Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Международная программа по оценке компетенций взрослого населения

Организация экономического сотрудничества и развития
Международная программа по оценке компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC) — периодическое мониторинговое исследование профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в странах мира.
Информация об исследовании и его результаты. Настоящий документ подготовлен совместно с организацией Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). Републикация текста не разрешена.

Информация об исследовании

Наименование: Международная программа по оценке компетенций взрослого населения / The Programme for the International Assessment of Adult Competencies
Тип исследования: Экспертно-аналитическое исследование.
Направление исследования: Изучение образования, профессиональных навыков и компетенций.
Отрасль исследования: Образование и обучение.
Дата исследования: 2008 год — настоящее время.
Периодичность исследования: Регулярно (раз в несколько лет).
Организация исследования: Организация экономического сотрудничества и развития / Organisation for Economic Cooperation and Development.
Сайт исследования: http://www.oecd.org/site/piaac/

Международная программа по оценке компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC) — это периодическое мониторинговое исследование профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в странах мира. Позволяет правительствам осуществлять оценку, мониторинг и анализ уровня профессиональных навыков и их распределения среди взрослого населения, отслеживать развитие ключевых аспектов человеческого капитала в своих странах, а также понимать, каким образом системы образования могут способствовать повышению профессиональных навыков и компетенций населения. Осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD) в консорциуме с ведущими международными научными организациями. Исследование проводится циклично, начиная с 2008 года, в странах ОЭСР и странах-партнёрах ОЭСР. Число стран, охваченных программой исследования, постепенно увеличивается.

Под компетенциями (Competency) принято понимать динамический комплекс располагаемых навыков, знаний и установок, которые применяются индивидуумами трудоспособного возраста в реальных жизненных контекстах для достижения тех или иных индивидуальных и/или коллективных целей. Компетенции позволяют адаптироваться на динамично меняющемся рынке труда, устанавливать социальные связи, осваивать новые технологии — в конечном итоге добиваясь более высоких результатов и лучшего качества жизни.

Актуальность международной долгосрочной программы оценки компетенций взрослого населения обусловлена признанием важности профессиональных навыков и компетенций для общественного развития и благополучия как отдельного человека, так и общества в целом. Общие прогнозы в этой области свидетельствуют о дальнейшей тенденции непрерывного роста требований к навыкам и компетенциям взрослого населения трудоспособного возраста в ключевых отраслях экономики, которая представляет новый вызов для национальных систем образования, традиционно ориентированных на передачу и производство знаний. В новых условиях от систем образования требуются значительные изменения в организации образовательного процесса, стандартах и подходах к оценке качества образования, во взаимодействии с ключевыми партнёрами в процессе формирования навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и отвечающих реальным потребностям работодателей. Поэтому всё больше стран, включая Россию, демонстрируют интерес к участию в соответствующих международных проектах.

Оценивая стоящие перед государствами вызовы по формированию необходимых навыков населения для социального и экономического развития, ОЭСР инициировала Международную программу по оценке компетенций взрослого населения, которая представляет собой проект, нацеленный на получение и анализ информации о профессиональных навыках и компетенциях взрослого населения трудоспособного возраста в разных странах, языковых и культурных контекстах. Исследование разработано таким образом, чтобы проанализировать степень и распространение некоторых из этих ключевых навыков в обществе и то, как они используются гражданами в профессиональной деятельности и повседневной жизни. В рамках программы проводится оценка компетенций взрослого населения в возрасте от 16 до 65 лет в трёх областях: навыки чтения и понимания прочитанного (Literacy), грамотности в обращении с числовой информацией (Numeracy) и способности по решению задач в технологически насыщенной среде (Problem Solving).

Результаты проекта позволяют исследовать связи между ключевыми компетенциями в современном обществе и широким кругом показателей, обеспечивающих базу для анализа и изменений в сфере образовательной политики. В частности, результаты исследования обеспечивают лучшее понимание следующих процессов:

  1. Уровень влияния ключевых компетенций как на индивидуальные экономические и социальные достижения, так и на общественные достижения.
  2. Уровень различий между странами в области ключевых компетенций.
  3. Уровень различий между группами взрослых граждан в области ключевых компетенций.
  4. Деятельность системы образования с точки зрения удовлетворения потребностей взрослого населения.
  5. Уровень разрыва между рынком труда и образованием.
  6. Связи между ключевыми когнитивными и некогнитивными навыками и социально-демографическими показателями.
  7. Уровень и рамки недостаточной грамотности среди взрослых граждан.
  8. Уровень доступа разных социальных групп к образованию.
  9. Переход от обучения к трудовой жизни для молодых людей.

Отчёты об исследованиях, рекомендации странам по актуализации национальных стратегий в сфере образовательной политики, развитию востребованных специальностей и формированию необходимых профессиональных навыков, а также другие результаты проекта публикуются в периодическом обзоре ОЭСР «Обзор развития навыков» (OECD Skills Outlook). Результаты первого цикла исследования, проводившегося с 2008 по 2013 год, были опубликованы в 2013 году.

Основные элементы исследования

Для реализации программы исследования навыков и компетенций взрослого населения разработан специальный диагностический инструментарий, который включает блоки тестовых заданий и вопросник (анкету, предназначенную для сбора контекстной информации), и содержит следующие основные элементы:

  1. Прямая оценка:

    • грамотность;
    • умение считать;
    • элементы умения читать.
    • способности по решению задач в высокотехнологичной среде.
  2. Исходный вопросник:
    • демографические показатели;
    • образование и обучение;
    • социальные и лингвистические исходные данные;
    • занятость и уровень дохода;
    • использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и навыков в сфере грамотности и счета.
  3. Использование навыков:
    • когнитивные навыки — чтение, письмо, математика и использование ИКТ;
    • навыки взаимодействия и социальные навыки — инструктирование коллег, планирование, контакты, коммуникации и переговоры;
    • физические навыки — использование навыков крупной и мелкой моторики;
    • навыки обучения — коучинг, формальное/неформальное обучение, совершенствование профессиональных навыков.

