Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Инновационный метод: новая парадигма науки и практики. Вячеслав Дудченко

Вячеслав Сергеевич Дудченко (1940–2007) — доктор социологических наук, специалист в областях стратегического менеджмента, организации бизнеса, инноватики, менеджмента, маркетинга, развития персонала, организационного развития и методологии, создатель концепции онтосинтеза, автор многих научных работ. Известен как один из основателей управленческого консультирования в бывшем Советском Союзе и первый президент Национальной Гильдии профессиональных консультантов России. Представленная здесь статья впервые опубликована в 1996 году в журнале «Социология управления».

Пожалуй, одно несомненно в нашем противоречивом мире — увеличивается непредсказуемость социальных событий и процессов, а вместе с тем все настойчивее становится необходимость изыскать способы научного предсказания и управления ими. Нужны новые методы решения проблем, которые соответствовали бы сложности современной ситуации, были ориентированы на действие в условиях высокой неопределённости, снимали бы разорванность мира и отчуждение людей. Для решения подобных задач требуются новый стиль мышления, новые способы организации деятельности.

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке сформировались принципиально новые подходы к исследованию и разрешению кризисных ситуаций. Специалисты в области управления, экономики и социологии, а также искусственного интеллекта и психологии разработали специальные средства.

К их числу можно отнести такие технологии и техники, как системный и ситуационный анализ, компьютерное моделирование, сценарный метод, исследование действием, методы развития персонала, активные методы обучения, в том числе различные виды тренинга, методы управленческого консультирования и организационное развитие. Еще 15 лет назад, когда наше общество только готовилось встать на путь радикальных реформ, в сфере социологии управления и организаций, а конкретнее в области инноватики, зародились базовые идеи инновационной методологии, направленной на решение нестандартных проблем, возникающих буквально по всему полю общественной жизни.

Научно построенный метод — это система принципов, моделей и процедур для познания и преобразования действительности. Инновационный метод решает эти задачи в комплексе.

  1. Первой формой инновационного метода, где гармонично соединились метод и форма его реализации, была инновационная игра, которая определялась как метод исследования и развития организаций. В ходе его практического использования выявились ещё более широкие возможности (метод исследования и развития социальных систем). Однако специфика метода в этом определении не схватывалась. После ряда модификаций выкристаллизовалась дефинитивная форма, инновационный метод представлен как самотрансформирующееся средство исследования и практического преобразования социальных систем за счёт организации опыта саморазвития участников. Инновационный метод изначально строился как открытая и способная к саморазвитию система принципов, ценностей и правил работы по анализу и разрешению проблемных и кризисных ситуаций.
  2. Вторая форма инновационного метода — программная. Первая программа инновационной игры содержала 8 подпрограмм: выработки решений, проектирования, программирования, обучения, тренинга, рекреации, исследований и организации игры. Наряду с предписанием способов и средств мыслительной работы группы по решению проблем она включала и «человекоориентированные» блоки, необходимые для того чтобы люди начали практически использовать эти средства.
  3. Третья форма инновационного метода — социотехнологическая. В 1987 году опубликована «Программа инновационной игры», построенная на принципах работы соци­альных технологий. Эта программа включала такие технологические блоки, как программа организации инновационных игр, технология группового решения проблем, техники мышления программа групповой работы и организации дискуссий, программа организационного тренинга, программа социально-психологического тренинга и мето­дика определения эффективности инновационных игр. Каждый блок технологически организован, он состоял из процедур, операций и техник.
  4. Четвёртая форма инновационного метода — «императивная». Она выросла из расщепления инновационной игры на метод и форму, в результате чего на свет явился инновационный семинар, а также из формулирования принципов, составляющих содержание инновационного метода.

Правила, выраженные в виде требований инновационного метода, выглядят так:

  1. Занимайтесь своими затруднениями и проблемами.
  2. Разрешайте затруднения вместе с другими людьми.
  3. Концентрируйтесь на содержании затруднения.
  4. Прорывайтесь к действительному содержанию затруднения.
  5. Вырабатывайте новое видение себя, своих возможностей, мира в целом.

Инновационный метод позволяет органично соединить исследование затруднений, обучение новым средствам и способам разрешения затруднений, а также практическое действие, направленное на снятие этих затруднений. Сочетание правил инновационного метода и базовой типологии действий по исследованию, обучению и практическому действованию позволяет сконструировать пятую форму представления инновационного метода — матричную.

