Роберт Томпсон (Robert J. Thompson), основатель и директор Центра исследований телевидения и массовой культуры при Университете Сиракуз (Bleier Center for Television and Popular Culture at Syracuse University), в прошлом — президент Национальной ассоциации массовой культуры США (National Popular Culture Association). Автор пяти книг. | |
Вопрос: Большинство жителей стран традиционно негативно относятся к американской массовой культуре. С чем это связано? Роберт Томпсон: Плохо относятся к американской массовой культуре не только иностранцы, но и сами американцы. Они считают её слишком сексуальной, бессодержательной, пошлой, идиотической, или призывающей к насилию. В США идёт так называемая «культурная война» — я не уверен, что хорошо понимаю, что именно это означает. Однако политики — и демократы и республиканцы — мнения которых почти никогда не сходятся, дружно могут согласиться с тем, как плоха американская культура. Когда певица Джанет Джексон, например, случайно обнажила свою грудь во время своего выступления на финальном матче по американскому футболу в 2004 году, то демократы и республиканцы вели себя так, как будто этот инцидент уничтожает моральные ценности молодого поколения Америки и направляет молодёжь на погибельный путь. И это не единичный случай. В США идёт великая война с безнравственностью. Многие американцы высказываются за то, чтобы чиновники более активно влияли на содержание телевизионных программ. Но, несмотря на то, что постоянно слышны громкие протесты против американской культуры, колоссальное количество людей потребляют её. Иногда наши глупейшие шоу — например, Baywatch (описывает трудовые будни спасателей на пляже) — приобретают колоссальную популярность в мире. Если бы люди жили на Луне, то там тоже бы смотрели Baywatch. Вопрос: И в чём причина этого? Роберт Томпсон: Голливуд и американская индустрия средств массовой информации очень умело производят то, что нравится зрителям. Если сравнить Голливуд с Вашингтоном, то «Фабрика грёз» намного более эффективно общается с населением США. В Вашингтоне выступают с речами, но эти речи кажутся неестественными. В тоже время, Голливуд производит телесериал о политическом Вашингтоне — (The West Wing), и он стал очень популярным, потому что создаёт у зрителя ощущение причастности к важным событиям. Почему мы продолжаем смотреть глупое телевидение? — Потому что его так весело смотреть! Вопрос: Как взаимодействуют американские политики и массовая культура? Роберт Томпсон: Я считаю, что большая часть американской политики является частью В период подготовки к войне в Ираке американские журналисты старались не задавать властям неудобных вопросов и непрофессионально проверяли факты. Тогда развлекательное политическое шоу Daily Show оказалось единственной популярной передачей, которая пошла против течения и, в результате, превратилась в глас вопиющего в пустыне. А потом появились статистические данные, что студенты американских ВУЗов получают больше политической информации из Daily Show, чем из других источников новостей. Вероятно, узнав об этом, Вы бы ужаснулись. Но, с другой стороны, учитывая то, как обстояли дела перед началом войны, возможно, Daily Show не такой уж плохой источник информации. Вопрос: Как за последние десятилетия изменилось телевидение? Роберт Томпсон: Это один из тех вопросов, ответ на который может показать, почему массовая культура может быть хорошей. В Вопрос: Что нового предлагает сегодня американское ТВ? Роберт Томпсон: Самый новый жанр, который был создан Впрочем, документальные передачи, которые показывали жизнь простых людей, уже давно выходили на экраны. Жизнь настоящей американской семьи показывали в передаче An American Family уже в 1974 году. Документальный фильм о семье эскимосов, жившей на Крайнем Севере, был снят ещё в эпоху «немого кино» — в 1924 году. Принципиально новым в Real World стало то, что авторы этой программы сделали документальный фильм о полностью выдуманной ситуации: участники проекта не были знакомы друг с другом, и они бы никогда не встретились, если бы не это шоу. Многие из подобных передач являются очень глупыми, хотя появляются и Вопрос: Имеют ли Роберт Томпсон: Я думаю, что любое развлечение — больше, чем просто развлечение. Каждый вид развлечения имеет политическое измерение, это нечто большее, чем только вызывание смеха или драматических чувств. Невозможно отделить идеологию и политику от любого акта общения. Неподготовленные показы «реального телевидения», которые не прошли «фильтр» сценаристов, дают нам возможность