Исследовательская компания Synovate провела глобальное исследование с целью выяснить, как изменилось финансовое поведение потребителей в условиях экономического кризиса. Как показали результаты исследования, в новых экономических условиях люди стараются пересмотреть даже, на первый взгляд, незначительные вещи, чтобы сохранить бюджет своей семьи. Оказалось, что за минувший год более половины респондентов существенно изменили своё отношение к сбережениям, 22% пересмотрели свой бюджет, а 6% даже отложили рождение ребёнка по финансовым соображениям. Исследование проводилось в ноябре-декабре 2009 года с использованием методик телефонного опроса, онлайн опроса и непосредственного интервью, и охватывало 11400 респондентов из 16 стран: Австралии, Бразилии, Канады, Дании, Франции, Гонконга, Индии, Малайзии, Новой Зеландии, России, Сербии, Южной Африки, Испании, Тайваня, Великобритании и США. В России в опросе приняли участие 1200 человек из 16 городов. Банковское поведение людей за последние 12 месяцев достаточно быстро изменилось, и в некоторых случаях эти изменения носят кардинальный характер. В ходе опроса каждый четвёртый респондент признался, что сейчас стал чаще расплачиваться наличными деньгами (26%), а 27% — реже. В Южной Африке стали чаще расплачиваются наличностью более половины жителей. Социологи объясняют это желанием контролировать своё поведение, так как оплата наличностью помогает контролировать траты и следить за тем, чтобы не делать лишних покупок. Что касается России, 19% респондентов признались, что стали чаще расплачиваться наличностью, 8% — реже, а 72% расплачиваются как и прежде. Популярность кредитных карт зависит от конкретной страны. В целом, 14% опрошенных сейчас пользуются ими чаще, чем в предыдущие годы, а 18% — реже. Лидируют по использованию кредитными картами Бразилия, Франция и Дания. Ari Gonzalis (Ари Гонсалес), директор Synovate по развитию бизнеса в Бразилии считает, что два фактора объясняют высокий рейтинг Бразилии в этом вопросе: «Снижение процентной ставки оказало большое влияние на повышение привлекательности кредитов для населения. К тому же банки и операторы по кредитным картам проводили агрессивные маркетинговые кампании, чтобы показать преимущества пластиковых денег». В России ситуация совершенно иная: кредитными картами стали чаще расплачиваться 6% населения, 6% — реже, а 30% — пользуются ими на прежнем уровне. Чеками стали расплачиваться реже, хотя это изменение в большей степени связано с развитием технологий, нежели с глобальным экономическим кризисом. В целом, 3% опрошенных указали, что стали чаще расплачиваться чеками, 17% — реже, 20% — используют их на прежнем уровне, а 60% их вообще не используют. В России чеки не пользуются популярностью: 84% респондентов признались, что вообще ими не пользуются, а 13% расплачиваются чеками как и прежде. В целом по всем странам, охваченных исследованием, 6% респондентов признались, что сменили свой банк за последние шесть месяцев. В этом списке лидируют Южная Африка, (15%), за ней идёт Испания (11%) и Новая Зеландия (10%) В России доля тех, кто сменил банк, составляет 5%. Увеличили счёт в банке на «экстренный случай» 13% опрошенных. Здесь лидируют Малайзия (28%), Южная Африка (23%) и Испания (20%). В России доля этих людей составляет 13%. Конечно, некоторая часть людей уменьшила подобные сбережения, в целом доля этих людей составляет 11%. Больше всего их оказалось в Бразилии (30%) и в Новой Зеландии (25%). Каждый десятый закрыл свой кредитный счёт. Возглавляет список Бразилия (21%), Южная Африка (17%) и Великобритания (16%). Штраф за позднее погашение кредита пришлось платить 8% опрошенных. Больше всего таких людей в Бразилии (26%), Новой Зеландии (23%) и Южной Африке (20%). 22% респондентов пересмотрели свои бюджеты. Забрали свои деньги с биржи или продали свои акции 7% опрошенных. По этому показателю лидирует Тайвань (17%), за ней следует Гонконг (14%) и Испания (13%). Соответственно, 7% опрошенных указали, что переключились на более безопасные инвестиционные инструменты. 9% опрошенных сказали, что потеряли свою работу за последние шесть месяцев. Больше всего их оказалось в Бразилии (23%), за которой следует Южная Африка (21%) и Новая Зеландия. В России 14% респондентов признались в том, что потеряли работу. Впрочем, изменения коснулись далеко не всех. В целом, 40% респондентов сказали, что всё осталось по-прежнему. В меньшей степени изменения коснулись жителей Гонконга (56%), Индии (55%) и Франции (51%). В новых экономических условиях многие люди меняют свой привычный стиль жизни. Так, каждый пятый респондент сообщил, что отложил отпуск за границей. Больше всего таких людей оказалось в Новой Зеландии 37%, за ней следует Россия (35%) и Испания (32%). Изменения касаются не только отпуска. 15% респондентов признались, что отложили покупку машины. По этому показателю лидирует Бразилия (34%). В России доля респондентов, которые сообщили, что отложили покупку машины, составляет 25%. Отложили покупку дома 10% опрошенных. По этому показателю лидирует Бразилия (22%), за ней следует Россия (18%) и Новая Зеландия (16%). Отказались вкладывать деньги в ремонт или переделку дома 16% респондентов. По этому показателю лидирует Россия (33%), за ней следует Сербия (31%) и Бразилия (30%). 23% опрошенных отказались от покупки крупной бытовой техники — нового телевизора, компьютера и так далее. По этому показателю лидирует Новая Зеландия (39%), за ней следует Бразилия (37%) и Испания (31%). Что касается изменений в личной жизни, 4% опрошенных признались, что отложили свадьбу. По этому показателю лидирует Бразилия (12%), за ней следует Россия и Тайвань (по 7%). Дженни Чанг (Jenny Chang), директор Synovate на Тайване, считает, что потребители не уверены в том, что ситуация в скором времени улучшится: «Они учитывают кризис в принятии жизненно-важных решений — откладывают свадьбы, рождение детей, покупку дома, смену работы или получение высшего образования. Даже такая относительно независимая от глобальных финансовых проблем экономика, как в Тайване, во многом изменила стиль жизни людей». Кроме того, 6% опрошенных отложили рождение ребёнка до лучших времён. По этому показателю лидирует Бразилия (13%), за ней следует Южная Африка (12%), Россия и Испания (по 10%). |
|