Первые четыре формы достаточно полно описаны в литературе, поэтому целесообразно остановиться на матричной модели. Именно здесь с наибольшей очевидностью представлены идеи, задающие новую парадигматику в общественных науках и в социальной практике.

Инновационный метод: матричная модель

Правила метода Виды деятельности
Исследование Обучение Действие
Занимайтесь своими затруднениями и проблемами 1,1 1.2 1,3
Разрешайте свои затруднения вместе с другими людьми 2,1 2,2 2,3
Концентрируйтесь на содержании затруднения 3.1 3,2 3,3
Прорывайтесь к действительному содержанию затруднения 4,1 4,2 4,3
Вырабатывайте новое видение себя, своих возможностей, мира в целом 5,1 5,2 5,3

Цифрами обозначены номера «полей» (блоков), которые образуются на пересечении столбцов «правила метода» и «виды деятельности».

Рассмотрим таблицу. Первое правило задаёт новое «поле», новый предмет и новые проблемы для исследовательской деятельности (1.1).

Предметом является связь зат­руднения (проблемы) и человека. На основе статуса «своих» и «не своих» затруднений (проблем) строится их типология. Каков генезис субъективного происхождения проблем? Какова реакция человека на то, что он называет «проблемами»? Какие внутренние механизмы в человеке запускает ситуация, осознанная как проблема? Особую важность в связи с этим представляют механизмы мотивации и ответственности. Невозможно перейти к осмысленной работе с затруднениями, не изучив контекст приобретения ими онтологического, культурно-семиотического и аксиологического статусов. Такие явления, как гибель людей от голода и войн не становятся для нас «своей» проблемой, а вот тесная обувь переживается как «своя».

Небезынтересен процесс постоянной интервенции людей в дела других, попытки решать чужие проблемы.

Для исследования этих вопросов нужны новые исследовательские средства, которые и предлагаются в рамках инновационного метода. Так, в практике инновационных семинаров для работы в исследовательских блоках 1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1 используются следующие виды исследований:

  1. Диагностика. В ходе применения инновационного метода используются три вида диагностики: диагностика социальной системы, диагностика конкретных ситуаций и диагностика проблем. Специфика диагностики социальной системы, в отличие от предметного исследования, состоит в том, что, во-первых, объектом выступает жизненная целостность (а не её предметный срез), во-вторых, она направлены на выявление её индивидуальных особенностей (а не закономерностей) и, в-третьих, диагностика ориентирована на использование своих результатов в решении практических проблем. Диагностика конкретных ситуаций осуществляется за счёт метода ситуационного анализа, детально разработанного в рамках инновационной методологии. В качестве инструмента используется модель ситуационной структуры. Диагностика проблем заключается в их выявлении и специальной работе с ними. Она включает такие процедуры:

    • расширение смыслового поля проблемы,
    • работа с границами проблемы,
    • отделение онтологии проблемы от оценок, описаний и мнений,
    • трансформация проблемы,
    • формулировка проблемы-причины.
  2. Предметные исследования проводятся на предварительной стадии, в ходе инновационного семинара и на постсеминарской стадии специалистами в самых разных областях — психологии, социологии, экономике. Специфика предметных исследований— нетрадиционные области, объекты и предметы исследования, повышенные требования к обоснованности и валидности инструментария, к качеству исследования: в целом» а также осмысленность использования результатов на практике.
  3. Системные исследования дают возможность изучать общесистемные характеристики и динамику организации, её организационный порядок и системные механизмы в ходе консультационной деятельности социолога. События на инновационном семинаре рассматриваются как репрезентационные (в отличие от имитационных) модели организационных норм и отношений. В центре внимания системного исследователя стоит взаимодействие между инновационным семинаром, имеющим дело с представителями организации как с репрезентационной группой, и социальной системой, представленной данной группой. Это взаимодействие задаёт новый системный объект, образуемый последовательным включением участников (группа консультантов — группа участников — коллектив организации — социальная среда организации). Объект системного исследования, как видим, сложная естественно-искусственная социальная система, изучение которой становится научной основой её развития.
  4. Техническое исследование — это исследование процесса использования инновационного метода, направленное на совершенствование организации инновационных семинаров и инновационного метода в целом. Такое исследование ’— один из моментов деятельности по организации инновационного семинара и проводится с целью воспроизводства и развития этой деятельности. Оно носит «технический» характер и осуществляется самими организаторами либо специально подготовленными исследователями. Так, в зависимости от целей может проводиться анализ техники организации рабочего процесса, анализ эффективности коммуникации, процессов понимания, конфликтов и тому подобного. Основной акцент в техническом исследовании сделан на анализе того, 1) как работают используемые на семинаре средства, а именно теоретические модели, методики, процедуры и техники работы, 2) к каким результатам приводит их применение. Особый интерес для технического исследования представляют расхождения между запланированными и реальными событиями. В расхождении проявляются онтологические свойства ситуаций, оказавшиеся неохваченными рефлексией участвующих в семинаре. Расхождения дают богатую информацию для корректировки, развития, трансформации средств, используемых в инновационном семинаре, а также для поиска и разработки новых. Техническое исследование — составная часть деятельности каждого консультанта.
  5. Рефлексивное исследование — одна из самых сложных процедур, поскольку включает метод интроспекции: самонаблюдение, изучение психических процессов на основании наблюдения над собственным сознанием. Д. Локк считал, что «идеи рефлексии —это действия ума в отношении его других идей». Отсюда следует, что рефлексия — изучение умом самого себя. На инновационных семинарах используется многообразный понятийный и методический аппарат рефлексивного анализа. Для работы создаётся специальная ситуация, соответствующая обстановка, физическое и психологическое пространство, вводятся такие понятия, как «рефлексивный выход», «рефлексивная позиция», «рефлексивное отношение», «рефлексивное поглощение» и другие; вводятся специальные процедуры и техники. В результате многократного использования процедур рефлексивного исследования на инновационных семинарах возникают достаточно сложные рефлексивные структуры, выполняющие функцию саморефлексивности. На основе полного и многостороннего осознания происходящих событий участники семинара строят работу по повышению эффективности коммуникации и деятельности.

