Летом 2009 года крупнейшие исследовательские компании, члены международной сети Worldwide Independent Network of Market Research (WIN), провели третью волну глобального проекта «Всемирный барометр финансового кризиса» (WIN Crisis Index). «Всемирный барометр финансового кризиса» — международный проект, основной задачей которого является оценка восприятия экономического кризиса в разных странах. Проводится крупнейшими исследовательскими компаниями, входящими в исследовательскую сеть WIN каждые 3 месяца. В третьей волне приняли участие 21088 респондентов из 22 стран мира. В число стран-участников исследования вошли страны «Большой семёрки» (G7): Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США, а также страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Выборка по каждому из государств репрезентирует взрослое население страны. В России результаты этого опроса представляет исследовательская компания «Ромир». С середины июня по конец июля 2009 года, в рамках всероссийского Омнибуса, «Ромир» проводил российскую часть исследования и опросил 1126 жителей России. Первая волна исследования WIN Crisis Index проводилась в конце 2008 года, с её результатами можно ознакомиться здесь, а вторая волна — в марте 2009 года, её результаты можно посмотреть здесь. Результаты исследования в России показывают, что кризис подавляет эмоциональное состояние россиян, но не лишает их оптимизма. Так, каждый пятый (21%) россиянин в ближайшие три месяца ожидает улучшения экономической ситуации в стране, и вместе с тем, более половины (56%) россиян признаются, что кризис отрицательно влияет на их эмоциональное состояние. Этот показатель практически на среднемировом уровне (лишь на два пункта выше среднего значения по всем странам — 54%). Более других оказались подвержены негативным влияниям кризиса жители Ливана (79%), Мексики (76%), США (74%) и Кореи (72%). В то же время, граждане Нидерландов, Австрии, Италии, Испании и Бразилии пострадали менее всего. Очередной этап исследования показал, что экономический кризис затронул не только финансовое, но и психологическое состояние людей — более половины (54%) респондентов в мире признаются, что за время экономического кризиса испытали, по крайней мере, одно из перечисленных состояний:
Для сравнения, в России, четверо из десяти (41%) респондентов временами испытывают тревогу (страх), четверть (24%) россиян признаются, что кризисные времена заставляют их переживать стресс, 17% подвержены депрессиям, а каждый десятый (10%) жалуется на бессонницу. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в целом по миру потребители постепенно начинают обретать веру в финансовую стабильность своих стран. В течение последних трёх месяцев доля пессимистично настроенных респондентов в мире сократилась. Среди россиян с марта 2009 года их доля сократилась на 18%. На момент проведения опроса (июль 2009), более половины (53%) россиян сказали, что, по их мнению, экономическая ситуация в России в ближайшие три месяца останется неизменной, каждый пятый (21%) выразил надежду, что экономику государства ожидает подъём, а почти четверть (23%) россиян высказали мнение, что экономическое положение в России в ближайшие три месяца ухудшится. Диаграмма 1. Доля респондентов, полагающих, что экономическая ситуация в их странах в ближайшие три месяца ухудшитсяСравнение результатов трёх волн проекта «Всемирный барометр финансового кризиса», (%):
В марте 2009 года мнения практически не изменились. И хотя в рамках третьей волны исследования уже гораздо меньше респондентов выразили пессимистичные оценки экономических перспектив своих стран, выражать уверенность в завтрашнем дне респонденты также не торопятся. Иначе говоря, доля людей, полагающих, что экономическая ситуация улучшится, не увеличилась, просто процент, уверенных, что положение дел существенно не изменится, вырос. Сокращение расходов — третий фактор, который брался во внимание при анализе результатов исследования. В среднем, нынешний (июль 2009 года) показатель не сильно отличается от предыдущего (март 2009 года, вторая волна). Более того, стабильной оказалась и схема сокращения расходов в каждой из категорий. В среднем более половины (54%) потребителей сократили свои расходы — в основном на одежду/обувь/аксессуары, развлечения, крупные покупки. Сопоставив три ключевых показателя: экономические ожидания населения, эмоциональное состояние людей и сокращение расходов потребителей, можно разделить страны, участвующие в проекте на несколько групп: Диаграмма 2. Сопоставление стран по трём ключевым показателям: экономические ожидания населения, эмоциональное состояние людей и сокращение расходов потребителейСтраны на диаграмме приведены с разбивкой по трём категориям: оптимистичное отношение к экономической ситуации, снижение расходов и психологические последствия кризиса. Страна может как попадать под все категории, так и не находиться ни в одной из них. Как видно из диаграммы, жители Бразилии, Индии и Канады справляются с экономическим кризисом лучше остальных. Это единственные страны, где уровень оптимизма равен среднему или превышает его, а сокращение расходов и негативные влияния на психологическое состояние населения не достигают средней отметки. Хуже всего кризис сказался на Франции, Японии, Мексике, Аргентине и Исландии — показатели этих стран по всем пунктам зарегистрированы на уровне ниже среднего значения. Россия и Китай составили группу стран, население которых, несмотря на негативное эмоциональное влияние кризиса, достаточно оптимистично смотрит в будущее и не очень значительно сократило свои расходы.
|
|