Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

Организация экономического сотрудничества и развития
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (The Programme for International Student Assessment, PISA) — периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций развития математического и естественнонаучного направления национальных систем образования.
Информация об исследовании и его результаты. Настоящий документ подготовлен совместно с организацией Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). Републикация текста не разрешена.

Информация об исследовании

Наименование: Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся / The Programme for International Student Assessment
Тип исследования: Экспертно-аналитическое исследование.
Направление исследования: Изучение образования.
Отрасль исследования: Образование и обучение.
Периодичность исследования: Регулярно (раз в несколько лет).
Организация исследования: Организация экономического сотрудничества и развития / Organisation for Economic Cooperation and Development.
Сайт исследования: http://www.oecd.org/pisa/

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (The Programme for International Student Assessment, PISA) — это периодическое мониторинговое исследование качества и тенденций развития математического и естественнонаучного направления национальных систем образования. Позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах мира и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.

Исследование проводится начиная с 2000 года, трёхлетними циклами, в странах ОЭСР и странах-партнёрах ОЭСР. Число стран, охваченных программой исследования, постепенно увеличивается. Основные направления исследования, концептуальные подходы к разработке инструментария, способы обработки и представления результатов периодически обсуждаются на научных форумах, в работе которых принимают участие ведущие специалисты в области образования, и утверждаются представителями стран-участниц проекта (как правило, представителями министерств образования) с учётом их практической значимости для этих стран.

В России данное исследование осуществляется Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО) при участии Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, а также органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Россия принимала участие во всех циклах программы PISA, начиная с 2000 года. Результаты проведённых исследований стали предметом дополнительного анализа, который провели коллективы Российской академии образования, Федерального института развития образования и других организаций. Рекомендации и материалы, разработанные в процессе анализа, использовались при введении государственной итоговой аттестации выпускников школ, при разработке государственных стандартов второго поколения, а также компетентностно-ориентированных измерителей образовательных достижений.

В рамках исследования изучается уровень грамотности учащихся организаций общего среднего образования и способность учащихся применять на практике полученные в процессе образования знания и навыки. Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся 15–16–летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Выбор учащихся такого возраста объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего. Именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и навыков, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Как было показано в дополнительных исследованиях, проведённых в ряде стран по итогам PISA 2000 и 2003 годов, результаты оценки функциональной грамотности учащихся 15–16–летнего возраста являются надёжным показателем дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности молодых людей.

В исследовании выделяют следующие показатели, связанные с обеспечением возможностей для раскрытия потенциала учащихся в процессе их обучения:

  1. Результаты учащихся, обучающихся по различным образовательным программам.
  2. Результаты учащихся, обучающихся в образовательных учреждениях, отличающихся расположением, статусом или другими характеристиками.
  3. Учёт гендерных различий учащихся.
  4. Учёт социально-экономических условий семей учащихся.

Оценка образовательных достижений учащихся проводится по трём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность:

  1. Математическая грамотность — это способность индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, методов, фактов и инструментов для того, чтобы описать, объяснить и предсказать явления, а также интерпретацию полученного решения математической задачи.
  2. Читательская грамотность — это способность индивидуума понимать, оценивать и использовать информацию из письменных текстов для освоения и расширения знаний, достижения поставленных целей, развития потенциала, участия в общественной жизни.
  3. Естественнонаучная грамотность — это способность индивидуума осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, которые основаны на научных доказательствах; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомлённость в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Для реализации программы исследования разработан специальный диагностический инструментарий, который состоит из блока тестовых заданий, включающих в себя закрытые и открытые задания по математике, естественнонаучным дисциплинам, пониманию текстов и других видов информации. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различного уровня сложности, которые относятся к одной и той же ситуации.

Отчёты об исследованиях, оценки результатов и рекомендации странам по актуализации национальных стратегий в сфере образовательной политики публикуются в периодическом обзоре ОЭСР «Взгляд на образование. Индикаторы ОЭСР» (OECD Education at a Glance), в котором рассматривается ситуация с образованием в развитых и ключевых развивающихся странах мира, включая Россию.

В целом, программа PISA оказывает значительное влияние на образовательную политику стран, охваченных данным исследованием. Для объяснения результатов, полученных в процессе реализации программы, было инициировано значительное число научных исследований в области оценки качества и эффективности образования. Страны, используя результаты исследования, смогли объективно определить сильные и слабые стороны образования, увидеть свой профиль на фоне других государств и определить направления совершенствования учебного процесса в образовательных учреждениях.

Источник: Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/research/pisa/info
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Новые исследования
Популярные исследования