Содержание «поля» 1.2 составляют процессы, механизмы и инструменты обучения человека взаимодействию с затруднениями и проблемами, их онтологическому видению и пониманию. Очень важно научить воспринимать затруднение или проблему как всего лишь одну из бесконечного количества возможных интерпретаций обстоятельств или ситуации. Одна из главных задач инновационного обучения — научить гибкости мышления при взаимодействии с проблемами, не быть объектом манипуляции со стороны собственных стереотипов и выработанных обществом программ. Речь идёт об изучении множества культурных кодов, выходе за рамки существующих культурных пространств, умении конструктивно преодолевать их.

В «ходе» 1.3 содержатся предписания, программы и инструменты практического действования по нетрадиционному осмыслению и видению затруднений, по трансформации мышления, пониманию и практической модификации затруднений и проблем. Идентифицировав «свою» проблему, человек включает мощный мотивационный и энергетический механизм работы с ней. Снимая «свои» затруднения, человек освобождает себя для дальнейших действий. Затруднение будет «своим» в том случае, если оно препятствует продуктивной деятельности. «Свои» затруднения локализованы в самом человеке. С точки зрения инновационной методологии, отчуждённая позиция социолога-консультанта как стороннего наблюдателя неэффективна. Консультант, использующий инновационный метод, в первую очередь применяет его к собственным профессиональным и личностным затруднениям. Разрешая или снимая их, он тем самым проявляется в роли профессионала по отношению к социальным системам и людям, с которыми работает (правило 2) и получает статус «сапожника с сапогами» в отличие от других способов работы социолога).

Второе правило инновационного метода основано на положении о том, что позитивные изменения в ситуации или в самом человеке происходят в рамках социальной группы и благодаря её усилиям. Человек связан с окружением тысячами нитей. Эти связи существуют постольку, поскольку данный человек таков, каков он есть, и окружающие предполагают его таковым. Чтобы человек как-то изменился, должны быть изменены социальные связи. Отсюда вытекает невозможность для человека изменений вне и в изоляции от ближайшего окружения, в частности от той группы, куда он входит.

Предметом исследований (2.1) являются процессы взаимодействия человека и группы в процессе изменений. Изучаются индивидуальные и групповые реальности, проблемы, возникающие в ходе изменений, группорая динамикя и социокультурные трансформации группы в ходе изучения, осмысления, понимания и реинтерпретации группой кризисных явлений, а также сами эти процессы. Ключевыми здесь становятся вопросы взаимодействия групповых и индивидуальных механизмов изменения, динамики жизни группы как целостного организма и влияния этой динамики на отдельные части организма — на членов группы и их сочетания. Один из объектов исследования — групповая деятельность по решению проблем и снятию затруднений.

