Вадим Георгиевич Недорезов — кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Оренбургского государственного университета. |
|
Характеристика научного технического знанияДискуссия о месте технического знания в системе естественнонаучного, гуманитарного, и иных видов знания имеет длительную историю, как в отечественной, так и в современной зарубежной литературе. Вопрос о правомерности и критериях различения наук на «чистые» и прикладные, фундаментальные и производственные, естественные и технические, поднимался в работах Дж. Агасси, М. Бунге, Р. Маттессиха, Р. Румпфа, Ф. Раппа, Дж. Фейблемена, и других. Естественнонаучное знание традиционно трактуется, как «чистое», фундаментальное, а техническое, как прикладное. В соответствии с данной точкой зрения, техническое знание не обладает самостоятельным статусом, а является всего лишь приложением естественнонаучных открытий на новые области, что не совсем верно. Кроме того, обычно бывает сложно отделить использование научных знаний от их создания и развития. В техническом знании используются обычно не столько готовые научные знания, сколько научный метод. Проблема соотношения науки и техники в той или иной форме рассматривалась в работах Г. Беме, С. Тулмина, Г. Сколимовски, Л. Мамфорда и других. Так Д. Сехель считал, что «технический прогресс, прежде всего, руководствуется развитием эмпирического, а не теоретического знания». Ряд западных методологов науки, например такие, как С. Тулмин и Д. Прайс, пытаются для выявления логики эволюции технического применять теоретические модели развития науки. По мнению других, наука, опираясь в своём развитии на совершенствование технических средств и инструментов, представляет собой попытки исследовать и систематизировать способы и методы, посредством которых функционирует техника. Так для Дж. Фейблемена, наука явилась дальнейшим развитием техники, а Д. Иде подчёркивает, что многие важные технические изобретения были сделаны до становления экспериментального естествознания (например, телескоп созданный Галилеем для решения научных проблем, сам является результатом развития научного знания, геометрической оптики и учения о перспективе; микроскоп, многие большие архитектурные проекты). Хотя многие естествоиспытатели использовали технический опыт, существом переворота в научном естествознании стал новый подход к этому опыту как к идеализированному эксперименту, опирающемуся на построение идеальных моделей и точный математический расчёт, что отсутствовало на донаучном этапе развития техники, с опорой на случайные эмпирические находки. Напротив, Мамфорд, считает, что «изобретение — производный продукт» науки: «Телеграф, в сущности, открыл Генри, а нет Морзе; динамо — Фарадей, а не Сименс, электромотор — Эрстед, а не Якоби; радиотелеграф — Максвелл и Герц, а не Маркони и Де Форест». Справедливости ради, следует отметить, что Максвелл и Герц не предполагали технического применения развитой ими электромагнитной теории. Так известно, что Герц, отвечая на вопрос о том, возможна ли с помощью электромагнитных волн передача телеграфных сообщений, отметил, что для этого необходимо создание приёмно-передающих антенн размером с континент. Развитие же систем электродвигателей было связано с преодолением ряда технических трудностей и прошло большой путь, от первых маломощных моделей с КПД Существует, и имеет убедительные исторические обоснования, точка зрения согласно которой до XIX века научное знание не могло оказывать влияние на технику. И только в течение XIX века происходит постепенная «сциентификация» техники, встраивание в общую систему научного знания. Можно сказать, что: «Наука вырастает из технологии и, окрепнув, берёт её на «буксир». Место технического знания в общей системе научного знания определяется занимаемым им промежуточным положением между естественными и науками гуманитарного профиля. Следовательно, для глубокого выявления специфики технического знания необходимо более детальное исследование структуры существующих взаимоотношений между техническим знанием с одной стороны, и естественными и гуманитарными науками — с другой. Философы всегда уделяли большое внимание проблемам взаимоотношения различных областей научного знания, выделяя при этом (по мере развития научного знания) все новые грани этой проблематики. Большой интерес представляет в этом плане рассмотрение взаимоотношений между техническим и естественнонаучным знанием. Особенную актуальность этот вопрос приобретает в современных условиях, когда в научном знании идут процессы интеграции различных областей знания, формируются новые научные дисциплины системного характера. Взаимодействие естественнонаучного и научно-технического знания имеет принципиальное значение, как для научно-технического знания, так и для установления более тесных более гибких и органичных связей между