Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Слухи и их влияние на электоральное поведение

Авторы статьи: Ситников А. П., Пацынко С. В., Гришин Е. В. Статья впервые опубликована в журнале «Философские науки», № 7, 2007 год.

Введение

Анализ электорального поведения невозможен без учёта особенностей российского политического пространства. В последнее время в российском обществе укоренились такие атрибуты демократии как свобода слова, СМИ, выборность органов власти, и так далее. Одновременно с различными свободами появилось такое явление как манипулирование общественным сознанием. Вопрос манипулирования общественным сознанием особенно остро возникает в период избирательных кампаний различных уровней. Воздействие на избирателей принято связывать с работой СМИ, так как они освещают выборы, информируют избирателей о кандидатах, их взглядах и программах. Но не менее важное воздействие на избирателей оказывает неформальная коммуникация, и её влияние на поведение избирателей нельзя недооценивать.

Слухи довольно давно выделились в самостоятельную категорию информационных сообщений и начали использоваться в целях идеологической и политической борьбы, особенно в войнах. Сегодня, говоря о слухах, даже специалисты в области связей с общественностью зачастую подразумевают разные вещи. Поэтому, попробуем для начала определиться в понятиях, и предложить несколько различных подходов к определению (описанию) слухов:

  1. «Слух — это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации), распространяющаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая исключительно в слуховой форме».6
  2. Слухи — это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информации. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующих людей вопросу».7
  3. «Слухи — специфический вид коммуникации межличностной, в процессе коей сюжет, в известной мере отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории».2
  4. Слух — это «циркулирующая форма коммуникации, с помощью которой люди, находясь в неоднозначной ситуации, объединяются, создавая разумную её интерпретацию, сообща используя при этом свои интеллектуальные потенции».12
  5. Слухи — это система коммуникаций, которая существует параллельно с официальными источниками. Это ответ на общественное желание и представление.
  6. Слух есть «косвенное проявление коллективного бессознательного, определённых архетипических проявлений. Это ответ на коллективные тревожные ожидания, которые есть в каждом».11

Наиболее полное определение слуха даёт А. В. Оболонский: «Слух есть некая разновидность информации, которая распространяется исключительно по неформальным каналам и направлена на удовлетворение некоей реальной информационной потребности, не удовлетворяемой иными способами, коллективная попытка найти ответ на некий актуальный вопрос в условиях дефицита информации».

Слухи — это социальное явление. В отличие от молвы, которая даёт только оценку тому или иному событию, слух содержит большую долю рационального элемента. Данный феномен межличностной коммуникации существует как канал распространения и как форма существования общественного мнения, он содержит информацию о социально значимом событии, требующем принятия решения.

Специфической особенностью слуха выступает анонимность его источника, создающая видимость достоверности и тайны сообщаемых сведений. Тем не менее, передаваясь по неформальным каналам, он способен изменить настроение электората и сместить предпочтения избирателей, при условии, что данная информация будет значима для большого количества людей. Воздействие слухов подобно цепной реакции — восприятие слухов избирателем вызывает потребность в его дальнейшем распространении. Дело в том, что логическая структура слуха не позволяет прояснить ситуацию и ставит перед избирателем новые вопросы, заставляя обсуждать слух с другими людьми.

Характеристики слухов

Общие характеристики слухов более детально раскрывают их как явление. Учёт этих характеристик, безусловно, важен в вопросах управления информацией. Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в подобного рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере.

Слухи восполняют дефицит именно значимой для людей информации: предстоящая инфляция, недоброкачественные продукты, сокращение штата на родном предприятии, повышение пенсий. В такой ситуации для получения необходимых сведений подходят любые способы: подслушанный разговор, небрежно оброненная фраза, рассказ случайного попутчика и так далее. При этом люди настолько настроены на получение желанной информации, что воспринимают даже абсолютно противоречивые сведения и тут же пересказывают их другим.