Блок 2.2 содержит идеи, принципы, средства и процедуры обучения совместной работе по изучению и разрешению проблемных ситуаций. Сам процесс обучения также становится предметом освоения (члены группы постоянно учатся учиться). Этот методический блок предлагает новые средства высокоэффективного обучения* процедурам и техникам групповой мыслительной работы, формирования и трансформации группового сознания, групповой мотивации и энергетики, группового действия. Инновационное обучение направлено на выработку у членов группы продуктивных реакций на кризисные ситуации, чувствительности к новому, на выработку новых идей и навыков самотрансформации. Базовые идеи и принципы инновационного обучения состоят в следующем:

  1. Основа эффективности обучения — построение его на базе организации группового сшеямя своих проблем.
  2. Обучение — вид исследовательской работы.
  3. Инновационное обучение — это всегда развитие человека и группы.
  4. Основная форма инновационного обучения— интенсивное погружение.
  5. Инновационное обучение строится на убеждении в том, что все люди талантливы с детства.
  6. Учебная работа строится от сложного к простому («принцип сведения» Р. Декарта).
  7. Логика инновационного обучения состоит в движении от действия (практики) к знаниям и концепциям.
  8. Знание не привносится извне, а выращивается в сознании человека на материале сверхбольших объёмов информации.
  9. В инновационном обучении максимально активизируются и задействуются резервные возможности сознания, психики и мышления.
  10. Обучению и развитию участников способствует процесс интенсивного развития группы.

Инновационное обучение строится на базе ряда новых теоретических концепций (например, на концепциях репрезентационного моделирования, теоретической модели взаимодействия, модели «субъект — матрица», концепции саморазвивающихся социальных систем и других), а также на базе наиболее эффективных форм обучения. Так, на инновационных семинарах используются более десяти различных типов тренинга — инновационный, социоинженерный, рефлексивный, организационный и так далее.

Блок 2.3 содержит средства организации продуктивной групповой работы по разрешению проблемных и кризисных ситуаций, а также работы, направленной на самотрансформацию группы. Этот блок направлен на формирование группового действия. В групповой работе участники сами устанавливают нормы взаимодействия, выбирают средства работы, имеют возможность влиять на ход событий. Групповая работа позволяет использовать разделение труда, специализацию, механизм соревнования и получить синергический эффект, который состоит в том, что результаты групповой работы превышают простую сумму результатов работы её отдельных членов (формула 2×2 = 5). В процессе групповой работы происходит обмен опытом, выявляются картины мира участников, активизируется творческий потенциал каждого, возрастает групповая и индивидуальная энергетика, происходят изменения и трансформации взглядов, групповых норм, ценностных структур, способов взаимодействия, рождаются новые идеи, что и приводит к разрешению затруднений членов группы.

Программа групповой работы в рамках инновационного метода включает следующие процедуры:

  1. Группообразование.
  2. Организация позиционной динамики.
  3. Организация сотрудничества.
  4. Организация соревнования.
  5. Использование конфликта в конструктивных целях.

Каждая процедура состоит из операций, а операция — из отдельных техник.

Процедура, операция и техника — элементы социальной технологии. Они строятся на теоретических моделях и аккумулируют огромный практический опыт. К примеру, только позиционная палитра инновационного метода включает 9 типов и более 50 видов позиций. Такие модели используются как:

  • исследовательский инструмент,
  • инструмент обучения,
  • инструмент организации практических действий.

Третье правило инновационного метода предписывает предельную концентрацию и глубокое погружение в содержание затруднения. Великие открытия и крупные изобретения рождались именно в результате концентрации и погружения.

Перебирая сотни и тысячи аспектов проблемы и вариантов решения, человек исчерпывает уровень современных ему знаний, выходит на идеи, которых никогда небыло в данной культуре. Эдисон провёл около 10 тысяч опытов, прежде чем изобрёл электрическую лампочку. В соответствии с направленностью блока 3.1 предметом исследования здесь является процесс концентрации группы и индивида на затруднении. Изучается способность участников к концентрации, её связь с пониманием и действием, эффективность различных техник концентрации, влияние концентрации на мотивацию к последующим практическим действиям, роль малой группы. Важной областью исследований выступает механизм действия социальных стандартов и стереотипов, их идентификация и преодоление, а также главный результат глубокого погружения — пограничные состояния сознания, позволяющие дистанцироваться от стандартов и стереотипов, войти в состояние инсайта и осмыслить затруднение в многомерном контекстном пространстве.