наукой и производственной практикой. Философский анализ различных сторон этого взаимодействия становится всё более актуальным для осмысления характерных особенностей научно-технического прогресса, специфики его современного этапа. В философской литературе (как отечественной, так и зарубежной) вопрос о соотношении между естественнонаучным и техническим знанием решается неоднозначно. В одних работах опровергается принципиальное различие между ними: техническое знание представляется как прикладная область естествознания, не имеющая самостоятельного значения. В других подчёркивается не только обособленность, но даже абсолютная их несовместимость. Подобные разночтения по вопросу о сущности технического знания объясняется на наш взгляд тем обстоятельством, что при решении ряда задач технических характера законы, устанавливаемые естественнонаучным знанием, применяются без каких либо существенных изменений (в результате чего и создаётся иллюзия идентичности целей технического знания и естествознания), а при решении других, наоборот, ощущается наличие определённых трудностей в непосредственном применении этих законов. Точка зрения, согласно которой техническое знание является только лишь прикладной отраслью естествознания, не имеющей своего предмета и своих специфических методов, упускает из виду факт существования принципиального отличия между техническими закономерностями, являющимися предметом изучения технического знания, и природными, изучаемыми естественнонаучным знанием. Недооценивалось, кроме того, и то обстоятельство, что техническое знание отличается от прикладных отраслей естествознания характером применяемых принципов, методов, а также преследуемой целью. В то время, как целью прикладных отраслей естественнонаучного знания является нахождение общих принципов и методов исследований, то технические науки нацелены на получение конкретных способов практического применения этих принципов, а также способов и средств для усовершенствования существующей и создание новой технологии. Наиболее полным, на наш взгляд, является определение технического знания как самостоятельной области научного знания, целью которой представляется сознательное, целенаправленное использование в технической практике открытых естественнонаучным знанием законов природы. Техническое знание представляет собой исторически сложившуюся форму знания, призванную обслуживать инженерную деятельность, которая характеризуется:
Эти характеристики сопоставимы с характеристиками, присущими естествознанию, что, собственно говоря, и позволяет говорить о техническом знании как об особой отрасли научного знания. Самостоятельный статус технического знания определяется также наличием специфического объекта исследования — предметных структур технической практики, и предмета исследования — взаимосвязи физических, технических и конструктивных параметров технических устройств. Подчёркивая относительно самостоятельный характер научно-технического знания, не следует, однако, упускать из виду и особенности его взаимоотношения с естественными науками, поскольку очеловеченная природа (или же «вторая» природа), хотя и составляет форму объективной действительности, отличную от естественной (природной или «первичной»), тем не менее, она представляет собой одну из форм единого всеобщего процесса, внутри которого осуществляется непрерывный переход материи и энергии из одного состояния в другое. В рамках единой системы научного знания естественнонаучное и научно-техническое знание обладают каждое своей спецификой и относительной самостоятельностью, представляя собой две разные подсистемы, находящиеся в отношении дополнительного соответствия. При этом ведущая роль (в чисто познавательном плане) в этом взаимоотношении принадлежит естественнонаучному знанию. На протяжении довольно длительного периода развития общества эти области знания не были дифференцированы и составляли область относительно единого знания. В процессе производственной деятельности человек чисто эмпирическим путём выделял некоторые стороны конкретных природных явлений и существенные для него свойства предметов природы (в первую очередь те из них, от которых зависело использование предмета и явления по тому или иному их практическому назначению). Так как это выделение позволяло различать природные свойства предметов, а также характеризовать природные процессы, то оно уже являлось элементарной формой естествознания. Естествознание исторически формировалось, исходя из практической деятельности человека, и было связано с различными формами практики. Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что основой для возникновения естествознания служили те формы практической деятельности, которые являлись значимыми для общества. Это обстоятельство придавало естествознанию своеобразный социальный «престиж». И если естествознание уже тогда приобретало техническую составляющую, то техническое знание все ещё представляло собой лишь набор определённых рецептов к действию, представляющих собой обобщение опытных данных, полученных чисто эмпирическим путём. Отношения между техническим знанием и естествознанием характеризуется взаимопроникновением общего и особенного (специфического) в процессе развития и функционирования этих областей научного знания. В качестве общего в этой взаимосвязи выступают:
Особенное в формировании и функционировании каждой из областей научного знания проявляется в следующих отличительных чертах:
Технические закономерности имеют особую, отличную от закономерностей природных (изучаемых естественнонаучным знанием), специфику. Они представляют собой устойчивые, необходимые проявления свойств и связей материальных образований, обусловленные искусственно созданной системой взаимодействия, внутри которой выполняются строго заданные параметры процессов и явлений, позволяющие создавать конкретные технические системы; Понятия научно-технического знания отличаются от естественнонаучных элементами содержания. Понятия естественнонаучного знания направлены на отражение признаков природных явлений в их саморазвитии (и, следовательно, не включают в себя признаки, характеризующие технологию, конструктивную структуру, цель, назначение и сферу применения). Понятия же научно-технического знания отличаются от вышеназванных не только тем, что в их содержание входят признаки, отсутствующие в последних. В свою очередь, и в содержание понятий научно-технического знания не входят признаки, характеризующие свойства и связи предметов и явлений природы во всей их природной всеобщей всеобщности и универсальности. В них включаются лишь те природные признаки, которые отражают «отрезки» качественных и количественных свойств природных явлений, оказывающихся существенными для эффективного выполнения назначения и цели соответствующих средств целесообразной деятельности человека.
Основными же моментами (этапами) генезиса технического знания являются:
Взаимодействие между естествознанием и техническим знанием осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. Эмпирический уровень обнаруживает себя в процессе создания технических устройств и заключается в использовании различных экспериментальных открытий естественных наук. Примером может послужить создание паровой машины, при котором использовались эмпирические представления об атмосферном давлении и конденсации пара. Этот уровень взаимодействия является вполне достаточным для создания тех или иных технических объектов. Однако оптимизация таких объектов, проектирование различных вариантов устройств с различным функциональным назначением требует их теоретического описания. Осуществляется переход взаимосвязи естественных и технических наук на следующий, более высокий уровень — теоретический. Взаимодействие на этом уровне обладает следующими особенностями:
В настоящее время отношения между естественнонаучным и техническим знанием в своей эволюции достигли такой ступени, на которой научно-техническое знание оказывается способным найти более рациональные и эффективные пути решения задачи преобразования предметов и явлений окружающей среды, нежели те, которые предлагает естественнонаучное знание. Более того, обосновывая новые пути, научно-техническое знание выдвигает новые принципы, являющиеся отрицанием принципов классического естествознания и одновременно фундаментом для построения технических теорий. Таким образом, выявление характера существующих взаимоотношений между естественнонаучным и техническим знанием предоставляет реальную возможность использования тех методологических средств, которые получили развитие в процессе формирования и развития естественнонаучного знания. Специфика научного технического знанияСама по себе техническая практика ещё не формирует теоретический уровень в техническом знании. То, что теория является результатом мыслительного процесса абстрагирования от конкретного, в ходе которого вырабатывается соответствующее нормам науки знание об общем, позволяет некоторым исследователям считать, что техническая деятельность не является одной из предпосылок формирования естественнонаучного знания. Таким же образом техническое знание рассматривается как следствие развития теоретического естествознания возникшего Действительно, в теоретических разработках представлены не непосредственно конкретные данные и факты, а выработанные в ходе сложных мыслительных процедур теоретические конструкции: теоретические обобщения, абстрактные понятия, общие законы и так далее. Но это не отрицает тесную связь теоретического и практического. Выведение научного технического знания из естественнонаучного, представляется автору одной из разновидностей редукционистского подхода, аналогичного физикалистской