Важной коммуникационной составляющей, характерной для слуха, является передача его сюжета устным путём, он не может быть нигде зафиксирован в письменном виде. Информация теряет многие свои качества, попадая на страницы печатных СМИ, поскольку там он служит лишь поводом для опровержения или подтверждения, однако не является при этом уже самостоятельной единицей. Устность в сильной степени сориентирована на получателя сообщения. Только то, что интересно, может передаваться, сопротивляясь естественному затуханию.

Искусственно созданный слух в результате своего коммуникационного движения обрастает дополнительными подробностям детализирующего характера, что может увести его немного в сторону от поставленной задачи, но резко повышает его достоверность.

Один человек может рассказать новость нескольким, те, в свою очередь, передают информацию дальше, но не одному, а нескольким людям. «Для слуха характерна однократная воспроизводимость перед слушающим. Второй раз одному и тому же лицу слух не пересказывается».10 Таким образом, по мере устаревания информации увеличивается число владеющих ей людей, и слух постепенно «умирает» поскольку не каждый, кто получил эти сведения, распространяет их. «По времени функционирования слуха была установлена цифра 12-15 дней, после которых слух стирается или вытесняется».9

Согласно мнению Т. Шибутани, в основе слухов лежит событие, обладающее двумя качествами: важностью и неопределённостью. Если событие не важно и не обладает неопределённостью, то слухов по его поводу и не будет.

В факторе распространения слухов важно то, что если ситуация имеет однозначный характер, они не смогут составить конкуренцию достоверно известным фактам. То есть, там, где возник слух, есть недосказанность, таинственность и непредсказуемость. События, попадающие в сферу слуха, как правило, касаются базовых человеческих ценностей. Живой интерес у людей вызывают такие темы как жизнь, смерть, любовь, безопасность, свобода, деньги, жилье, семья и так далее.

Слух чаще всего является продуктом ситуации, нежели чьей-то личной инициативой. Это означает, что в определённой ситуации и при соответствующей мотивации в передаче слухов может принять участие любой человек. В силу амбивалентности нашего бессознательного, функционирование абсолютно противоположных друг другу слухов ни сколько не противоречит эффективности воздействия на толпу.

Поскольку слух — это мощное средство воздействия на людей, необходимо учитывать следующие его характеристики:

  1. Слух часто содержит информацию, принципиально умалчиваемую средствами массовой коммуникации. Например, случай с подводной лодкой «Курск», когда достаточно долго ходили слухи о причинах её гибели.
  2. Слухи могут нести позитивные, негативные и нейтральные последствия — предугадать которые затруднительно.
  3. Слух подается как информация, соответствующая действительности.
  4. Слухи указывают на пробелы коллективного сознания, которые остались вне сферы влияния СМИ.

Слухи представляют значительный интерес специалистов по PR и избирательных технологов, поскольку они позволяют передавать самую разную по содержанию информацию. Например, в избирательной кампании, описанной нами в одной из статей 16, конкуренты взяли под свой контроль почти все СМИ. Слухи для нас остались одним из основных способов передачи информации избирателям. И мы успешно воспользовались этим каналом информации, что позволило нам выиграть выборы. Но надо отметить, что без учёта политической ситуации, а так же характеристик самих слухов работа не всегда приводит к желаемым результатам. Приведём примеры некоторых типичных ошибок в избирательных кампаниях. Запускается слух и не просчитываются его негативные последствия; запускается негативный слух про конкурента, а он начинает работать на его рейтинг; запускается слух с расчётом его максимальной эффективности к определённой дате, а он или успевает затихнуть или не достигает пика своего распространения и так далее. Эти ошибки говорят о том, что механизм распространения слухов достаточно сложен, и он не является универсальным в любой избирательной кампании, так как каждые выборы проходят в уникальной социально-политической ситуации.

Типология слухов. Классификация

На сегодняшний момент не существует чёткой и исчерпывающей типологии слухов. Но мы предлагаем рассмотреть типы слухов, которые, с нашей точки зрения, играют важную роль в избирательной кампании. Именно эти слухи чаще всего отслеживаются и используются специалистами на выборах.

