Глобализация — это путь к экономическому единству, которое в реальности означает экономическое неравенство, считает Пётр Георгиевич Щедровицкий — методолог, руководитель Школы культурной политики. |
|
После Второй мировой войны глобальная экономика из замысла и проекта элит превратилась в реальность экономической, социальной и политической жизни. Процессы перемещения товаров и услуг стали трансграничными, трансрегиональными и по большому счёту мировыми. |
|
Прессинг глобализацииКлючевыми субъектами глобализации являются транснациональные производственные и торговые корпорации. Они осуществляют свою деятельность в различных регионах мира, используя ценовые различия факторов производства. Организованные международными корпорациями финансовые и торговые потоки способны разорвать традиционные административные и экономические границы национальных государств, которые ещё 30 лет назад задавали и определяли их целостность. Сегодня многие национальные государства испытывают мощное давление со стороны глобальной экономики и зачастую не справляются с теми вызовами, которые она предъявляет традиционным государственным институтам. Вслед за финансами и торговлей влияние глобализации испытывают традиционные культурные коды (язык, искусство, литература и так далее), социальная структура общества и человеческий капитал. Повышается мобильность человеческих ресурсов: наиболее квалифицированные кадры перемещаются вслед за финансовыми и торговыми потоками, что дополнительно ослабляет национальные экономики. Гипотетически процесс глобализации постепенно должен привести к выравниванию различий между развитыми и развивающимися странами, к формированию единой экономической и социальной среды. Однако кризис В индустриальном обществе основной социальный конфликт разворачивался между противоречиями труда и капитала. Современное общество, иногда называемое постиндустриальным, также подвержено социальной дифференциации, но в другой оппозиции: носители знания-исполнители. Управленческая элита крупных транснациональных компаний и международных профессиональных сетей за последние 25 лет увеличила свои доходы в несколько раз, притом что исполнители (люди и организации) существенно снизили свои доходы. Социальный контракт, достигнутый в индустриальном обществе и гарантировавший его устойчивость, оказался нарушенным. Бороться нельзя — ассимилироватьсяИменно в силу этого нарушения конец прошлого века характеризовался ростом сопротивления со стороны традиционных институтов по отношению к глобальным процессам. Однако нельзя назвать ни одного успешного примера закрытия границ и формирования экономических или культурных автаркий либо замкнутых, закрытых территориальных ареалов. Это означает, что единственным приемлемым способом преодоления переживаемого сегодня многими странами кризиса глобализации является выработка пакета позитивных программ адаптации. Необходимы постепенные и целеноправленные действия по адаптации сложившихся национальных экономик к происходящим глобальным процессам, а также действия по увеличению доступа экономических и культурных субъектов к ресурсам развития. При этом сегодня можно констатировать, что стратегия чисто финансовой глобализации, осуществляемая в конце ХХ века, не оправдала себя. В настоящее время актуальна необходимость разработки стратегии социокультурной глобализации. Она могла бы опереться на позитивное использование многообразия культур и на идею создания нового социального контракта между государством, бизнесом и общественными институтами, а также на кооперацию региональных экономик в формирующемся глобальном мире. Выработка подобных позитивных программ невозможна без использования широкого комплекса гуманитарных технологий — от социальной адаптации и приспособления к меняющимся условиям до выработки навыков коллективного и индивидуального творчества. Большая часть гуманитарных технологий связана сегодня с развитием систем общественной коммуникации. Это организация межпрофессиональной и междисциплинарной коммуникации, освоение инноваций и переобучение, создание брендов и торговых марок и даже — образов будущего. Сегодня практически любая крупная компания и другие субъекты экономической и социальной активности стоят перед решением следующих задач: формирование мобильных корпораций и временных творческих коллективов; использование возможностей и ресурсов коллективного мышления; формирование новых потребительских ожиданий, стилей жизни и стилей потребления; распространение конструктивных экологических критериев оценки проектов и организации среды обитания. Российские компании, длительное время жившие под зонтиком государственного протекционизма, часто перекладывали свои убытки на плечи потребителей или более успешных компаний. Кризис 1998 года был первым симптомом того, что российская экономика фактически интегрировалась в мировые процессы, что давление геоэкономики на отдельные предприятия и регионы с этого момента стало только возрастать. Это означает, что на смену коммерциализации и частичной маркетизации (рыночному приспособлению) приходит необходимость работы с системами общественных коммуникаций, формирования позитивного имиджа предприятия или целой отрасли не только внутри страны, но и в масшатабах мировой экономики. Для этого прежде всего необходимы построение более эффективных систем управления, работа по созданию репутационного менеджмента, бренд-менеджмента и так далее, поскольку единственной подлинной защитой современного предприятия (или компании) является не непоследовательное и слабое государство, а созданные самим предприятием (или компанией) реальные сети потребителей. Именно они обеспечивают системы общественной поддержки в формах реального платёжеспособного спроса. В современном мире государство может помочь только сильным, а они, как известно, могут помочь себе сами. |
|