Всемирный банк (World Bank) представил два доклада, которые посвящены экономическим последствиям старения населения во всём мире и предлагают направления развития реформ в области политики. Начиная с 1950 годов, уменьшение численного состава семьи и увеличение средней продолжительности жизни привело к постепенному увеличению доли пожилых людей во многих странах мира, — это изменение получило у некоторых обозревателей название «революции седеющих». До недавнего времени считалось, что данное явление характерно только для богатых стран, поскольку причины «революции седеющих» кроются в высоком уровне национальных доходов и более крепком здоровье граждан, однако сейчас, согласно новому исследованию Всемирного банка, это тенденция уже отмечается в развивающихся странах и в странах со средним уровнем дохода. Эти страны «догоняют» в этом отношении развитые государства, хотя в большинстве случаев они не располагают экономическими возможностями, чтобы справиться с социальными и экономическими задачами, которые ставит перед ними такой всеобъемлющий демографический сдвиг. Так, в период с 1950–1955 годов по 2005–2010 годы средняя продолжительность жизни в менее развитых регионах выросла на 26 лет. При этом, многие развивающиеся страны и страны со средним уровнем дохода проявляют заботу о растущем числе престарелых граждан, зачастую не имея на то достаточных средств и опыта. Комментирует Дэниел Котлер, один из авторов недавно опубликованного доклада Всемирного банка «Некоторые последствия глобального процесса старения» («Some Consequences of Global Aging») и ведущий экономист Сети по развитию человеческих ресурсов Всемирного банка: «Старение населения — это глобальная проблема, которая затрагивает или скоро затронет все страны мира в условиях, когда внутрисемейные отношения и другие традиционные системы социальной защиты становятся менее устойчивыми. Мы видим, что старение населения во многих развивающихся странах опережает рост их экономического благополучия, что идёт в разрез с опытом ОЕСР и вызывает обеспокоенность». Ещё один доклад Котлера, который будет опубликован в начале 2011 года, посвящён проблеме старения в странах Латинской Америки; в нём говорится о необходимости отслеживать падение уровней рождаемости и смертности, что позволит выявить экономические последствия увеличения доли населения пожилого возраста. В документе отмечается, что за последние 60 лет показатели рождаемости и средней продолжительности жизни сильно изменились и что эти изменения будут продолжаться: «В период с 1950–1955 годов по 2005–2010 годы средняя продолжительность жизни в более развитых странах выросла на 11 лет; что же касается менее развитых регионов (за исключением наименее развитых стран), этот показатель оказался значительно выше: продолжительность жизни увеличилась на 26 лет, а в наименее развитых странах — на 19,5 лет. Есть все основания ожидать, что эта тенденция сохранится и в последующие десятилетия». Вместе со своими соавторами Эндрю Мейсоном и Рональдом Ли, Дэниел Котлер выступает против общепринятого восприятия процесса старения населения как «мины замедленного действия» и утверждает, что государства могут справиться с экономическими и социальными потребностями своих стареющих обществ при условии проведения разумной политики на рынке труда и в сфере социальной защиты, наличия долгосрочной медицинской помощи и системы здравоохранения. Более подробно эта точка зрения изложена в ещё одном новом докладе Сети по развитию человеческих ресурсов Всемирного банка «Политика оказания долгосрочной медицинской помощи населению пожилого возраста в новых странах-членах Европейского Союза и Хорватии: проблемы и возможности» («Long-Term Care Policies for Older Populations in New EU Member States and Croatia: Challenges and Opportunities»). Согласно этому докладу, перед новыми членами Европейского Союза и Хорватией встала проблема, с которой уже долгие годы сталкиваются многие западные страны: старение населения провоцирует рост спроса на долгосрочное медицинское обслуживание. Эта проблема становится ещё более серьёзной ввиду того, что число потенциальных попечителей, которые могли бы заботиться о пожилых людях, становится всё меньше; растёт число иждивенцев, а увеличивающиеся государственные расходы на долгосрочное медицинское обслуживание граждан пожилого возраста финансируются за счёт сокращающейся доли трудоспособного населения. Комментирует Иоганнес Кеттл, соавтор нового доклада и экономист Отдела развития человеческих ресурсов Регионального управления Всемирного банка по странам Европы и Центральной Азии: «Проанализировав, как другие страны подошли к решению этой проблемы, нам стало ясно, что универсального решения здесь быть не может. Будь то система социальной защиты, финансируемая за счёт налогов, как, например, Medicaid в Соединённых Штатах Америки, универсальные социальные выплаты, финансируемые из налоговых поступлений, как в Австрии, или отчисления в социальные фонды, как в Германии или Японии, ясно одно — существует необходимость провести в той или иной форме объединение в пул государственных рисков», — отмечает он. — «Исходя из результатов проведённого анализа, мы предлагаем странам-членам Европейского Союза и Хорватии рассмотреть универсальную систему базовой социальной защиты всех лиц, нуждающихся в долгосрочном медицинском обслуживании». Согласно отчёту, опыт стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволяет выделить несколько основных направлений будущих реформ в области политики:
Комментирует старший специалист по вопросам здравоохранения Всемирного банка и соавтор отчёта Сарбани Чакраборти: «Нетрудно предположить, что проблема сокращения и старения населения в этих странах вскоре ляжет тяжёлым бременем на плечи государства и отдельных семей. Если мы приступим сейчас к рассмотрению разных стратегий и начнём их реализацию на практике, мы сможем в долгосрочной перспективе уменьшить это бремя». |
|