Автор статьи: Сергей Валентинович Попов — президент Международной методологической ассоциации (ММАСС), профессор Высшей школы экономики. |
|
ВведениеОпределяющая характеристика современного мира — борьба за право и возможность осуществления общественных изменений 1. Тот, кто получает эту возможность и чьи способы оказываются наиболее эффективны и более легитимны 2, становится распорядителем гигантских высвобождающихся ресурсов — как человеческих, так и ресурсов власти, управления, контроля над финансовыми и материальными потоками. Если в XX веке борьба шла за владение материальными ресурсами, затем — новыми технологиями, то в XXI веке борьба идёт за овладение схемами общественного переустройства. Начало этому процессу было положено, видимо, в России, после революции 1917 года, и выхода России в конце тридцатых годов на мировую арену в качестве одной из сильных стран мира. Стало очевидным, что изменение общественного устройства обеспечило появление такого количества ранее связанного и не введённого в оборот ресурса, что это превратило СССР за кратчайшие сроки в ведущую державу мира 3. Мир после Второй Мировой войны превратился в карту экспериментов и очагов борьбы разных видов общественного устройства: появилось множество вариантов как «капитализма», так и «социализма». Но в наибольшем выигрыше были те, кто затевал изменение общественного порядка. В борьбе сверхдержав победил тот, кто сумел превратить технологию изменения общественного устройства в неконтролируемый 4 другими участниками конкуренции политический и экономический ресурс. В настоящее время таковыми оказались США. Россия же и всё постсоветское пространство превратилось в полигон реализации различных подходов к осуществлению общественных изменений [1]. Но эта ситуация крайне неустойчива в силу необычной величины и внутренней мощности России. Если в России возникнет собственная схема реорганизации, инициирующая новые неконтролируемые виды ресурсов и она сможет эту схему распространять на внешние территории, сложившаяся ситуация перевернётся. Соединённые Штаты окажутся не конкурентоспособны (в исторической перспективе) в силу отсутствия схем изменения общественных отношений внутри себя 5. Проблема общественных измененийВнешние проявления проблемы осуществления общественных изменений состоят в том, что современные научные, проектно-программные и управленческие подходы не в применимы к решению задачи осуществления целенаправленных и осмысленных изменений общественного устройства. Именно поэтому проекты и планы осуществления изменений как правило, приводят к другому, нежели планировалось результату 6. Общественные изменения не являются (и не могут являться) предметом Во-первых, общество состоит из образований (людей, организаций, групп, общностей и так далее), которые обладают способностью к рефлексивному осмыслению ситуации и себя в ней, способностью к самостоятельной постановке целей и активностью по достижению поставленных целей. Во-вторых, человек (люди), замысливший и пытающийся произвести изменение является продуктом общества, и, следовательно, его представления, цели и способы действия либо известны, либо вычисляемы теми, изменения жизни которых он хочет произвести. Указанные обстоятельства приводят к тому, что вместо планомерного и последовательного изменения начинается сложная игра с общественными образованиями 7, которые, как правило, стремятся любой ценой сохранить себя и свой способ жизни, либо получить от изменений нечто другое, чем предусматривалось планом. В результате возникает некая траектория совместного движения, складывающаяся под воздействием многих сил, имеющих различные цели, способы действия и ресурсы. Проблема применения научного и проектного подхода в данной ситуации состоит ещё и в том, что общественные образования способны изменять себя и свои отношения по ходу процесса, поэтому базовые предположения науки о неизменном строении объекта исследования неприменимы в данном случае, а планы и проекты становятся предметом игры, согласований и соглашений, но не предметом реализации. Более того, кроме рациональной составляющей как планов изменений, так и реакции и самостоятельных действий общественных образований, существует сильная нерациональная составляющая, связанная со своеобразием культуры и исторического опыта участников процесса. Эти особенности порой настолько сильны, что естественные и понятные цели и способы действия в рамках одной культуры, оказываются совершенно не естественными и не понятными в рамках другой культуры. Следовательно, траектория совместного изменения формируется ещё и в условиях непонимания и неожидаемых реакций участников взаимодействия. В конце концов и тот, кто затеял изменения, вынужден не только менять свои планы, но и меняться сам — менять свои представления о мире, ставить новые цели и вообще участвовать в процессе изменений как один из его участников. Описанная ситуация показывает как ограниченность научной и проектной парадигм в проблеме общественных изменений 8, так и необходимость совершенно иного подхода, основанного на схемах организации деятельности, а не на представлениях об объекте исследования, проектирования и управления 9. Общая схема организации и осуществления общественных изменений 10Схемы организации такого рода процессов, как осмысленные 11 и целенаправленные 12 общественные изменения, содержат в себе, как минимум три компоненты (см. рис. 2):