Сначала мы выделим два основных параметра, по которым классифицируются слухи — эмоциональный и информационный.

Эмоциональный параметр. По экспрессивному параметру различают три типа: слух-желание, слух-пугало и агрессивный слух.

«Слух-желание» — это слух, содержащий сильное эмоциональное желание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется. «Слухи-желания» осуществляют двоякую функцию. С одной стороны, они соответствуют пожеланиям людей, и потому поддерживают тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны они, создают завышенные ожидания в обществе. Если с течением времени становится очевидным, что желания не могут быть исполнены, могут возникать вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть. Слухи подобного рода часто используют с целью манипулирования массами.

«Слух-пугало» — слух, несущий и вызывающий выраженные негативные, пугающие настроения и эмоциональные состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются».6 Информация подобного рода возникает в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, государственный переворот и так далее). Она варьирует — от пессимистических до панических. Особое распространение такие слухи приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти, режима или социально-политической системы в целом.

Наиболее часто встречаются такие слухи, основанные на якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. Доверяя информации, полученной по средствам межличностного общения, часть населения закупает продукты в неразумных количествах, в результате чего в действительности искажается конъюнктура рынка. Так, например, в феврале 2006 года в Москве существовал слух о внезапном дефиците соли. За небольшой период времени в магазинах было скуплено огромное количество соли, что вызвало недоумение со стороны властей, в частности в Департаменте потребительского рынка Москвы: «Мы никак не поймём, откуда эти слухи, кто их заказал? Вчера звонили из Нижнего Новгорода, сегодня уже начали звонить из некоторых управ Москвы: там смели с прилавков весь запас соли и сахара, — прокомментировала Светлана Королева. — Наш департамент расследует ситуацию, но реальной проблемы не видит. Видимо, сказывается советский менталитет: причин для беспокойства нет, но люди на всякий случай покупают по 10 кг соли». «В Москве первыми жертвами слухов о грозящем соляном дефиците стали пенсионеры. На всякий случай они кинулись скупать соль, а заодно сахар и спички. Естественно, в небольших магазинах, где запасы соли на складах ограничены, этот товар закончился достаточно быстро. В некоторых гастрономах продавцы даже подняли на неё цены, продавая пачку по 40-50 рублей вместо 14».15

Кроме того, ситуации негативных настроений стимулируется типичными для таких обстоятельств слухами о имеющихся разногласиях, борьбе за власть, коррупции. Примеров таких слухов множество в истории новой России, Украины и многих странах СНГ. Основной задачей, распространения подобной информации является запугивание населения, усиление хаоса, нарушение социального спокойствия.

Агрессивные слухи возникают там, где имеются напряжённые отношения между социальными группами, причём даже явно стихийные или вызванные собственной неразумной деятельностью бедствия часто усиливают ненависть к какой-либо группе или личности, в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Задачей агрессивных слухов является стимулирование агрессивного эмоционального состояния и поведения, жёсткого агрессивного действия. Ярким примером, такого рода слухов могут являться демонстрации, столкновения студентов в Париже в 2006 году: «В Париже возле комплекса университетских зданий в Латинском квартале, неподалёку от Сорбонны, в понедельник вечером произошли столкновения между студентами и полицией. По словам очевидцев, группа молодёжи численностью в несколько десятков человек ворвалась во внутренний двор College de France — престижного высшего учебного заведения, основанного ещё в 1530 году и расположенного напротив Сорбонны. Студенческие акции протеста, проходящие не только в Париже, но и во многих других городах страны, направлены против закона о так называемом договоре первого найма. Этот новый вид трудового контракта, разработанный правительством с целью обеспечения занятости молодёжи, встретил резкое неприятие со стороны студентов и профсоюзов».14

По мнению Д. В. Ольшанского 6 агрессивные слухи являются продолжением слухов-пугал. В основе сюжетов подобной информации лежит агрессия, строятся они отрывочно, короткими фразами о конкретных фактах.

