Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Джин Шарп. От диктатуры к демократии. Глава 3. Откуда берётся сила?

Естественно, добиться свободы мирным путем — не простая задача. Она требует большого стратегического умения, организации и планирования. Что важнее всего, она требует силы. Демократы не могут надеяться свергнуть диктатуру и добиться политической свободы без способности эффективно применить собственную силу. Как это можно осуществить? Какую силу может мобилизовать демократическая оппозиция, чтобы она оказалась достаточной для уничтожения диктатуры и её широкой военной и полицейской системы? Ответ заключается в часто игнорируемом понимании политической силы. Изучить её сущность не так трудно. Некоторые основные понятия довольно просты.

Сказка о «повелителе обезьян»

Притча китайского автора Лиу Джи, написанная им в XIV веке, например, весьма чётко характеризует забытое понимание политической власти: 7

«В феодальном государстве Чу жил старик, который держал в качестве прислуги обезьян. Жители Чу называли его «Джу гонг» (повелитель обезьян). Каждое утро старик собирал обезьян в своём дворе и приказывал старейшей обезьяне вести остальных в горы собирать фрукты с деревьев и кустов. По правилу каждая обезьяна должна была отдавать одну десятую собранного старику. Тех, кто не делал этого, безжалостно пороли. Все обезьяны жестоко страдали, но не решались жаловаться. Однажды маленькая обезьянка спросила остальных: «Сажал ли старик эти фруктовые деревья и кустарники?» Остальные ответили: «Нет, они сами выросли». Тогда маленькая обезьяна опять спросила: «Разве мы не можем собирать фрукты без разрешения старика?» Остальные ответили: «Да, можем». Маленькая обезьяна продолжала: «Тогда почему мы должны зависеть от старика, почему мы все должны служить ему?» Не успела маленькая обезьяна закончить говорить, как все обезьяны внезапно поняли и пробудились. Той же ночью, увидев, что старик уснул, обезьяны разрушили барьеры, за которыми их держали и полностью разрушили частокол. Они также забрали фрукты, которые старик держал в хранилище, унесли их в лес и больше не возвращались. В конце концов, старик умер от голода». Ю-ли-зи говорил: «Некоторые правят своими народами с помощью трюков, а не справедливых принципов. Разве они не похожи на повелителя обезьян? Они не подозревают о своей глупости. Как только их народ образумится, их трюки больше не пройдут».

Необходимые источники политической власти

Принцип прост. Диктаторы нуждаются в помощи людей, которыми они правят, без этого они не в состоянии обеспечить и сохранить источники политической власти. Такие источники политической власти включают в себя:

  1. Авторитет — уверенность людей, что власть является законной и что их моральный долг подчиняться ей.
  2. Человеческие ресурсы — число и значение лиц и групп, которые подчиняются, сотрудничают или предоставляют помощь правителям.
  3. Умения и знания, необходимые режиму для выполнения конкретных действий и предоставляемые сотрудничающими с ним лицами и группами.
  4. Нематериальные факторы — психологические и идеологические факторы, заставляющие людей подчиняться и оказывать помощь правителям.
  5. Материальные ресурсы — степень контроля или доступа правителей к имуществу, природным ресурсам, финансовым ресурсам, экономической системе, а также средствам связи и транспорта.
  6. Санкции — необходимые для существования режима и проведения его политики наказания, грозящие или применяемые против непослушных или отказывающихся сотрудничать, чтобы заставить их подчиниться и сотрудничать.

Все данные источники, однако, зависят от принятия режима, от подчинения и послушания населения, от сотрудничества многочисленных людей и многих институтов общества. Их присутствие не может быть гарантировано. Полное сотрудничество, послушание и поддержка увеличивают число необходимых источников силы и, соответственно, расширяют возможности власти любого правительства. С другой стороны, сокращение сотрудничества с агрессорами и диктаторами со стороны народа и институтов может истощить источники силы, от которых зависят все правители. Без таких источников власть правителей ослабляется и в конечном итоге тает.

Естественно, диктаторы чувствительны к действиям и идеям, которые угрожают их возможности поступать, как им хочется. Поэтому они предпочитают угрожать и наказывать тех, кто не подчиняется, бастует или отказывается сотрудничать. Однако это ещё не всё. Репрессии, даже жестокость, не всегда обеспечивают возврат к необходимому уровню подчинения и сотрудничества, позволяющему режиму функционировать.

Если, несмотря на репрессии, источники силы могут быть ослаблены или перекрыты на достаточное время, первоначальным результатом для диктатуры станут неуверенность и замешательство. Затем может последовать явное ослабление власти диктатуры. Со временем исчезновение источников силы может вызвать паралич и бессилие режима и в серьёзных случаях его развал. Власть диктатуры постепенно или быстро исчезнет от политического истощения.

Из этого следует, что свободолюбие или тирания любого правительства в большой степени являются отражением решимости народа оставаться свободным и его желания и способности противостоять попыткам порабощения.

