Осенью 2009 года крупнейшие исследовательские компании, члены международной сети Worldwide Independent Network of Market Research (WIN), провели четвёртую волну глобального проекта WIN Crisis Index. WIN Crisis Index — «Всемирный барометр финансового кризиса» — международный проект, основной задачей которого является оценка восприятия экономического кризиса в разных странах. Проводится крупнейшими исследовательскими компаниями, входящими в исследовательскую сеть WIN каждые три месяца. В четвёртой волне опросов, проходивших в сентябре-октябре текущего года, приняли участие 23659 респондентов из 24 стран мира. В число стран-участников исследования вошли страны «Большой восьмёрки» (G8): Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Россия, Великобритания и США, а также страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Выборка по каждому из государств репрезентирует взрослое население страны. В России результаты этого опроса представляет исследовательская компания «Ромир». В рамках всероссийского Омнибуса «Ромир» проводил российскую часть исследования и опросил более тысячи жителей России. Первая волна исследования WIN Crisis Index проводилась в конце 2008 года, с её результатами можно ознакомиться здесь, вторая волна — в марте 2009 года, её результаты можно посмотреть здесь, третья волна — в июле 2009 года, её результаты доступны здесь. Результаты исследования в России показывают, что оптимизм россиян в отношении собственных финансовых перспектив остаётся достаточно стабильным. Как и три месяца назад, более трети (36%) жителей России полагают, что их доход в ближайшее время возрастёт. Оптимистичнее россиян в этом вопросе оказались лишь граждане Кувейта, 40% которых уверены в том, что их семейный бюджет в ближайшее время ждёт пополнение. В скорое улучшение экономической ситуации в стране верят четверть (25%) жителей России, причём за последние три месяца доля оптимистичных прогнозов в этом вопросе выросла на 4%, а доля пессимистичных снизилась на 7%. Экономические перспективыПроанализировав результаты, полученные в ходе очередного этапа исследования, эксперты пришли к выводу, что жители большинства стран, участвующих в глобальном опросе, впервые с начала мирового экономического кризиса, настроены наиболее оптимистично, и, кроме того, к потребителям возвращается уверенность. Исследователи склонны видеть в этом признаки восстановления экономики в большинстве стран, охваченных исследованием WIN Crisis Index. Так, в 12 из 24 стран с начала текущего года значительно увеличилась доля граждан, полагающих, что экономическое положение в их государствах улучшится уже в ближайшие три месяца. Кроме того, доля граждан, ожидающих ухудшения по сравнению с июлем 2009 года снизилась на 20%. Распределение ответов на вопрос: Как Вы считаете, как изменится экономическая ситуация в Вашей стране в ближайшие 3 месяца?Если рассматривать результаты международного исследования по регионам, то самый высокий уровень оптимизма при оценке экономических перспектив своих стран продемонстрировали респонденты, проживающие на Ближнем Востоке. Доля оптимистичных прогнозов в этом регионе оказалась на 18% больше, чем доля пессимистичных. В восточноевропейских государствах, напротив, отмечен наименьший уровень оптимизма. Здесь доля респондентов, ожидающих ухудшения экономической ситуации на 24% больше, чем процент тех, кто верит в её улучшение. Анализируя результаты опроса по отдельным странам, можно отметить, что самая существенная разница между долей позитивных и негативных прогнозов зафиксирована в ОАЭ (+25%), Бразилии (+20%) и Канаде (+19%). Самая большая доля пессимистичных ответов зарегистрирована в Исландии (59%) и Румынии (59%). Распределение ответов на вопрос: Как Вы считаете, как изменится экономическая ситуация в Вашей стране в ближайшие 3 месяца?В России доля граждан, которые с оптимизмом смотрят на экономические перспективы страны, составила 25%. Это на 3% больше среднемирового показателя, на 11% ниже, чем в ОАЭ и на 5% меньше чем в США. При этом, мужчины (28%) чуть более оптимистичны, чем женщины (21%), а молодые люди настроены позитивнее, чем люди среднего возраста. Ожидаемые доходыНа свои личные финансовые перспективы участники международного опроса в течение всего года смотрели весьма оптимистично, а средние доли граждан, полагающих, что их личный доход возрастёт, останется прежним или уменьшится, не претерпевали существенных изменений в каждую из четырёх волн исследования WIN Crisis Index. Авторы исследования делают вывод, что ожидания респондентов в отношении их собственного материального благосостояния не слишком зависят от мирового экономического кризиса. Распределение ответов на вопрос: Как Вы думаете, изменится ли Ваш семейный доход в ближайшие 12 месяцев?В октябре 2009 года половина (49%) участников международного опроса ответили, что не ожидают существенных изменений в своём материальном положении, а четверть (25%) высказали предположение, что их доход увеличится. Самый значительный перевес в сторону оптимистичных ответов зафиксирован в Кувейте (+33%), Бразилии (+25%) и США (+23%). Самыми пессимистичными в вопросе личных финансов оказались жители Исландии и Японии, в этих странах 42% и 39% граждан соответственно полагают, что их доход в течение ближайшего года снизится. Эксперты отмечают, что жители стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) демонстрируют достаточно высокий уровень оптимизма в том, что касается их собственных финансовых перспектив. В этих странах доля граждан, ответивших, что ожидают роста своего дохода в ближайшие 12 месяцев в составила 35%, 36%, 32% и 34% соответственно. Распределение ответов на вопрос: Как Вы думаете, изменится ли Ваш семейный доход в ближайшие 12 месяцев?Россия делит с Соединёнными Штатами второе место по количеству позитивно настроенных в вопросе личных финансовых перспектив граждан. Однако, процент россиян, ожидающих в ближайшие 12 месяцев снижения своего дохода, на 4% больше, чем аналогичный показатель среди американцев. Следует отметить, что доля позитивно настроенных россиян увеличивается по мере роста их дохода — от 28% в низкодоходной группе, 40% у граждан со средним достатком и до 47% у тех, чей доход выше среднего. |
|