Некоторые учёные вводят такой вид слухов как «нелепые». Поскольку такой вид информации может быть и пугающим, и агрессивным, и желательным, но главная их отличительная черта — это нелепость содержания. Такие слухи появляются самопроизвольно, в результате путаницы, чаще всего в ситуации растерянности, сменой систем ценностей, представлений.

Карл Густав Юнг в своей работе «О современных мифах» вводит новое понятие слуха — «визионерский слух». По мнению автора, они отличаются от обычных слухов тем, что «по степени своей выразительности их повествование приближается к видениям, возможно даже, что оно целиком состоит из видений или поддерживается ими».12

Информационный параметр. По информационному параметру различаются четыре типа слухов.

  1. Абсолютно недостоверные слухи.
  2. Слухи недостоверные, с элементами правдоподобия.
  3. Слухи достоверные, с элементами неправдоподобия.
  4. Относительно близкие к действительности слухи.

Независимо от природы возникновения слуха, информационная характеристика является его основой, определяющей степень его достоверности. В процессе циркуляции сюжет слуха претерпевает определённые изменения, вследствие чего степень его достоверности снижается, по этой причине подобная классификация довольно условна. Бывают и исключения: попадая на благодатную почву, адекватность слуха может повыситься, что может стать причиной действий людей.

Достаточно часто слухи отождествляют с недостоверной информацией. Те сведения, которые передаются по неформальным каналам, но при этом вызывают доверие, уже не квалифицируются как слух. Но достоверность неофициальной информации — это относительная характеристика. В большинстве случаев все зависит от источника передачи информации.

«Считается, что в достаточно обширной, политически значимой аудитории слух не бывает полностью достоверным. Это связано с тем, что в процессе распространения сюжет претерпевает трансформации, более или менее искажающие исходную версию».5

Существуют и другие основания для классификации слухов. Например, Сергей Беззубцев 1 классифицирует слухи по следующим позициям:

По происхождению. Несмотря на стихийный характер распространения слухов, их случайным возникновение бывает далеко не всегда. Воздействовать на аудиторию можно подбирая «интересные» сообщения или путём создания искусственного интереса, поскольку неинтересные сообщения не получают своего распространения. Поэтому разделить слухи можно на «спонтанные» и «сфабрикованные». Спонтанный слух может быть поддержан и использован различными коммуникаторами с определённой выгодой.

По степени опасности. Последствия слухов могут носить различный характер и обладать как позитивным, так и негативным эффектом. Но чаще слухи носят негативный характер, что является следствием нарастания недовольства, повышенной тревожности и настороженности.

По пространственным характеристикам. По масштабам территориального пространства, которое охватывает слух, можно говорить о локальных, региональных, национальных и межнациональных уровнях функционирования слуха.

К локальным слухам относятся все потоки неформальной коммуникации, ограниченные относительно небольшой социальной группой. К ним можно отнести информацию, циркулирующую в рамках малых групп; корпоративные слухи (в рамках организации); слухив бизнес-среде (то, чем живёт вся отрасль, рынок); глобальные (слухи, попадающие в поле организации извне, из макросоциума, в который включена компания). На каждом уровне механизмы возникновения слухов могут быть одни и те же. Однако по мере укрупнения пространственной единицы всё большее значение начинают играть не личные, а массовые коммуникации — информационные агентства, средства массовой информации, теле- и радиопередачи, Интернет и так далее.

В социальном пространстве в одно и то же время, на одной и той же территории слухи оказывают избирательное воздействие на разные социальные слои. Причина здесь может быть в том, что представители различных социальных слоёв могут жить относительно обособленно друг от друга и не вступать между собой в неформальное взаимодействие. Поэтому, являясь актуальным и интенсивно распространяемым в одной аудитории, слух не будет распространён в другой.