Вопреки распространённому мнению даже тоталитарные диктатуры зависят от населения и общества, которым они правят. Политолог Карл Дойч в 1953 году отметил: «Тоталитарная власть сильна только тогда, когда её не нужно слишком часто применять. Если тоталитарную власть приходится использовать постоянно против всего населения, она едва ли останется сильной в течение длительного времени. Поскольку тоталитарные режимы требуют больше власти для управления своими подданными, чем другие формы правления, таким режимам требуется более широкая и надёжная привычка к подчинению среди людей; более того, им приходится при необходимости полагаться на активную поддержку, по крайней мере, значительной части населения». 8

Английский теоретик права XIX века Джон Остин описал положение диктатуры перед лицом разочарованного народа. Он утверждал, что, если большинство населения полно решимости ликвидировать правительство и для этого готово терпеть репрессии, тогда мощь правительства, включая тех, кто его поддерживает, не спасет ненавистное правительство даже при иностранной поддержке. Остин заключает, что борющийся народ невозможно вернуть к постоянному подчинению и покорности.

Никколо Макиавелли ещё раньше утверждал, что правитель, «… для которого все общество является врагом, не может чувствовать себя в безопасности; чем больше жестокость, тем слабее становится его режим». 10

Политическое применение на практике данных положений продемонстрировано героическими борцами сопротивления в Норвегии против нацистской оккупации и, как упоминалось в главе 1, мужественными поляками, немцами, чехами, словаками и многими другими, которые оказали сопротивление коммунистической агрессии и диктатуре и, в конце концов, способствовали крушению коммунистического правления в Европе. Это, конечно, не новое явление: случаи ненасильственного сопротивления известны ещё примерно с 494 года до новой эры, когда плебеи лишили своей поддержки своих римских хозяев — патрициев. 11 Ненасильственная борьба применялась в различные эпохи народами не только Европы, но и Азии, Африки, Северной и Южной Америки, островов Тихого океана.

Таким образом, к трём наиболее важным факторам, определяющим, до какой степени власть правительства будет контролироваться или оставаться бесконтрольной, относятся:

  1. Относительное стремление населения устанавливать границы власти правительства.
  2. Сравнительная способность независимых организаций и институтов подданных коллективно перекрывать источники силы.
  3. Относительная способность населения отказывать в согласии и поддержке.

Центры демократической власти

Одной из характеристик демократического общества является существование множества неправительственных групп и институтов, независимых от государства. Например, сюда входят семьи, религиозные организации, культурные ассоциации, спортивные клубы, экономические институты, профсоюзы, ассоциации студентов, политические партии, деревни, ассоциации по месту жительства, кружки садоводов, правозащитные организации, музыкальные группы, литературные общества и другие. Такие органы важны преследованием собственных целей, а также помощью в достижении социальных целей.

Кроме того, данные органы имеют большое политическое значение. Они обеспечивают групповую и институциональную основу, с помощью которой люди могут оказывать влияние на управление обществом или препятствовать другим группам или правительству, когда те несправедливо ущемляют их интересы, препятствуют деятельности или достижению целей. Отдельные лица, не являющиеся членами таких групп, обычно не могут оказать значительное влияние на остальную часть общества, не говоря уже о правительстве, и, конечно же, о диктатуре.

Соответственно, если автономия и свобода таких органов отбираются диктатурой, население становится сравнительно беспомощным. Кроме того, если подобные институты сами могут находиться под диктаторским контролем центрального режима или заменяться новыми подконтрольными организациями, их можно использовать для господства как над отдельными членами, так и над слоями общества. Однако если можно сохранить или возвратить автономию и свободу таких независимых гражданских институтов (находящихся вне контроля правительства), они становятся весьма важными для применения политического неповиновения. Общей чертой приведённых примеров уничтожения или ослабления диктатуры является решительное массовое применение политического неповиновения со стороны населения и его институтов.

Как говорилось выше, данные центры силы обеспечивают институциональную основу, с помощью которой население может оказывать давление или сопротивление диктаторскому правлению. В будущем они станут частью наиболее важной структурной основы свободного общества. Таким образом, сохранение их независимости и развитие часто являются обязательными условиями успеха освободительной борьбы.

Если же диктатура с успехом уничтожила или поставила под контроль независимые органы общества, важно, чтобы борцы создали новые независимые социальные группы и институты или вернули демократическое управление оставшимися или частично контролируемыми органами. Во время венгерской революции 1956–1957 годов возникло множество истинно демократических советов, которые даже объединялись друг с другом, образовав на несколько недель целую объединённую систему институтов и органов самоуправления. В Польше в конце 1980 года рабочие создали подпольные профсоюзы «Солидарность» и в некоторых случаях брали под контроль официальные профсоюзы, находящиеся под коммунистическим управлением. Такие институциональные изменения могут иметь весьма важные политические последствия.

Естественно, сказанное не означает, что ослабление и уничтожение диктатуры — легкая задача или что каждая попытка увенчается успехом. Конечно, это не означает, что борьба не приведёт к жертвам, так как служители диктаторов будут давать отпор в попытке заставить население возобновить сотрудничество и послушание. Однако приведённый выше анализ власти означает, что преднамеренное уничтожение диктатуры возможно. Диктатура обладает характерными особенностями, которые делают её весьма уязвимой к умело применяемому политическому неповиновению. Рассмотрим данные особенности более подробно.

Приме­чания: Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце книги.
Источник: Gene Sharp. From Dictatorship to Democracy. The Albert Einstein Institution, 1993. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 10.08.2009. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3200/3203
Содержание
Новые статьи
Популярные статьи