те, кто сдвигает проблемы и цели, ищет и даёт новые решения. В своей консультационной работе (работе консультационной команды, которая занимается внедрением IT в организациях и решением связанных с этим управленческих проблем) мы делаем попытку субъективации участников за счёт метода «Управления по сбоям» — выявления критических ситуаций и поиска субъектных структур, ответственных за их предупреждение. Но мы хорошо видим ограниченность данного метода. Мне представляется, что принципиально новые возможности развития IT и, одновременно, формирования субъектов деятельности открываются при переносе средств IT в публичную сферу. Длительное время она отставала в области создания и применения IT, отдавая лидерство коммерческим структурам, озабоченным проблемами конкуренции. Хотя, в принципе, возможности государства в этой области не меньше, чем у крупного бизнеса. Интерес к IT высших административных органов в последние годы увеличивается по мере нарастания глобализации и межстрановой конкуренции, а также впечатляющих успехов АСУ в коммерческой сфере. Очевидно, что неизбежна попытка перенести методы и средства IT из коммерческой в публичную сферу. Однако именно здесь проблемой станет субъективная составляющая в автоматизированной деятельности — население нельзя превратить в роботизированных исполнителей административных программ, особенно тогда, когда выдвинут лозунг демократизации. Сегодня задача применения IT в публичной сфере стоит в виде формирования E-Government, что в принятом переводе звучит как Электронное Правительство. Методологическим и, вероятно можно сказал, стратегическим лидером его развития в России выступает «Центр компетенции по электронному правительству», действующий при Американской торговой палате в России [15]. Путь, намеченный в E-Government достаточно длинный, и начинается он с простого информирования населения о деятельности административных органов. Но заканчивается он, в соответствии с проектом, радикальной перестройкой деятельности организационных структур. И именно здесь лежат наибольшие перспективы новых путей развития IT. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Библиография: |
|
|
|