По временным характеристикам. Актуальность как временная характеристика слухов, может измеряться одной или несколькими ситуациями. В связи с этим, информацию можно разделить:

  1. Информация о прошлом. События, происшедшие давно, несут информацию о накопленном данной общностью опыте и ориентируют людей на принятое (ставшее «нормой» после происшедшего события) поведение.
  2. Информация о настоящем (текущая ситуация). Слух может касаться только что или недавно происшедшего события — интерпретация случившегося, обсуждение впечатлений.
  3. Информация о грядущем. Слухи о будущем могут нести предупреждающую функцию — готовить социум к ожидаемым изменениям.

Практическую ценность имеет классификация, основанная на критерии скорости распространения слухов. По этому критерию можно разделить слухи на «открытые» и «латентные».

Открытые слухи имеют для аудитории повышенную значимость, они одновременно актуальны практически для всех участников социума.

Латентные (скрытые) слухи длительное время могут себя никак не проявлять. Они активизируются в определённых ситуациях, и распространяются медленно, но дают устойчивый эффект. Их труднее выявить и относительно сложно опровергнуть. Для достижения этой задачи важным становится регулярность и адресность сообщений, передаваемым по каналам межличностной коммуникации. Механизм латентных слухов успешно используется в политических технологиях. «Образ «героя» или образ «врага» формируется постепенно: «попал в аварию», «отказался от служебного автомобиля-иномарки», и тому подобное».13

Согласно П. Сорокину, слухи можно также классифицировать в зависимости: от количества и качества взаимодействующих индивидов; от характера актов; от характера проводников.

Возможна и классификация слухов исключительно по числу участников процесса их циркуляции. Тогда выделяются слухи, циркулирующие:

  • между двумя индивидами;
  • между одним и многими;
  • между группами индивидов.

Действительно, количество участвующих в производстве и функционировании слухов прямо и значительно влияет на их интенсивность, долговременность и территориальную распространённость. Разумеется, на характер слухов влияют индивидуальные особенности обменивающихся ими индивидов. Например, мужчины скорее, чем женщины, производят, распространяют и принимают именно политические слухи.

Рассматривая типологию слухов, связанных с потребностями людей, можно выделить:

  1. Слухи, уменьшающие неопределённость.
  2. Слухи, ориентированные на действие, связанные с попыткой изменить текущую ситуацию.
  3. Деструктивные слухи, возбуждающие враждебность.
  4. Позитивные слухи, возбуждающие симпатии.
  5. Слухи, актуализирующие страх.
  6. Слухи, возбуждающие желания.
  7. Порочащие слухи.
  8. Прославляющие слухи.
  9. Защищающие слухи.
  10. Соболезнующие слухи.

Надо отметить, что чем точнее содержание слуха соответствует какому-либо из типов, тем он будет иметь большее влияние на массовое сознание. Эти типы слухов объясняют те сознательные и бессознательные намерения, набор которых представлен практически у всех людей. Поскольку организуемые, целенаправленные или запускаемые слухи возникают в чьих-то интересах, их механизм, аудитория и сюжет чаще всего продуманны.

Изучение слухов в избирательной кампании

Длительное время слухи не вызывали большого интереса со стороны учёных. В 1920-1930-е годы западные исследователи оценили роль слухов в формировании психологии масс и управлении их поведением и стали изучать закономерности их распространения.

П. Лазарсфельд впервые стал проводить систематические исследования факторов, влияющих на формирование электорального поведения. Он впервые измерил влияние информации об избирательной кампании на процесс голосования во время президентских выборов США 1940 года пришёл к выводу, что СМИ не являются единственным источником информации, межличностное общение здесь не менее важно. Кроме того, заключил, что политические предпочтения избирателей объясняются с помощью социально детерминированных характеристик, таких как социальный статус, доход, профессия, религиозная принадлежность, а средства массовой информации лишь усиливают их.