Блок 3.2 предполагает обучение членов группы техникам концентрации, работе со своими границами и ограничениями, идентификации затруднений и проблем, техникам вхождения в пограничные состояния и их использованию для реконструирования первичного жизненного опыта и выходу в сферу онтологии. Основное средство, позволяющее осознать вышеупомянутые процессы и повысить эффективность самообучения, — это техника сталкинга. Сталкинг (от англ. stalking — подкрадываться) — отслеживание собственных реакций и состояний, возникающих в ответ на воздействие извне. В широком смысле сталкинг—стратегический контроль собственного поведения. Эта техника позволяет наблюдать проявления собственной личности во взаимодействии с другими людьми. Это не размышление, не оценка, а прямое наблюдение, способность отдавать себе отчёт в происходящем. Речь здесь идёт о концентрации на связке содержания затруднения и проявлений личности. Используя подобную технику, можно избежать потери собственной индивидуальности. Ведь обучение это, с одной стороны, изменение, а с другой — сохранение своей индивидуальности.

Блок 3.3 предписывает конкретные процедуры и действия по использованию концентрации в продуктивных целях, а также формы и методы организации соответствующих групповых процессов и актов. Концентрация достигается за счёт следующих техник и форм работы:

  1. Интенсивное погружение: работав течение нескольких дней с 9 до 23 часов.
  2. Смена форм работы над содержанием затруднения: в день иногда меняется до 12 форм работы.
  3. Рефлексивные техники — используется несколько десятков таких техник.
  4. Сталкинг.
  5. Медитационные техники.
  6. Техники релаксации и энергетизации.

Четвёртое правило инновационного метода фиксирует необходимость рассматривать затруднение как одну из возможных интерпретаций ситуации, что влечёт за собой необходимость прорыва к действительному, онтологическому его содержанию либо к осознанию того, что такого содержания нет. В основе лежит «интерпретационная схема» — понятийный конфигуратор, задающий контекст и способ осмысления тех или иных фактов жизни. Обычно люди пользуются схемами, которые позволяют комплексно оценить практические ситуации и принять верное решение. Но в нестандартных ситуациях естественные интерпретационные схемы чаще всего не срабатывают, и возникает необходимость в создании искусственных интерпретационных схем либо в отказе пользования ими вообще.

Предмет исследования (4.1) — взаимодействие индивида или группы с разными реальностями, порождаемыми разными интерпретационными схемами. Объекты — жизнь в различных реальностях, выход за их границы, одновременное существование человека в разных реальностях и на их пересечении, способы и механизмы порождения реальностей разными людьми, возможности осознанного контроля над этим процессом. Важный аспект — работа с природой дистинкций и глосс, шире — с механизмами социокультурной детерминированности мышления, сознания и действий.

Блок 4.2 определяет возможности и средства обучения свободному оперированию социокультурными кодами и состояниями сознания, а также выходу за рамки социокультурной детерминированности. Речь идёт об обучении человека и группы рефлексивному, осознанному отношению ко всему, что сними происходит, пониманию природы интерпретационного механизма, выходу из зоны манипулирования, освобождению от предзаданных мыслей и действий. Цель — формирование человека с открытым сознанием, способного ассимилировать бесконечное богатство мира.

Блок 4.3 предписывает практические действия по преодолению предопределённости восприятия, мыслей и действий, выходу к действительному содержанию затруднений. Люди испытывают жесточайшую фрустрацию, когда начинают разбирать привычный мир. Поэтому использовать инновационный метод можно лишь тогда, когда осознана невозможность жить по-старому, тщетность усилий по разрешению жизненных затруднений средствами, существующими у человечества сегодня, когда есть сильное желание изменить жизнь и проявляется жгучее любопытство к новому, особенно метафизическому или запредельному.

Пятое правило метода предписывает выработку нового видения себя, своих возможностей и мира в целом. Преодоление (либо снятие) затруднений возможно лишь при условии генерирования новых идей, нового понимания себя и других. Эти процессы и есть предмет исследования (5.1). Изучаются сущность и природа нового, механизмы его рождения, возможности изменения и трансформации существующего, индивидуального и группового порождения нового, взаимодействие нового с уже существующим. Теоретические предпосылки исследования состоят в следующем:

  1. Мир непрерывно меняется.
  2. Этот процесс — главный материал создаваемой людьми реальности.
  3. Повторение одного и того же невозможно (в силу пункта 1).
  4. Старое не существует (в силу пунктов 1 и 2).
  5. Культурные образцы и программы сформированы старым, уже не существующим миром и соответствуют только ему.
  6. Мы воспроизводим образцы и программы, а не мир.
  7. Упорядоченный образцами и программами материал мира — это псевдореальность, выступающая для людей как реальность жизненного мира.