Вход в схему осуществляется через специфическое представление будущего как места встречи «преобразователя» с обществом, которое, проделав определённый путь, пришло к необходимости общественных изменений (рис. 3 — [1]). При этом сам «преобразователь» также проделал определённый путь собственного развития и готов предъявить обществу более эффективные способы организации общественной жизни. Время от точки входа в схему организации процесса до «встречи», кроме развития новых способов организации общественной жизни и «естественной» траектории развития общества, заполнено также различными взаимодействиями между «преобразователем» и общественными структурами, направленными на «стягивание» их траекторий движения в точку- «место встречи». Таким образом, «будущее» в схемах организации общественных изменений представлено не в виде определённого проекта общественных отношений и не в виде закономерного развития процессов, как это делается в проектной и научной парадигмах соответственно, и не в виде «шага развития», как в управленческом мышлении, но как форма соорганизации нескольких разнородных движений. Движение в схеме организации общественных изменений в обязательном порядке предполагает, что преобразователь разворачивает новые формы организации общественной жизни (виды деятельности, нормы общежития и этику) прежде всего на себе на группе единомышленников, «команде»). Причём, эти формы организации сами претерпевают изменения как в результате взаимодействий с существующими общественными образованиями, так и в результате разворачивания самого «преобразователя» до общественного образования, соразмерного по мощности с существующими (рис. 3 — [2]). В политической области это означает создание политических структур, конкурентоспособных с существующими, в экономической — контроль над сопоставимыми ресурсами, в культурной — наличие конкурентоспособных образцов мышления и деятельности. Действия по сближению двух траекторий движения (рис. 3) — «преобразователя» и инерционного движения общества состоят в выделении проблемных ситуаций в обществе и демонстрации их решения на основе новых подходов, которые развивает «преобразователь» и его команда (рис. 3 — [3]). Таким образом, создаётся серия прецедентов — демонстрация возможностей новых способов мышления и деятельности. На их основе должны создаваться образцы — технологические описания способов действий и методов решения проблем. Наличие образцов позволяет резко интенсифицировать воздействие на траекторию общественного развития, расширяя зону освоения новыми формами организации общественной жизни (рис. 3 — [4]). Воздействие на траекторию общественного движения не может быть односторонним и по мере того, как «преобразователь» и то общественное образование, которое он формирует, становится всё активнее и мощнее, общество также начинает реагировать всё активнее. В Именно на этом этапе разворачивания схемы начинается бурное высвобождение ранее организованного общественного ресурса и его перераспределение. Но самое интересное состоит в том, что начинают появляться новые, старыми правилами не регулируемые и никем ещё не контролируемые ресурсы. Овладение неконтролируемым ресурсом становится, как правило, решающим моментом в том, какие общественные образования победят 14. Проблема дальнейшего разворачивания схемы общественных изменений состоит в том, что к моменту разворачивания «боевых действий» и плотного контакта с обществом 15, новообразование должно быть соразмерным и конкурентоспособным 16 по отношению к обществу в целом. Это означает, что существующие структуры не могут его ни уничтожить, ни ассимилировать, ни игнорировать. Возникающие пределы экспансии и роста нововобразования создают в обществе ситуацию относительного равновесия и переход в эволюцию формирования новых общественных отношений (рис. 3 — [6]). Собственно этот процесс участия в становлении нового общественного порядка и является тем местом встречи в будущем, движение к которому было организовано с момента начала процесса общественных изменений. Принципиальное отличие методологии общественных изменений от проектной парадигмы состоит в том, что конечная стадия процесса изменений общества не задана и не известна. Результат является совместным творением всех общественных сил, организованных в процессе участия в становлении нового общественного порядка. Поэтому фиксация достигнутого результата производится рефлексивно, через интерпретацию пройдённого пути и сложившегося общественного порядка как результата, которого и следовало достичь 17. Закрепление результата и остановка процесса изменений осуществляется приданием новому общественному порядку историко-культурного смысла, символического «освящения» сложившейся структуры, интерпретация истории в таком ключе, который свидетельствует о необходимости, исторической неизбежности и справедливости нового общественного порядка. В случае удачной сборки всех компонент схемы новый общественный порядок может начать воспроизводство самого себя, создавая для этого соотвествующие институты и механизмы. Воспроизводящийся общественный порядок образует новый мир 18 — самодостаточный, имеющий собственную линию эволюционного развития 19. С возникновением мира процесс качественных общественных изменений заканчивается. Мир по понятию не подвержен изменению, он может лишь в определённый момент разрушиться 20. При его разрушении начинается интенсивный процесс формирования новых и активизации существующих общественных образований и общественные изменения снова становятся возможны (но не обязательны — вполне возможно историческое развитие общества). Способы инициации процессов общественных изменений и формирования преобразующих структурСпецифика технических средств, обеспечивающих инициацию процессов общественных изменений состоит в том, что новые схемы общественной жизни невозможно 21 получить чисто теоретическим путём, поскольку новые конфигурации общественных отношений возникают актуально. Для решения задачи необходимо обеспечить следующие вещи:
Таковыми характеристиками внешне обладают многие формы интенсивного развития людей — как игровые формы и тренинги, так и формы организации общественной жизни — например, политические. Некоторые институты — например, университеты, выполняют похожие функции 22. Но основная проблема состоит в той методологической работе, которая не может быть проделана за счёт внешних факторов — интенсивности работы и самоорганизации людей. Методологическая организация требует специфического содержания — по критике существующих способов и методов, форм организации жизни, их выявлению, культуросообразному оформлению и проблематизации, работы по созданию новых схем организации мышления и деятельности, построения механизмов введения и освоения этих схем. В настоящее время формы организации, в рамках которых решаются задачи инициации процессов общественных изменений и формирование преобразующих структур, строятся на основе методологических разработок ММК [6], [7], и современных разработок по методологии общественных изменений 23 и организационных техник, отработанных в организационно-деятельностных играх (ОДИ) [4]. К числу таких организационных форм можно прежде всего отнести общественные экспертизы и конкурсы руководителей и управленцев [8], [9]. Первой общественной экспертизой, в которой в полной мере присутствовали указанные условия и механизмы, была, без сомнения, Всесоюзная социально-экологическая экспертиза ситуации озера Байкал в 1988 году. Анализируя через десять лет её материалы, можно увидеть, что место встречи было указано и «встреча» намеченных траекторий состоялась. Другое дело, что теперь кажется, что можно было «заложить» существенно более мощные схемы изменений. Но это, конечно, только желание сделать лучше. Реально же многое из того, что формировалось тогда на экспертизе, казалось чрезвычайно радикальным и иногда неосуществимым. Но в формирующейся структуре отношений уже отсутствовало партийное руководство, присутствовали экономические отношения и свобода информации. Вместе с тем тогда же стало ясно, что ряд проблем решаются в совершенно ином ракурсе и с других позиций, чем тогда предлагалось политическими и экономическими реформаторами — Байкальский целюллозно-бумажный комбинат (БЦБК) не исчез и экологическое состояние не улучшилось. Это решается только в совершенно иной системе координат, которая была видна на экспертизе — но для неё нужен иной масштаб времени и сил. Возможно, это тема следующей экспертизы. Примечание: Общественные образованияИспользуемое в статье понятие «общественного образования» подразумевает несколько неочевидных моментов. Прежде всего, не надо думать, что общественные образования — вещь натуральная — примерно такая же, как мы представляем себе социальные группы, организации или социальные институты. Общественное образование выявляется (образуется) только при попытках воздействия на общество и его форма, как правило, зависит от вида воздействия. Можно сказать, что общественное образование — это единица общества, обладающая рефлексивностью, собственной активностью и способностью ставить цели и соразмерна воздействию, которое оказывается на общество. Последнее особенно важно. Например, один человек, как правило, несоразмерен осуществляемым в стране реформам или развёрнутой войне. Для того, чтобы стать соразмерным (и превратиться в общественное образование) ему нужно организовать (например) партию или движение (или использовать существующее), привлечь ресурсы, соразмерные тем, которыми владеют организаторы реформ, включить интеллектуальный потенциал, способный выработать более мощные схемы социально-экономического действия. Но этого недостаточно до тех пор, пока все вовлечённое не будет иметь осознания себя как целого, как действующей единицы на общественном плацдарме, не будет иметь общего понимания и общей истории (судьбы). Если в обществе не появляется общественных образований, то «преобразователь» начинает не общественные изменения, а манипуляции и насилие над обществом. Что, как ни парадоксально, не приводит к достижению целей — они профанируются, а общественные изменения приобретают неуправляемый характер. Красивый пример — российские экономические реформы. Приватизация не сформировала институт частной собственности не появились ни механизмы накопления, ни способы защиты собственности, а самое главное — нет общественных единиц, основой которых была бы частная собственность), хотя многие формальные признаки собственности присутствуют. Таким образом, наличие общественных образований и их конфигурации на плацдарме взаимодействий — вещь не натуральная, а ситуационная и зависит от того воздействия, которое хотят оказать на общество. Это не исключает того обстоятельства, что очень часто ядрами (точками концентрации) для общественных образований выступают социальные и социокультурные образования — политические структуры, национальные или этнические образования, организации или государственные структуры. Но очень важно иметь в виду, что они однозначно не совпадают с общественными образованиями. С изложенной выше точки зрения, общественный порядок — это сложившаяся система отношений, не приводящая к появлению новых общественных образований. Причём важно то, что общественный порядок закреплён на внешних носителях, имеющих знаковую или символическую природу — порядок отчуждён от активных единиц и существует в виде законов и социальных норм, правил взаимодействия, социальных институтов, поддерживающих порядок и пр. При установившемся общественном порядке общественные образования, как правило, не видны — рефлексивность, активность и целеполагание в обществе ограничены и определены сложившейся системой отношений. Поэтому видны институты, организации, отдельные люди и их объединения — все функционально определённые образования. Под общественными изменениями, в этом случае, понимаются изменения общественного порядка — появление новых субъектов общественного действия и возникающая смена взаимоотношений — а вследствие этого и изменение структуры общества. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Библиография: |
|
|
|