посмотреть, как «простые», «нормальные» люди говорят, как они думают, как они предпочитают общаться. Конечно, некоторые бы сказали, что нормальные люди не согласились бы сниматься в Вопрос: Посоветовали бы Вы иностранцу, желающему понять США, смотреть американское ТВ? Роберт Томпсон: Конечно, нет. Для иностранца, пытающегося понять Соединённые Штаты Америки, просмотр телепередач был бы особенно неудачным способом познания Америки. Я не говорю, что телевидение не отражает многих реалий нашего общества. Но, чтобы увидеть всё это, надо знать секретный «код», то есть, понимать определённые культурные идиомы и интонационные оттенки. Надо понимать, как индустрия развлечений отражает и искажает действительность не только в развлекательных передачах, К примеру, если в США наиболее высокий рейтинг имеет телепередача American Idol (российские аналоги — «Народный артист» и «Фабрика Звёзд». — Вопрос: Составной частью ТВ является реклама. Влияют ли рекламодатели на американского зрителя? Роберт Томпсон: Я предположил бы, что да, влияют. Это — фундаментальная правда культуры, которая основывается на рынке и потреблении. Поэтому мы все находимся под влиянием компаний и корпораций, нет никаких сомнений в этом. Но плохо ли это? Во многих случаях это ужасно. Но, в целом, можете ли Вы сказать, что реклама приводит к Конечно, мы должны помнить, что, изначально на ТВ реклама была повсюду. В названиях некоторых телепередач фигурировали торговые марки компаний, финансирующих их. Реклама была вписана непосредственно в программы. В некоторых комедийных шоу персонажи начинали обсуждать исключительные качества Я недавно пересматривал телесюжеты о высадке человека на Луну, которые транслировала корпорация ABC. Так вот, на столах телеведущих, комментирующих наиболее важное событие мирового масштаба, видны эмблемы апельсинного сока Tang. Заметьте, это происходило в 1969 году. Вопрос: Есть мнение, что ныне это становится более опасным… Роберт Томпсон: Может быть, это верно. Существует «партизанское рекламирование». Оно основано на идее, что если мы настолько цинично относимся к рекламе, то единственный способ продвигать товары и услуги — использовать менее очевидные, даже незаметные методы рекламирования. Я не уверен, что это очень эффективно. Сейчас самой эффективной телерекламой считается реклама автомобилей Ford в виде специально подготовленных музыкальных клипов, которые являются составной частью шоу American Idоl. Вопрос: Есть ли в Соединённых Штатах Америки «высокая» и «низкая» культуры? Роберт Томпсон: Я не уверен, что это различие ныне Трудно разделить «высокую» и «низкую» культуру. Я предполагаю, что можно говорить лишь о Вопрос: В Роберт Томпсон: Контркультур множество. Благодаря возможностям Интернета, сегодня возможно создать контркультуру, у которой будут единичные поклонники. Ныне не наблюдается ничего похожего на ситуацию Вопрос: У каждого поколения есть свои «иконы» Роберт Томпсон: После того, как в В 1957 году вся американская семья собиралась в гостиной и смотрела одну и ту же передачу. Сегодня в типичном доме тинейджер смотрит МТV в своей спальне, младшеклассник — смотрит детский канал, отец — футбольный матч на спортивном канале, а мать может выбрать один из нескольких женских каналов… То есть, семья может жить под одной крышей и не иметь общей культуры. Мы можем легко перечислить музыкальных кумиров прошлых поколений — Бина Кросби, Фрэнка Синатру, Элвиса Пресли, «Битлз»… Но кого мы будем вспоминать через 40 лет, когда будем говорить о нашем времени? Несмотря на популярность American Idol, его первая победительница Келли Кларксон не стала частью индустрии Вопрос: Что Вас более всего раздражает в американской Роберт Томпсон: Множество вещей. Меня тревожит постоянное желание добиться известности, консюмеризм, который проникает во все слои Вопрос: Что ждёт Роберт Томпсон: Для начала, отличаем ли мы «популярную» культуру от «массовой»? Понятие В такой большой стране, как США, массовая культура, какой бы она ни была, даёт нам точки соприкосновения. Мы все слушали те же радиопрограммы в Вопрос: Следовательно, фрагментация Роберт Томпсон: Если посмотреть на общий уровень недовольства и политической фрагментации в американском обществе, то частично это связанно с непопулярной войной в Ираке. Большим вызовом этого столетия станет культурная фрагментация средств массовой информации. Придётся приспосабливаться к тому, что человек в нашей стране ныне может посещать лишь те сайты, смотреть те передачи и фильмы, которые подтверждают лишь то, во что он уже верит. | |