Блок обучения 5.2 предполагает освоение средств, позволяющих порождать, развивать и реализовывать новое, приобретать новый опыт, формировать новые образцы деятельности. Поскольку старые средства неспособны давать новый результат, предполагается, что порождение новых средств и обучение им — существенный момент инновационного обучения. Один из наиболее эффективных методов инновационного обучения—инновационный тренинг.

Он рассматривается как средство интенсивного приобретения участниками опыта саморазвития и продуктивной деятельности. Общая цель тренинга — повышение чувствительности к новому и получение нового опыта. Содержание нового опыта в инновационном тренинге — деятельность по формированию нового видения и успешного решения проблем в ситуациях высокой неопределённости, создаваемых путём раскладывания на составные элементы образцов и программ, смягчение границ и стереотипов, формирование многомерного интерпретационного пространства. В ходе тренинга создаются ситуации, требующие самостоятельной выработки новых представлений о продуктивных действиях, а также новых способов их осуществления. Учебным материалом выступают жизненный и профессиональный опыт участников, опыт действий в тренинговой группе, а также пусковые задачи творческого характера. Усвоение и выработка новых умений происходит в диалогической форме, а также в форме самопроявления, творчества и самореализации.

Блок 5.3 предписывает действия в результате которых рождается новое, — новые идеи, состояния, видение, понимание, действия, ситуации, процессы, системы, реальности. Средства, помогающие получать искомый результат, можно представить следующей типологией:

  1. Рациональные методы (логико-математические, методологические, компьютерные).
  2. Ассоциативные (мозговая атака, синектика, модерация, ассоциативный круг, метод свободных ассоциаций, реверсированная мозговая атака).
  3. Медитационные (трансцендентальная медитация, динамическая медитация, медитация на проблеме).
  4. Контекстуальные (изменение контекста жизни человека за счёт таких средств, как музыка, запахи, живопись, пространственно-предметные трансформации).
  5. Опытно-практические (создание ситуаций, в которых синтезируются новые виды деятельности).
  6. Ориентированные на работу с подсознанием (методы решения проблем раджа-йоги, техники сновидений, гипноз, методы введения в транс, некоторые виды тренинга).
  7. Психотропные средства (галлюциногены, наркотические вещества, алкоголь). Последние два типа средств выхода на новое могут практиковаться только профессионалами и в большинстве случаев — только с профессиональными группами.

Матрица инновационного метода даёт достаточно полное представление об этом методе. Она служит средством, прокладывающим путь к новой парадигме в науке, задающим основные контуры новой управленческой практики.

Библио­графия:
  1. Дудченко B. C. Инновационная игра как метод исследования и развития организации // Активные методы обучения. Ярославль, 1982.
  2. Дудченко B. C. Инновационные игры. Таллинн, 1989.
  3. Дудченко B. C. Программа инновационной игры. Ярославль, 1987.
  4. Дудченко B. C. Инновационная методология в практике решения проблем // Участие социологических служб в реализации нововведений на предприятиях. — М., 1990.
  5. Прохоров Ю. А. Социологические проблемы инновационной диагностики: Автореф. дис. М„ 1989.
  6. Дудченко B. C. Ситуационные структуры в организации // Системные исследования. Ежегодник, 1983. — М., 1983.
  7. Дудченко B. C. Программа инновационной игры. Ярославль, 1982.
  8. Щедровицкий Г. П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). — М., 1975.
  9. Локк Д. Соч. в 3-х томах. Т. 1. — М., 1985.
  10. Дудченко B. C. Рефлексивные структуры в инновационных играх // Проблемы развития и освоения интеллектуальных систем. — Новосибирск, 1986. II. Санчес В. Учение Дона Карлоса. Практическое применение произведений Карлоса Кастанеды. — М., 1995.
  11. Дудченко B. C. Методологические проблемы построения единых интерпретационных схем в процессе обучения руководителей // Труды по последипломному обучению. Таллинн. 1986.
Источ­ник: Инновационный метод: новая парадигма науки и практики. Вячеслав Дудченко. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 20.03.2007. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3733
Реклама:
Публикации по теме
Новые статьи
Популярные статьи