Уже в 1960-е годы, по оценке американских экспертов, пропаганда при помощи слухов, особенно во внешнеполитической деятельности, по своему значению была сопоставима с пропагандой через СМИ. Механизмы распространения слухов профессионально изучали в ЦРУ, Пентагоне и спецподразделениях американской армии. В посольствах работали специалисты, которые внимательно отслеживали тематику, содержание и динамику слухов, циркулирующих в странах».5

Слухи как явление вызывают большой интерес среди политтехнологов, маркетологов и специалистов по связям с общественностью. По оценкам специалистов, информационное воздействие на население с помощью слухов стоит сегодня в одном ряду с влиянием прессы, радио и телевидения.

Длительное время слухи использовались во внутриэлитной борьбе как инструмент интриг, со временем они обрели массовый характер. Официальные коммуникации и средства массовой информации превратились в новый канал их распространения. В современном обществе слухи не сдают своих позиций и остаются мощнейшим инструментом воздействия на людей как внутри социальных групп, так и между ними.

Сегодня специалисты по связям с общественностью целенаправленно используют слухи для создания и поддержания своей популярности или популярности компании. Здесь мы хотели бы представить наши практические наработки и рекомендации по изучению слухов в рамках избирательных кампаний.

Основным методом, которым мы пользуемся для изучения слухов, является выборочное интервью. К дополнительным методам относятся фокус — группы, наблюдение, беседа, мониторинг СМИ.

«Главной проблемой исследования является подбор интервьюеров. Для этого нужны профессиональные психологи, имеющие опыт подобной работы. Лучше, если это будут женщины, так как они вызывают меньше опасений у респондентов. В идеале они должны обладать такими качествами как скромность, открытость, доброжелательность, беспристрастность, честность, уравновешенность. Инструктаж имеет значительное влияние на результат исследования».3

Специфика исследования заключается в том, что после заготовленных (закрытых) вопросов интервьюер должен переходить к вопросам, имеющим отношение к персонам (объектам исследований). Вся процедура отрабатывается на группе в тренинговом режиме. Подбор респондентов производится в соответствии с генеральной совокупностью.

Исследования слухов дают нам большой массив материала для анализа. Например, в одной избирательной кампании по результатам исследования было выявлено, что кандидат перевёл из бюджета несколько миллионов долларов на счета своих родственников за границу, или, что у него лучший друг — криминальный авторитет в области. Наряду с этим, в результатах исследований люди говорили, что кандидат — вор и лжец. В одном исследовании были выявлены слухи и одновременно оценки, которые сформировались после того, как сам слух стирался и вытеснялся из памяти. Изучение этих сформировавшихся оценок и суждений не менее важно, чем изучение самих слухов. Часто бывает трудно их разделить и решить, что именно является актуальным слухом, а что мнением, сформированным с помощью слуха. Отсюда первый практический вывод, что помимо выявления актуальных слухов, исследование даёт нам не менее важную информацию о кандидате, которая проявляется в оценках, настроениях, мнениях, суждениях, иллюзиях, убеждениях и так далее.

Анализируя результаты исследований, мы задавались вопросом, с какими же темами, связаны эпизоды, случаи, истории, оценки их жизни политика, о которых нам рассказывали респонденты. По результатам ряда исследований 3 мы все высказывания респондентов (для простоты их использования) сгруппировали в различные категории. У нас получились десять основных тем, вокруг которых, в жизни политика, образуется наибольшее количество слухов.

  1. Личностные характеристики (характерологические особенности, внешние данные, возраст и так далее).
  2. Профессиональные характеристики (профессиональные качества, образование, опыт, компетентность).
  3. Финансы и имущество (дома, квартиры, дачи, машины, доходы и так далее).
  4. Семья (жена, дети, родители, родственники).
  5. Биография (происхождение, национальность, детство, юность и так далее).
  6. Окружение (друзья, знакомые, коллеги по работе).
  7. Предвыборная программа (программа кандидата, цели, планы, политические симпатии, идеология и так далее).
  8. Отношения с противоположным полом (отношения с женой, любовницами, подругами).
  9. Хобби (привычки, пристрастия в проведении свободного времени, спорт и так далее).
  10. Здоровье (болезни, сила, работоспособность, состояние психики).

