Завершившийся 2007 год стал наиболее успешным для мировой отрасли Public Relations, причём Россия по темпу роста доходов названа одним из наиболее перспективных и быстроразвивающихся рынков PR-услуг, а в 2008 году ожидается продолжение активного роста. Об этом сообщает в ежегодном докладе Международная ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью (The International Communications Consultancy Organization — ICCO), представленная в России AКОС. Сфера связей с общественностью переживает подъём во всём мире. Об этом свидетельствуют данные 22 стран, принявших участие в исследовании ICCO. На всех изученных рынках в 2007 году наблюдался рост доходов, измеряемый в совокупных гонорарах PR-агентств. Во всех странах, охваченных исследованием, агентства в среднем увеличили свои доходы на 14%. Наибольший рост — более 20% — был отмечен на активно развивающихся рынках, таких как Индия, Турция, Объединённые Арабские Эмираты и Россия. В странах Северной и Восточной Европы прирост составил 16%, в Великобритании 17%, а в США, рынок, оцениваемый в $ 4 млрд, показал прирост в 12%. Оказалось, что российская PR-отрасль вышла на третье место в мире по темпу роста доходов в 2007 году, уступая лишь Турции и Индии. По данным ICCO, совокупная выручка российских агентств выросла на 20%, а агентств в Турции и Индии — на 27% и 25% соответственно. Полный текст отчёта ICCO 2007 года можно загрузить по этой ссылке (файл PDF, язык русский). Согласно отчёту, совокупные гонорары агентств — членов АКОС/ICCO Россия, составили € 60-80 млн. за 2007 год. По оценке председателя АКОС, генерального директора агентства Fleishman-Hillard Vanguard Елены Фадеевой, члены ассоциации контролируют около 50% российского рынка PR-услуг. АКОС — российский член ICCO (АКОС/ICCO Россия, основана в 1999 году) — объединяет 21 крупнейшую компанию PR-отрасли, включая такие, как: «Михайлов и партнёры», «Николо М», «Тайный советник», Edelman Imageland, Maslov PR, SPN Ogilvy PR. Финансовые показатели своих членов АКОС не раскрывает. Известна лишь выручка в 2007 году группы Imageland — $ 6,2 млн. (рост 25% к 2006 году). Такие данные привела американская коммуникационная сеть Edelman, в январе этого года купившая 70% бизнеса Imageland PR в России и 50% в Украине. «В 2007 году PR индустрия развивается очень успешно, и мы видим отличные перспективы на 2008 год, — комментирует Елена Фадеева. — Существующая клиентская база продолжает увеличиваться как за счёт российских корпораций, которые более активно используют инструменты PR, так и за счёт роста инвестиций в коммуникации транснациональных компаний. Растёт качество PR образования и как следствие появляется всё больше профессиональных специалистов по связям с общественностью. Эти факторы, а также стабильная политическая и экономическая ситуация в стране, позволяют нам уверено смотреть в будущее и работать над тем, чтобы и в дальнейшем укреплять положение России на мировом рынке PR-услуг». По словам Елены Фадеевой, совокупный заработок всех российских PR-агентств в минувшем году составил примерно € 160 млн. При этом до сих пор у АКОС нет консолидированной оценки клиентских бюджетов, выделяемых на PR. «Мы в АКОС уже решили привлечь к работе независимую исследовательскую компанию, которая даст нам объективную оценку», — уверяет Фадеева. Вместе с тем, в агентстве «Сокур и партнёры» подсчитали, что в 2007 году объём всего российского рынка PR-услуг достиг $ 550-600 млн. (около € 401-438 млн). В агентстве Fleishman-Hillard Vanguard считают, что с учётом бюджетов, которые PR-отделы компаний осваивают самостоятельно, без помощи внешних агентств, объём рынка достиг уже $ 800 млн. (около € 584 млн). Причём из них 40% компании тратят на внешние связи, 30% — на PR-продвижение своей продукции, 20% — на внутренние коммуникации и 10% — на кампании за рубежом и другие услуги. А владелец группы Point Passat Сергей Трофименко не исключает, что бюджеты приближаются к $ 1 млрд. (около € 730 млн). Разночтения в цифрах при оценке российской PR-отрасли постоянно приводят к путанице и различным спекуляциям, поскольку агентства не раскрывают информацию ни о прибылях, ни о суммах своих контрактов. Так, издатель отраслевого журнала «Советник» Владимир Ганин полагает, что: «Тот оптимизм, который попытались заложить в них авторы, при внимательном прочтении букв и слов, заставляет усомниться в том, что для него есть основания, а приводимые цифры хоть как-то соотносятся с реальностью». Это заявление он опубликовал в своём интернет-дневнике. В ICCO рост заработков PR-агентств по всему миру объясняют тем, что связи с общественностью всё активнее обособляются от других маркетинговых дисциплин: креатива, медиапланирования, промо-акций и так далее. К тому же активный рост Интернета и цифровых медиа привёл к тому, что сегодня любой человек может высказывать свои суждения на самые разные темы перед максимально широкой аудиторией. Тем самым менеджмент компаний больше не обладает единоличным контролем над сообщениями, формирующими её репутацию. Поэтому, полагают в ICCO, спрос на PR-услуги и, соответственно, заработки агентств будет расти и дальше. Эксперты прогнозирует, что в 2008 году дальнейший рост индустрии составит от 5 до 30%, в зависимости от страны, а выручка российских агентств в этом году должна вновь увеличиться на 20%. Практически все страны, участвовавшие в опросе в 2007 году, свидетельствовали об увеличении процента расходов на связи с общественностью, по сравнению с другими маркетинговыми дисциплинами. В отчёте названы следующие отрасли с наибольшими перспективами роста в использовании PR: здравоохранение и фармацевтика; финансовые услуги и банки; энергетика; информационные и высокие технологии, а также сектор потребительских товаров и услуг. В частности, в России ожидается рост PR активности в сфере потребительских товаров и услуг, энергетики, финансовых услуг, тяжёлой промышленности, фармацевтики, информационных и высоких технологий. Что касается сегментации по областям деятельности, в России прогнозируют активный рост маркетинговых, антикризисных, социальных и финансовых коммуникаций, а также коммуникаций в области здравоохранения. Во всём мире существует нехватка профессионального персонала — как руководящего, так и менеджеров среднего или младшего звена, отмечается в докладе. Набор и удержание сотрудников по-прежнему являются насущной проблемой PR-агентств по всему миру. Во многих странах агентства пытаются восполнить недостаток образования, организуя свои собственные курсы или налаживая партнёрские отношения с уже существующими школами других регионов, особенно США и Великобритании. АКОС/ICCO Россия: Отчёт ICCO 2007 года (файл PDF, язык русский). |
|