Вадим Георгиевич Недорезов — кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии Оренбургского государственного университета. |
|
Техническое знание в широком смысле — это знание о способах, приёмах и методах возможного преобразования человеком объектов окружающей действительности в соответствии с поставленными целями. В своих простейших формах оно обнаруживается на самых ранних этапах становления человека, как разумного биологического вида (Homo sapiens), осуществляющего трудовую (техническую деятельность). Такие характеристики Человеческого разума как дуализм предмета, опережающее проектировочное моделирование возможных, но не существующих артефактов, органическая взаимосвязь развития технических средств, процедур сознания и предметно-практической деятельности, приспособленность к фиксации, накоплению и передаче знания в особой знаковой, схематической форме, определяют особенности становления и развития технического знания в исторической перспективе. Прогресс технического знания на этом этапе характеризовался:
Рационально-техническая компонента деятельности на этом этапе существовала органически, в единстве, слитно с естественно-практической, данными от природы формами жизнедеятельности и привычным жизненным укладом. В практической сфере у первобытных сообществ органические, природные проявления человеческой активности тесно переплетались с осуществляемыми ими техническими действиями. Люди ели, спали, готовили еду, охотились. Все это осуществлялось в традиционных, веками устоявшихся формах, приобретавших нередко ритуальный характер, которые казались «вечными» и не требующими рационального обоснования. Можно выделить следующие характеристики ранних форм технического знания:
В ходе человеческой истории развивалось отношение к природе как объекту познания и преобразования. Первые достаточно развитые формы теоретического освоения действительности возникают в Античности. Осмысляется дихотомия знание-мнение, теоретическая деятельность отделяется от религиозной и политической. Практическая техническая деятельность и научное знание относятся уже к разным ценностным сферам, их взаимодействие носит сложный и противоречивый характер, что определяется спецификой полисной социальной структуры и агональным (соревновательным) характером мироотношения греков. Познание осуществлялось преимущественно путём формирования носящих умозрительный характер рационально-философских схем, а техническая орудийная деятельность существовала, до и вне всяких теоретических обобщений. Практическое и теоретическое чётко обособлялись. Аристотель в трактате «Метафизика» писал: «Если кто поэтому владеет общим понятием, а опыта не имеет, и общее познает, а заключённого в нём индивидуального не ведает, такой человек часто ошибается… Но всё же знание и понимание мы приписываем скорее искусству, чем опыту, и ставим людей искусства (дословно «техников») выше по мудрости, чем людей опыта, ибо мудрости у каждого имеется больше в зависимости от знания: дело в том, что одни знают причину, а другие нет». «Целью теоретического знания является истина, а цель практического дело». «Из наук считается мудростью та, которая выбирается ради неё самой и в целях познания, а не та, которая привлекает «Истина» выявлялась посредством непротиворечивых рассуждений и разумно обоснованных доказательств. В Античности были заложены основы рационально-критического отношения к технике, которые стали предпосылками выделения теоретической компоненты деятельностно-практического отношения к действительности и формирования на последующих этапах истории общества научного технического знания. В отношении к природе как к объекту познания и преобразования Средние века воспроизвели существенные черты первобытного мышления, но на новом уровне. В отличие от человека первобытного «средневековый человек уже не сливает себя с природой, но и не противопоставляет себя ей». Русский историк Е. Спекторский выделил три фундаментальные идеи, составлявшие специфику средневекового миропонимания: «антропоморфизм, телеологизм, иерархизм». Они же определили и некоторые другие характерные особенности средневекового мышления: индивидуализация вещей и событий, восприятие всей совокупности свойств в неразрывном единстве с их носителем, что в негативном плане означает невозможность аналитических расчленений и унификаций по параметрам, а, тем самым, и каких-либо статистических квантификаций. Иными словами, движения тел виделись средневековому европейцу производными от заложенных в них целей к достижению наиболее гармоничных состояний. Камень падает вниз Постепенно складывающиеся в Новое Время прагматические отношения с природой, требовали «объектного» восприятия мира. Формировалось отношение к природным явлениям, к пространству и времени как к Удаление целей и субъектов положило начало активному развитию механики. Новый методологический идеал, связанный с заменой антропоморфно-телеологических безусловно каузальными принципами, обозначив исторический водораздел между додисцинлинарной и дисциплинарной стадиями в развитии знания, сразу дал начало более чем трехсотлетней эпохе воссоединения наук путём победоносного шествия механистических методов. В странах Западной Европы постепенно происходили существенные изменения, затрагивающие, в том числе, сферу технического знания, формировалась техническая, или техногенная цивилизации. Техника начинает играть всё большее значение в её развитии, в преобразовании природной среды, всех сфер человеческой жизнедеятельности, преобразовании способов и видов человеческой коммуникации, социальных связей и отношений людей, общественных институтов и морально-этических установок. Этот период О. Тофлер называет «второй социотехнической революцией». Первой социотехнической революцией, по мнению О. Тофлера, был, опосредованный прогрессом техники, переход в эпоху неолита от преимущественно присваивающей экономики базирующейся на охоте и собирательстве к производящей основанной на скотоводстве и земледелии. Основные ценности техногенной цивилизации, как замечает В. С. Стёпин, состоят в следующем:
Оформляется идеал новой науки с ориентацией на эмпирические исследования. «И ведь несомненно, что в механике нет правил, которые не принадлежали бы физике (частью или видом которой является механика), поэтому все искусственные предметы — вместе с тем и предметы естественные». Снятие противопоставления «искусственного» и «природного» имело своим следствием: математизацию науки и отождествление познания и конструирования, по выражению Х. Ортеги-и-Гассета: «техницизм, ориентированный на анализ природы». При рассмотрении генезиса технического знания, технической (практической) деятельности человека следует отметить следующие важные моменты: Исходным пунктом и непременным условием человеческой деятельности по преобразованию природной среды представляется формирование идеального образа ожидаемого результата этой деятельности. То есть, в своей практической деятельности человек должен был преследовать «свою сознательную цель», которая как закон определяет способ и характер его действий, и которой он должен подчинить свою волю. Немаловажное значение приобретает также знание используемых в процессе этой деятельности природных предметов и явлений, ибо для того, чтобы действовать успешно, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать. В процессе практической деятельности по преобразованию окружающей природной среды перед человеком с необходимостью возникает задача познания существенных свойств применяемых им природных предметов и явлений. Следует отметить, что в познавательных целях предметы и явления природы могут представлять определённый интерес для человека в двух аспектах:
Второй вид знания, фиксирующий собственно процесс создания и использования технических средств труда, получил название технического знания. Специфика становления технического знания обусловлена социальным характером коллективной практики и обмена опытом. Техническое знание направлено на исследование объектной структуры в соответствии с его назначением. Главной задачей технического знания представляется создание теоретических оснований, алгоритмов преобразования веществ, энергии, трансформации природы. Объектная структура практической деятельности представляет собой набор материальных компонентов этой деятельности и явлений, находящихся в определённых взаимоотношениях. Она обеспечивает трансформацию усилий субъекта, направленных на соответствующее изменение, как самих материальных компонентов, так и взаимоотношений между ними, придающих им целенаправленный характер. Объектом технического знания в широком смысле является предметная практика человека, понимаемая как единство субъектной и объектной её сторон. Техническое содержание содержит в себе как описание объектов деятельности, так и предписания к практической деятельности (рецепты), раскрывающие особенности определённых форм практической деятельности. Это объясняется тем, что в техническом знании находят своё отображение, как объектная, так и субъектная сторона практики. Предписания к практической деятельности направлены на обучение субъекта деятельности тем или иным конкретным практическим действиям, и могут появляться преимущественно как следствие долгого эмпирического поиска наиболее целенаправленных действий, а также опираться на теоретическое или опытное знание об объектах деятельности. Выделяются следующие виды предписаний:
Предписания к практической деятельности субъекта дополняются описаниями самих объектов этой деятельности. Следовательно, специфика технического знания выражается не только наличием в нём предписаний, но и особенностями отражения объектов деятельности. Понятия технического знания в зависимости от объекта отражения подразделяются на технические (описывающие технические объекты, их свойства и отношения) и технологические (представляющие собой описание технологических процессов). Объектом отражения технических понятий является совокупность орудий практической деятельности, создаваемых человеком для осуществления процессов технологической деятельности, а также непроизводственных видов практической деятельности. Для технологических же понятий такими объектами предстают многочисленные методы обработки, изготовления, изменения состояний, свойств, формы сырья, материалов, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции. В развитии технического знания можно выделить несколько этапов, каждый из которых отличается от другого различной степенью участия в производственном процессе технических средств труда и человека:
Техническое знание приобретает возможность не только участвовать в решении задач технологической деятельности, но приобретает также способность предвидеть характер его развития, а также оптимизировать социально-практическую деятельность человека. Переход от простых орудий к машинам и далее к техническим системам является результатом глубоких качественных изменений, подлинно революционных преобразований в структуре технического знания. По мере развития технического знания (а, следовательно, и технических средств труда) всё больше функций человека труда в производственном процессе передаётся техническим средствам. Основное содержание технического знания составляют понятия, законы, теории, которые отражают процесс изменения формы и свойств природных материальных образований в результате их превращения в технические средства труда, приобретения ими в ходе технической деятельности социальной функции. Таким образом, в техническом знании находит своё отражение процесс превращения природного в социальное. Техническая теория представляет собой особый род знаний о природе. Под теорией обычно понимается некоторая область знаний, описывающая определённую группу явлений материального и духовного мира, раскрывающая специфику их функционирования и развития. Она объясняет реальность, даёт совокупную оценку тех или иных знаний о мире и человеке, даёт возможность человеку определить цели своей дальнейшей деятельности и предвидеть её результаты. Научная теория — наиболее совершенная форма организации научного знания, дающая целостное представление о существующих связях и закономерностях некоторой области действительности, которая составляет предмет этой теории. Техническая теория — особая сфера научно-технических знаний о предметной деятельности человека, направленной на создание «второй, искусственной природы». Являясь разновидностью научной теории, она рассматривает технические объекты, связанные с эксплуатацией, изготовлением, проектированием техники. Природа становится техническим объектом, когда она включается в познавательную и преобразующую деятельность субъекта, используется в качестве технологического метода или технического материала. В этом качестве она является областью приложения технических наук, в отличие от «первой природы», которая изучается естественными науками. Технические теории существуют не изолированно друг от друга, а в системе научно-технического знания, составляющего технические науки. Они являются необходимым посредником между научными знаниями и технологической сферой, занимают промежуточное положение между естественнонаучным теоретическим знанием, то есть открытыми человеком закономерностями природы и изобретательством, техническим конструированием, решением частных инженерных задач технике. Объектом технической теории являются способы и средства материализации знаний, естественнонаучных, математических и так далее, с целью проектирования, производства, использования и развития технических систем. Считается, что техническая теория имеет два уровня: первый — уровень техники, описывающий её строение и действие, и второй, основной, определяющий во многом природу возможных изобретений — уровень технологии. Он рассматривает закономерности технологических процессов и технических систем. В техническом знании, как самостоятельной области научного знания, имеющей свойственные ему характерные черты и определённые внутренние тенденции развития, в теоретико-познавательном плане можно выделить ряд особенностей:
Качественное изменение содержания и структуры технического знания при переходе от донаучного состояния в научное (формирование технических наук) заключается в том, что оно раскрывает сущность технического объекта, закономерности его функционирования в технологической деятельности, становится теорией, как объекта технологических процессов, так и средств их реализации, а также методов проектно-конструкторской деятельности, осуществляющей процесс материализации технических теорий. Исследование специфики развития технического знания предполагает, прежде всего, выявление диалектики взаимоотношений двух групп факторов, влияющих на этот процесс: внутренней логики развития, обусловленной относительной самостоятельностью процесса развития теоретических знаний, и внешних закономерностей, обусловливающих процесс функционирования и развития как одного из наиболее важных элементов общественной жизнедеятельности в целом. Эти закономерности находятся в неразрывном, органическом единстве, и следовательно, учёт лишь одной из названных групп факторов (являющихся уже сами по себе важными стимулами научно-технического прогресса) и игнорирование другой, не способно дать полной картины эволюции технического знания, объяснить почему, то или иное техническое нововведение было введено в данное, а не в другое время. Таким образом, каждое новое теоретическое положение технических наук формируется одновременно как следствие воздействия внешних, не входящих в структурную организацию технического знания, факторов (связанных с развитием самого человеческого общества, усовершенствованием процесса общественного производства), так и в результате научного (теоретического) обобщения или переосмысления уже имеющихся в наличии знаний (как эмпирических, так и теоретических). Для того чтобы верно оценить роль и значение данного технического нововведения в эволюции технического знания в целом, необходимо придерживаться следующих методологических принципов:
Данный подход позволяет объективно исследовать логику процесса эволюции внутренней структуры технического знания. Этот процесс, в своём первоначальном виде предстаёт как простое накопление чисто эмпирических знаний об элементарных действиях человека с простейшими орудиями труда. Таким образом, зарождение технического знания обусловлено процессом многовековой трудовой деятельности человека. Сведения о свойствах природных предметов, раскрываемых в ходе простейших действий с примитивными орудиями труда (в их числе, такие как тяжесть, острота, твёрдость, упругость, способность изменять первоначальную форму под механическим воздействием извне и так далее), накапливаясь и передаваясь из поколения в поколение в качестве осмысленного трудового опыта, представали в роли зародыша технических знаний. Процесс формирования технических знаний, следовательно, отражал непосредственные результаты практического воздействия человека на окружающую среду. В то время подобное накопление опыта служило важным элементом в преобразовании человеком окружающего его мира. То есть, техническое знание выступало уже не только в качестве одного лишь результата предшествующего ему этапа взаимодействия общества с окружающей природой, но и предпосылкой, определяющей дальнейшие направления этого процесса. Таким образом, техническое знание есть знание о природном материале и возможных способах превращения этого материала в органы непосредственной власти человека над природой, опредмечивание его воли. Накопленные эмпирическим путём технические знания по своему характеру можно условно разделить на группы, которые дали в последующем начало различным областям знания. Например, оперирование первыми орудиями труда в процессе технологической деятельности послужило предпосылкой в изучении таких простых механических процессов, как равномерное и ускоренное движение, вращение, полёт, падение и так далее, вследствие чего появились зачатки механики. Разнообразие форм использования огня в практической деятельности человека обусловили формирование химических знаний. Элементарные механические действия с орудиями труда, предполагающие своей целью придание им необходимых для практических действий форм, (например, обивка камней), а также примитивные действия с помощью огня (сжигание вещества природы, кипячение воды, выплавка руды и тому подобное), способствующие выявлению тех или иных, важных для практики физических свойств вещества природы, послужили основой для становления физических знаний. Следовательно, возникшая, в ходе истории необходимость передачи накопленного опыта, практических навыков явилась весьма существенной «генетической» предпосылкой для формирования технического знания. Поскольку техническое знание представляло собой сферу деятельности человека по накоплению знания направленного на разрешение объективно существующего противоречия между человеком и техническими процессами, то можно утверждать, что второй, не менее важной предпосылкой, задающей внутренний стимул процессу эволюции технического знания, явилось стремление к разрешению этого противоречия, возникающего в результате физической ограниченности естественных органов человека. С этой точки зрения этапы эволюции технического знания, а следовательно, и технических средств труда, технологических процессов представляются последовательной сменой периодов в процессе разрешения этого противоречия. В период перехода от ручных орудий труда к машине техническое знание достигает соответствующего уровня, обеспечивающего ему соответствующий технологический базис в сфере технологической деятельности. Этот промежуточный статус технологического процесса между человеком и природной средой даёт определённые возможности совершенствования этого процесса посредством применения многочисленных технических средств и целенаправленного использования накопленного арсенала теоретических знаний. Если ранее применение орудий труда на практике опиралось на опыт накопленного эмпирического знания, то использование машин предстаёт конкретным технологическим воплощением определённых теоретических (технических) знаний. Специфика этого процесса обусловлена самой внутренней логикой эволюции технического знания: этап накопления и эмпирических поисков необходимо сменяется периодом обобщения и теоретических разработок. Таким образом, техническое знание постепенно превращается в наиболее важный фактор процесса технологической деятельности, определяя сущность нового этапа в его саморазвитии. В целом, в эволюции технического знания можно выделить периоды эволюционного и революционного характера. Первый (эволюционный) период можно охарактеризовать как период постепенного накопления фактического материала и попыток его объяснения на основе существующих теоретических концепций. Период же революционного скачка, подготавливаемый предшествующим ему эволюционным периодом, представляет собой начало качественно новой (а следовательно, и завершение старой) эпохи в развитии технического знания. Часть наших затруднений в понимании глубокого различия, существующего между наукой и техникой, связана с тем, что и науке и технике одинаково свойственен прогресс. Качественно новый фактический материал, не укладывающийся в рамки устаревших теоретических воззрений, способствует появлению новых теоретических концепций, порой осуществляющих настоящий переворот, осмысление предшествующего периода развития техники. По истечении революционного периода в развитии структуры технического знания, вновь начинается новое эволюционное развитие, направленное на более полную реализацию открывающихся возможностей технического освоения действительности. |
|