В исследованиях, помимо фиксирования содержания высказываний респондентов, интервьюерам ставились задачи оценить слух по эмоциональному и информационному параметру, о которых мы говорили выше. Исследователи оценивали эмоциональное отношение к высказыванию респондента по шкале: позитивное, нейтральное, негативное. А так же определяли степень достоверности высказывания. Они задавали респондентам вопросы: «Вы верите в это? Вы действительно так считаете?» Достоверность слуха оценивалась по шкале от -5 до +5, где -5 — абсолютно не верю, а +5 — абсолютно точное утверждение.

Последняя задача, которая ставилась интервьюерам — выяснить, что именно респондент знает о персоне именно из средств массовой информации. И, какие СМИ (названия) являлись носителем этой информации. Зачастую, информация, которую респондент узнает о политике из СМИ, значительно отличается от информации, полученной по каналам не формальной коммуникации.

Результаты исследований слухов имеют богатый материал для анализа. Они позволяют:

  • сравнить степень известности кандидата и его конкурентов в сознании избирателей;
  • определить, какие характеристики кандидата и конкурентов, наглядно представлены в сознании избирателей, а какие не представлены;
  • определить позитивные и негативные характеристики политиков;
  • оценить, какие характеристики кандидата и конкурентов в большей степени соответствуют идеальному образу, а какие — нет;
  • определить, какие характеристики кандидата подлежат коррекции в сознании избирателей;
  • определить, какие характеристики конкурентов необходимо использовать в контрпропаганде;
  • определить степень доверия к тем или иным характеристикам кандидата и конкурентов;
  • выявить наиболее значимые каналы, по которым распространяется информация о кандидате и конкурентах;
  • выявить степень влияния СМИ на распространение информации.

К основным результатам исследований можно отнести: содержание слухов, частота встречаемости слухов, эмоциональное отношение к слуху, степень достоверности и каналы распространения слуха. Помимо этого мы получаем количественные и качественные оценки о различных характеристиках политиков, которые облегчают нам задачу разработки концепции имиджа кандидата.

Таким образом, анализ закономерностей и форм неформальной коммуникации в избирательной кампании заслуживает пристального внимания и изучения. В теоретическом плане он может внести существенный вклад в разработку теории неформальной коммуникации, объяснить причины прихода к власти определённых политических сил, помочь понять психологию масс, а в практическом — разрабатывать стратегию и тактику избирательных кампаний.

Библио­графия:
  1. Беззубцев С. А. «Слухи, которые работают на вас». — СПб., Питер, 2003.
  2. Головин С. Ю. сост. Словарь практического психолога. — Минск: 1998.
  3. Гришин Е. В. К вопросу о качественных исследованиях: слухи. Информационный бюллетень «Контакт». — М. 2001. № 9, С. 56–61.
  4. Менделеев А. Козни «мадам молвы»: как возникают слухи. Литературная газета. 3.12.1966.
  5. Назаретян А. П. «Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: лекции по социальной политической психологии». — СПб., Питер, 2003.
  6. Ольшанский Д. В. Политическая психология. — «Питер», 2002.
  7. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., Высшая школа, 1984.
  8. Почепцов Г. Г. Коммуникационные технологии XX века. — «Ваклер», 1999.
  9. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. — «Ваклер», 1999.
  10. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. — М., 1998.
  11. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991.
  12. Юнг К. Г. О современных мифах. — М., 2003.
  13. Shibutani T. Improvised News: A Sociological Study of Rumour. — Indianopolis, New York, 1966.
  14. http://www.newsprom.ru/print.shtml?lot_id=114233208540102 — 14.03.2006.
  15. http://izvestiya.ru/moscow/3076808_print — 20.02.06.
  16. http://www.regnum.ru/news/moskva/592858.html — 17.02.2006.
Источник: Журнал «Философские науки», № 7, 2007 год. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 16.12.2008. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2940
Публикации по теме
Новые статьи
Популярные статьи