1. Прямая оценка

Прямая оценка представляет собой блок тестовых заданий, который выявляет способности и навыки взрослых людей в трёх сферах: грамотность, умение считать и решать задачи в высокотехнологичной среде. Считается, что указанные способности и навыки составляют «ключевые» компетенции в том смысле, что они являются основой для развития других когнитивных навыков более высокого порядка, а также выступают в качестве предпосылок для получения доступа к отдельным сферам знаний и их понимания. Также данные навыки необходимы в различных контекстах — от образования и профессиональной деятельности до повседневной жизни.

Описание оценочных сфер в исследовании навыков взрослых людей

Грамотность Умение считать Способности по решению задач в высоко-технологичной среде
Определение Грамотность — это способность индивидуума понимать, оценивать и использовать письменные тексты для освоения и расширения знаний, достижения поставленных целей, развития потенциала, участия в общественной жизни. Умение считать — это способность индивидуума получать доступ, использовать, истолковывать и передавать математическую информацию и идеи для занятия и удовлетворения математических потребностей в различных ситуациях, возникающих в жизни. Способность по решению задач в высокотехнологичной среде — это способность индивидуума использовать цифровые технологии, средства связи и сети для получения и оценки информации, связи с другими и выполнения практических заданий.
Содержание Тексты классифицируются по:

Носителям:

  1. Печатные носители.
  2. Цифровые носители.

Формату:

  1. Непрерывные или прозаические тексты (повествование, аргументация или описания).
  2. Прерывистые или документальные тексты (таблицы, перечни, графики).
  3. Смешанные тексты (комбинация элементов прозаических и документальных текстов).
  4. Составные тексты (наложение или связь независимо созданных элементов).
Математическое содержание, информация и идеи:

  1. Количество и цифры.
  2. Размер и образ.
  3. Шаблон, отношения, изменение.
  4. Дата и вероятность.

Представление математического содержания:

  1. Объекты и рисунки.
  2. Цифры и символы.
  3. Диаграммы, карты, графики, таблицы.
  4. Тексты.
  5. Визуализация с использованием технологии.
Технология:

  1. Оборудование.
  2. Программные приложения.
  3. Команды и функции.
  4. Изображения (текстовые, графические, видео).

Характер проблем:

  1. Существенная сложность (количество шагов, необходимые альтернативные способы решения, сложность подсчётов и/или преобразований, количество ограничений).
  2. Четкость формулирования проблемы (в большей части неопределённость или подробное описание).
Когнитивные стратегии
  1. Доступ и идентификация.
  2. Интеграция и толкование (взаимосвязь частей текста друг с другом).
  3. Оценка и размышления.
  1. Идентификация, локализация или доступ.
  2. Действие и использование (приказ, подсчёт, оценка, расчёт, измерение, моделирование).
  3. Толкование, оценка и анализ.
  4. Коммуникация.
  1. Процесс определения целей и мониторинга.
  2. Планирование.
  3. Получение и оценка информации.
  4. Использование информации.
Контекст
  1. Личный.
  2. Рабочий.
  3. Общественный.
  4. Образовательный.
  1. Повседневная жизнь.
  2. Связь с работой.
  3. Социально-общественный.
  4. Образовательный.
  1. Личный.
  2. Рабочий.
  3. Общественный.

2. Исходный вопросник

Исходный вопросник по исследованию охватывает спектр информации, относящейся к факторам, которые влияют на развитие и поддержание навыков, таких как образование, социальное происхождение, умение читать и считать, использование ИКТ, языковые навыки, а также информацию о результатах, которая может относиться к навыкам. Осуществляется сбор информации о текущей деятельности респондентов, статусе занятости и уровне дохода. В отношении результатов неэкономического характера исследование содержит вопросы о состоянии здоровья, добровольной помощи, политическом участии и социальном доверии.

3. Использование навыков

В рамках исследования проводится опрос в отношении интенсивности и частоты использования указанных навыков на рабочем месте, а также осуществляется сбор информации о четырёх обширных категориях характерных рабочих навыков: когнитивные навыки, навыки взаимодействия и социальные навыки, физические навыки и навыки обучения:

  1. Когнитивные навыки — включают чтение, письмо, математику и использование информационных и коммуникационных технологий.
  2. Навыки взаимодействия и социальные навыки — охватывают взаимодействие и сотрудничество, работу по планированию и использованию времени для себя и других, коммуникацию и переговоры, а также контакты с клиентами (например, консультирование и продажу товаров и услуг).
  3. Физические навыки — включают в себя использование навыков крупной и мелкой моторики.
  4. Навыки обучения — охватывают такие виды деятельности как сотрудничество с другими людьми, обучение (формальное и неформальное), актуализация навыков с учётом изменений в профессиональной сфере. Также всех респондентов спрашивают о частоте и интенсивности осуществления ими деятельности, связанной с использованием умения читать и считать, а также с использованием ими ИКТ в частной и общественной жизни.
Источник: Международная программа по оценке компетенций взрослого населения. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/research/piaac/info
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Хорошие швейцарские часы можно выбрать здесь, тут и тут
Новые исследования
Популярные исследования