Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Департамент социологии Финансового университета: Рейтинг городов России по активности малого и среднего бизнеса в 2014 году

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Департамент социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет) представил рейтинг городов России по активности малого и среднего бизнеса в 2014 году. Первое место в рейтинге занял Ростов-на-Дону.

Исследование проводилось в рамках проекта оценки качества жизни в крупных российских городах (см. Рейтинг качества жизни в крупных городах России в 2014 году). В данном выпуске представлен сравнительный анализ 35 городов России с населением более 500 тысяч человек. Показатели активности малого и среднего бизнеса городов могут быть использованы для более глубокого понимания того, какая политика должна быть разработана для развития благоприятной бизнес-среды российских городов и какие действия необходимо предпринять для реализации этой политики. Основой рейтинга послужили опросы населения, проведённые в соответствующих городах. Респондентам задавали вопросы на две темы: наличие собственного бизнеса в настоящее время и намерение его создать в ближайшие год-два. Все города ранжировались по результатам суммы ответов на эти два вопроса.

Первые места в рейтинге привлекательности для ведения малого и среднего бизнеса заняли Ростов-на-Дону, Красноярск, Краснодар, Владивосток и Хабаровск. Наименее привлекательными для развития бизнеса стали Новокузнецк, Нижний Новгород, Волгоград, Ярославль и Тольятти. Москва также относится к числу городов, где сложились неблагоприятные условия для развития малого предпринимательства (см. Табл. № 1).

Таблица 1. Рейтинг городов России по активности малого и среднего бизнеса в 2014 году
Рейтинг Город Доля тех, у кого уже есть свой бизнес Доля тех, кто планирует создать свой бизнес в ближайшие год-два
1 Ростов-на-Дону 15% 14%
2 Красноярск 11% 14%
3 Краснодар 9% 16%
4 Владивосток 9% 14%
5 Хабаровск 11% 13%
6 Оренбург 8% 15%
7 Пенза 10% 13%
8 Казань 8% 15%
9 Челябинск 8% 14%
10 Тюмень 7% 14%
11 Ульяновск 6% 14%
12 Новосибирск 8% 12%
13 Астрахань 6% 14%
14 Томск 9% 11%
15 Санкт-Петербург 10% 10%
16 Воронеж 9% 10%
17 Екатеринбург 8% 11%
18 Саратов 7% 11%
19 Ижевск 6% 12%
20 Уфа 5% 13%
21 Барнаул 7% 10%
22 Кемерово 7% 10%
23 Иркутск 5% 12%
24 Набережные Челны 6% 11%
25 Омск 7% 9%
26 Рязань 6% 10%
27 Пермь 6% 9%
28 Москва 6% 9%
29 Самара 7% 7%
30 Липецк 5% 9%
31 Тольятти 4% 9%
32 Ярославль 5% 8%
33 Волгоград 6% 7%
34 Нижний Новгород 4% 7%
35 Новокузнецк 4% 7%

Исследование также позволило получить социально-демографический портрет городского жителя, который стремится стать предпринимателем. Это, прежде всего, молодые люди, студенты из обеспеченных семей и семей среднего достатка. Среди студентов 22% планируют создание собственного бизнеса. Авторы исследования обращают внимание на то, что в США, например, по данным аналогичных опросов службы Gallup 33% молодых людей собираются создать свой бизнес. Это больше чем в России, однако показатели в целом сопоставимы. Значимое различие между Россией и США состоит в том, что в США к предпринимательской деятельности молодые женщины стремятся чаще мужчин, тогда как в России среди будущих предпринимателей с большим отрывом доминируют мужчины. Социально-демографический профиль состоявшихся предпринимателей во многом следует из портрета кандидата в бизнесмены: российские владельцы бизнеса — это, как правило, мужчины 30–50 лет с высшим или дополнительным образованием. В группе тех, кому доходов хватает на удовлетворение любых разумных потребностей, бизнесмены составляют более 40%. Наиболее популярными отраслями для малого и среднего предпринимательства в России являются оптовая и розничная торговля, бытовое обслуживание населения, строительство и ремонт недвижимости, а также различные обрабатывающие производства (см. Таблицу № 2).

Таблица 2. Распределение малых и средних предприятий по отраслям деятельности
Отрасли Доля малых и средних предприятий, действующих в данной отрасли
Оптовая и розничная торговля; бытовое обслуживание населения, ремонт различной техники 38%
Строительство, ремонт недвижимости 11%
Обрабатывающие производства (машиностроение, производство продуктов питания и тому подобное) 11%
Маркетинг, реклама, PR, компьютерный сервис и прочее обслуживание предприятий 9%
Транспорт и связь 8%
Образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство, социальные услуги 7%
Операции с недвижимостью 5%
Гостиницы и рестораны 3%
Сельское и лесное хозяйство 2%
Финансовая деятельность (банки, страхование, инвестиции) 2%
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (электроснабжение, газо- и водоснабжение) 1%
Наука и исследования 1%
Источник: Департамент социологии Финансового университета: Рейтинг городов России по активности малого и среднего бизнеса в 2014 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 16.12.2014. 08:50. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/16/7018
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Публикации по теме
Последние новости
Популярные новости