концепции науки, сводящей всю науку к научному естествознанию, что в действительно неверно, а сами естественные науки к физике, представляющей конечно самый теоретически базовый, но не единственный её раздел. Предмет научного технического знания, в самом общем плане, — искусственные целесообразно создаваемые материальные средства деятельности, или иначе, техника. Цель научного технического знания — «развитие системы специализированных знаний, обеспечивающих эффективное получение, преобразование, хранение, перемещение и технологическое применение веществ, энергии и информации для решения технических задач, выдвигаемых экономической и социокультурной практикой». Существенной чертой научного технического знания является его технологический характер, проективность. Оно ориентировано, прежде всего, на задачи технической практики. Поэтому столь велико в нём значение эмпирически найденных формул, соотношений, опытных знаний в целом. Общая структура научного технического знания может быть представлена классификацией по трём основаниям: предмету, уровню теоретизации (степени обобщения эмпирического знания) и фазам научно-технической деятельности. Соответственно, единицами анализа по каждому из оснований должны быть: эволюция технического знания, изменение его особенностей, характера и содержания; эволюция методов научно-технического познания и инженерной деятельности; эволюция отдельных сфер научно-технического знания, этапов его производства и использования. Техническое знание вплоть до появления машин находилось в донаучной эмпирической стадии своего развития, выступая как чисто научное знание. Становление и развитие машинной технологии способствовало коренному перевороту в самой структуре технического знания, результатом которого стало возникновение качественно новой, теоретической его составляющей — технических наук. Позитивное отличие машины от существующих до неё орудий труда заключается в её высокой эффективности, быстродействии, автоматизме, способности обеспечить непрерывность ведения технологических фаз производственного процесса, высокие параметры, возможность соединения многих орудий, приводимых в движение одним и тем же механизмом. Присущая машинам способность превращать в компоненты производственного процесса такие природные явления, как ветер, электричество, вода, пар и тому подобное, положило конец тому довольно продолжительному периоду в развитии общества, в течение которого «ограниченный объём знаний и опыта был непосредственно связан с самим трудом и никогда не выходил за пределы традиционно пополняемого и лишь очень медленно и понемногу расширяемого собирания рецептов». Необходимо проводить чёткое различие между формированием технических наук как теоретической части технического знания и собственно техническим знанием, получаемым непосредственно в ходе технической деятельности человека. Простая систематизация технических знаний эмпирического характера, полученных в процессе технической деятельности, ещё не составляет технические науки. Она (эта систематизация) лишь создаёт предпосылки, подготавливает условия для формирования системы технических наук, которое стало возможным только при условии использования естественнонаучных знаний в технической практике, их синтеза с эмпирически полученным техническим знанием. Вбирая в себя уже имеющиеся к моменту своего возникновения естественнонаучные знания и методы, технические науки преобразуют их, приводят в пригодное для решения собственных задач состояние. Процесс формирования технических наук можно охарактеризовать как осуществление перехода от описания и объяснения, происходящих в природных объектах естественных процессов (то есть от естественно научного знания), к описанию этих же объектов с учётом их существенных свойств, позволяющих им осуществлять определённые технические функции (а также тех их свойств, которые могут проявляться в процессе осуществления этих функций) — собственно научно-технического знания. Формирование технических наук относится к периоду становления крупного машинного производства, которое базировалось на достижениях естественных наук того времени. Эти достижения можно было реализовать на практике только на основе технических наук, открывающих специфические проявления законов природы в границах искусственно созданных систем. Как отмечает Комаров В. Д.; «… технические науки — это теория использования объективных природных закономерностей в технических устройствах». Кроме того, крупное машинное производство способствовало созданию материальных средств исследования и экспериментирования в достаточно крупных масштабах. Следует отметить, что формированию технических наук предшествовал ряд изменений в структуре технического знания (по мере его эволюции). В этом плане Чешев В. Р. выстраивает следующий генетический ряд, определяя при этом техническое знание как «знание о средствах и объектах целесообразной трудовой деятельности субъекта»:
Следовательно, исходным пунктом для становления технических наук представляется разработка отдельных научных и практических положений. Иначе говоря, формирование научно-технического знания связано с образованием определённой системы знаний, включающей в себя методологические, технологические, а также конструктивно-технические задачи. Опираясь на подобную систему можно не только исследовать существующие технические объекты, но и создавать новые с заранее предполагаемыми свойствами. Исследования проведение в области истории техники и технического знания, позволяют выделять следующие этапы в эволюции технического знания:
Возникновение технических наук было обусловлено также двумя встречными познавательными процессами, а именно:
Процесс формирования результатов отдельных эмпирических наук протекал, в основном, двумя путями:
Из двух составляющих научно технического знания (предписаний к деятельности — технологических рецептов и описаний объектов деятельности — технических структур) наибольшее воздействие на процесс становления собственно теоретической части технического знания — технических наук оказала последняя. Технические науки представляют собой специфическую систему научных знаний о путях и способах целенаправленного преобразования природных объектов и процессов в технические объекты, о возможных методах технической деятельности, а также о способах функционирования объектов в рамках технической деятельности. Становление технических наук тесным образом связано с тем насколько само общество осознало и сформулировало свою практическую цель — создание технологических средств преобразования (а, следовательно, и познания) природной действительности. Именно целенаправленный, сознательный характер деятельности людей по преобразованию объектов и условий окружающего мира, по созданию принципиально новых, не имеющихся в самой природе технических средств, а также технологических процессов, стал наиболее важным стимулом для возникновения и развития технических наук. Закономерности, раскрытые техническими науками (технические закономерности) позволили заменить частные решения, принимаемые на основе индивидуального опыта, а также интуиции, обоснованными решениями, позволяющими получить заранее предполагаемые результаты. Под воздействием технических наук более целеустремлённый характер приобрёл и сам процесс создания объектов техники. Изменились суть производственно-практической деятельности людей — произошёл переход от эмпирического, носящего чисто случайный характер изобретательства, к систематическому, научно обоснованному исследованию определённой сферы поиска с целью получения новых, предполагаемых технических и технологических решений. Объектом исследования технических наук являются, как технологические устройства, материалы, составляющие их, так и технологические процессы по их получению. Следовательно, понятие объекта технических наук (технического объекта) распространяется на «все материальные вещные компоненты производственной деятельности, взаимодействия, процессы». Следует подчеркнуть, что само понятие «технический объект» носит методологический характер. В нём фиксируется не только наиболее существенные стороны и свойства технических устройств, материалов, а также технических методов. Это понятие позволяет также выделить определённую сферу природной действительности, противостоящую субъекту деятельности, как в его технической практике, так и в научно-техническом познании. Технический объект, сформировавшийся в процессе технической практики, обладает рядом присущих только ему специфических свойств, отличающих его от всех других объектов познания: быть искусственно преобразованным фрагментом природы; изменять вовлечённые в практическую деятельность вещества и процессы природы в соответствии с поставленными целями; облегчать и повышать эффективность человеческой деятельности, прежде всего предметной. Отметим, однако, что понятие объекта технических наук вовсе не исчерпывается этим. Технические науки имеют также свой (специфический) идеальный объект — схемы (определённого узла, цепи, контура и так далее). В отличие от идеальных объектов естественнонаучного знания, схемы позволяют учитывать как параметры объекта, получившие своё отображение в теории, так и параметры и отношения, фигурирующие в инженерных расчётах. Схемы (и знания о них) позволили существенно упростить процедуру инженерного анализа и синтеза. Технический объект не является чем-то застывшим, не подвергающимся изменениям. Уже наличие одного того факта, что технический объект находится в непрерывном взаимодействии с субъектом деятельности, даёт все основания для подобного утверждения. Технический объект, подвергаясь непрерывному преобразованию в ходе своего функционирования в рамках технологической сфере, закономерно развивается. Можно отметить следующие закономерности его развития:
Предметом же технических наук представляется совокупность «научных… исследований, обеспечивающих техническую деятельность». Выявление сущности технических наук, их особенностей и места в системе совокупного научного знания, механизма, регулирующего процесс формирования технических наук должно способствовать решению целого ряда проблем в технологической области, в том числе, с преодолением негативных тенденций технического прогресса. Процесс развития технических наук протекает в тесном, историческом взаимодействии с естественнонаучным знанием, способствующим возникновению проблемных ситуаций. В частности, проводится следующая их классификация:
Превращение технического знания в целую систему технических наук, наиболее важной функцией которых является теоретическое обоснование путей целенаправленного преобразования природных объектов в технические средства, представляется как результат постепенного выделения относительно самостоятельной области — научно-технического знания. Технические науки представляют собой теоретическое средство для усовершенствования действующих и создания новых технических средств, для переосмысления естественнонаучных данных применительно к технической практике, открытия принципиально новых технических устройств, для переосмысления естественнонаучных данных применительно к технической практике, открытия принципиально новых, не имеющих природных аналогов технологических методов ведения производственных процессов, изобретения новых технических конструкций, а также для создания технических систем. Технические науки изучают природный объект (его структуру, свойства и так далее) в том плане, который позволяет эффективно использовать этот объект в качестве технического материала, способа или конструкции. Целью технических наук представляется выявление закономерностей эксплуатации, изготовления и конструирования технического объекта, разработка методов, норм, правил и принципов проектирования технических средств и систем. В настоящее время складываются объективные условия для сближения отдельных научно-технических дисциплин, усиливается тенденция к интеграции технического знания. Усовершенствование технического базиса общества, применение комплексного подхода к таким наиболее важным техническим проблемам, как освоение новых источников энергии, обживание космоса, решение экологической проблемы, проектирование технических систем, охватывающих различные сферы общественной жизни — вот далеко не полный перечень объективных факторов, обуславливающих процесс детерминации интегративных процессов в научно-техническом знании. В настоящее время можно говорить о становлении нового, «нетехнического» периода в развитии технических наук. В основном, — это объясняется достигнутым пониманием системного содержания взаимоотношений технического объекта и среды его функционирования, с учётом сложных взаимоотношений при создании технических систем. Исключительная сложность проблем, связанных с теоретической разработкой, созданием и использованием технических систем, определяет необходимость поиска новых организационных форм для функционирования технических наук — формирования единой системы «наука-техника», сближения технических наук с науками гуманитарного профиля. Специфической чертой использования методов научного познания в техническом знании является то, что в отличие от естествознания, имеющего своим объектом те или иные стороны природной действительности, здесь сначала конструируется сам объект. В процессе создания теоретического аппарата технического знания — собственно технических теорий — следует отметить два необходимых момента:
При этом определяющим фактором для формирования технической теории представляется инженерная деятельность. Техническая теория представляет собой отнюдь не набор рецептов к конкретным практическим действиям, а определяет и обосновывает принципы получения расчётных отношений для определённого класса технических конструкций, Особенности технической теории заключаются в следующем:
Техническая теория включает в себя в качестве исходных аксиом (положений, не подлежащих проверке в пределах данной теории) естественнонаучные теории, что, однако, не исключает объективной возможности их последующей трансформации в ходе дальнейшего развития самой технической теории. Процедура построения технической теории характеризуется ориентацией на «базовую» основополагающую естественнонаучную теорию. Это обстоятельство способствует наличию внутри технической теории так называемых «этажей», ориентированных на различные реализации технического объекта. Вышесказанное легко поясняется на примере теоретической радиотехники. Теоретическая радиотехника, опираясь на «базовую» естественнонаучную теорию (электродинамику), в свою очередь является «базовой» для технических теорий, отличающихся друг от друга:
Осознанная и направленная деятельность по созданию новых технических устройств немыслима без соответствующей технической идеи. Техническая идея вырастает из существующей, объективно возникшей из потребностей технологической сферы технической проблемы и опосредствует процесс разработки технических устройств и систем, Существенное в содержании технической теории выражается посредством описаний, задающих образ технического объекта, а именно:
По своему источнику возникновения технические идеи подразделяются на следующие типы: источник возникновения технических идей первого типа. Он содержится в автономном (относительно) движении технической, производственной практики, которая самостоятельно, без обращения к помощи теоретического естествознания может осваивать новые, неизвестные ранее природные процессы посредством создания новых предметных структур. При этом технический объект первоначально определяется лишь со стороны его внешних функций и строения, а более полное, сущностное описание процессов, происходящих в этом объекте, отсутствуют. Примерами подобного рода идей могут послужить идеи первых реактивных летательных аппаратов, первых паровых машин и так далее, в основе другой категории технических идей лежит описание механизма некоторого естественного процесса (источник второго типа). Притом оно может не включать в себя изображение В своём развитом виде техническая идея содержит принцип, схему и конструкцию, как последовательные стадии своего осуществления. Принцип — стадия возникновения идеи — выражает сущность, основное назначение разрабатываемого технического устройства. Его особенностью представляется то, что он определяет характер использования конкретной закономерности в создании новой техники. Однако принцип его недостаточен (хотя и необходим) для конструирования. Необходим переход в следующую стадию, то есть принцип должен быть воплощён в конкретную схему, которая позволяет использовать теоретическое знание естественных наук для решения практических задач. В свою очередь, схема находит своё практическое воплощение в конструкции. Система технических идей раскрывает предмет технического творчества. Своим содержанием техническая идея отражает предполагаемую форму (техническую) и закономерности функционирования разрабатываемых технических средств, их существенные свойства и технологические законы эксплуатации в процессе производства необходимых технических продуктов. По своей структуру технические теории существенно отличаются от естественнонаучных. И наличие в структуре технических теорий элементов, присущих и естественнонаучным (онтологические схемы, понятия, математический аппарат и так далее) свидетельствует лишь об аналогичности строения научных теорий, но вовсе не об идентичности их. Главным же отличием технической теории от естественнонаучной теории представляется то, что в технической теории осуществляется процесс соотнесения теоретических моделей к конструктивным схемам реальных инженерных объектов (естественнонаучные объяснения, а также экспериментальные и математические построения носят в ней подчинённый вспомогательный характер). Процесс формирования технической теории представляется как использование (последующей корректировкой на определённый класс явлений технического характера) теоретической модели более разработанной, соответствующей области естественнонаучного знания. Формирование структуры технической теории следует рассматривать в связи с основными этапами создания технического объекта, а именно:
Несколько отличную от вышеприведённой схему генезиса технической теории предлагает В. Г. Горохов:
Существенной стороной технической теории выступают теоретические схемы, которые можно подразделить на три вида: функциональные, ориентированные на математическое описание технического объекта; «поточные» (естественнонаучные) фиксирующие естественные процессы, имеющие место в инженерном объекте; структурные (морфологические), представляющие конструктивные параметры и инженерные расчёты, то есть саму структуру данного технического объекта. Следует отметить, что в настоящее время перед технической теорией стоит задача не простого выявления и формулирования вероятных закономерностей, отражения законов природы во вновь создаваемых технических устройствах, а наиболее полного определения возможных вариантов оптимального использования этих законов в процессе практической деятельности человека. Техническая теория, эволюция её структуры опирается на следующие основополагающие принципы:
Формирование технической теории опирается на синтез естественнонаучного и гуманитарного знания. А её предметом является техника как система искусственно созданных орудий человеческой практической деятельности. |
|
Библиография: |
|
---|---|
|
|