Летом 2009 года крупнейшие исследовательские компании, члены международной сети Worldwide Independent Network of Market Research (WIN), провели третью волну глобального проекта WIN Crisis Index. WIN Crisis Index — «Всемирный барометр финансового кризиса» — международный проект, основной задачей которого является оценка восприятия экономического кризиса в разных странах. Проводится крупнейшими исследовательскими компаниями, входящими в исследовательскую сеть WIN каждые 3 месяца. В третьей волне приняли участие 21088 респондентов из 22 стран мира. В число стран-участников исследования вошли страны «Большой восьмёрки» (G8): Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Россия, Великобритания и США, а также страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). Выборка по каждому из государств репрезентирует взрослое население страны. В России результаты этого опроса представляет исследовательская компания «Ромир». С середины июня по конец июля 2009 года, в рамках всероссийского Омнибуса, «Ромир» проводил российскую часть исследования и опросил 1126 жителей России. Первая волна исследования WIN Crisis Index проводилась в конце 2008 года, с её результатами можно ознакомиться здесь, а вторая волна — в марте 2009 года, её результаты можно посмотреть здесь. Результаты исследования в России показывают, что кризис подавляет эмоциональное состояние россиян, но не лишает их оптимизма. Так, каждый пятый (21%) россиянин в ближайшие три месяца ожидает улучшения экономической ситуации в стране, и вместе с тем, более половины (56%) россиян признаются, что кризис отрицательно влияет на их эмоциональное состояние. Этот показатель практически на среднемировом уровне (лишь на два пункта выше среднего значения по всем странам — 54%). Более других оказались подвержены негативным влияниям кризиса жители Ливана (79%), Мексики (76%), США (74%) и Кореи (72%). В то же время, граждане Нидерландов, Австрии, Италии, Испании и Бразилии пострадали менее всего. Очередной этап исследования показал, что экономический кризис затронул не только финансовое, но и психологическое состояние людей — более половины (54%) респондентов в мире признаются, что за время экономического кризиса испытали, по крайней мере, одно из перечисленных состояний:
Для сравнения, в России, четверо из десяти (41%) респондентов временами испытывают тревогу (страх), четверть (24%) россиян признаются, что кризисные времена заставляют их переживать стресс, 17% подвержены депрессиям, а каждый десятый (10%) жалуется на бессонницу. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в целом по миру потребители постепенно начинают обретать веру в финансовую стабильность своих стран. В течение последних трёх месяцев доля пессимистично настроенных респондентов в мире сократилась. Среди россиян с марта 2009 года их доля сократилась на 18%. На момент проведения опроса (июль 2009), более половины (53%) россиян сказали, что, по их мнению, экономическая ситуация в России в ближайшие три месяца останется неизменной, каждый пятый (21%) выразил надежду, что экономику государства ожидает подъём, а почти четверть (23%) россиян высказали мнение, что экономическое положение в России в ближайшие три месяца ухудшится. Диаграмма 1. Доля респондентов, полагающих, что экономическая ситуация в их странах в ближайшие три месяца ухудшитсяСравнение результатов трёх волн проекта «Всемирный барометр финансового кризиса», (%):
В марте 2009 года мнения практически не изменились. И хотя в рамках третьей волны исследования уже гораздо меньше респондентов выразили пессимистичные оценки экономических перспектив своих стран, выражать уверенность в завтрашнем дне респонденты также не торопятся. Иначе говоря, доля людей, полагающих, что экономическая ситуация улучшится, не увеличилась, просто процент, уверенных, что положение дел существенно не изменится, вырос. Сокращение расходов — третий фактор, который брался во внимание при анализе результатов исследования. В среднем, нынешний (июль 2009 года) показатель не сильно отличается от предыдущего (март 2009 года, вторая волна). Более того, стабильной оказалась и схема сокращения расходов в каждой из категорий. В среднем более половины (54%) потребителей сократили свои расходы — в основном на одежду/обувь/аксессуары, развлечения, крупные покупки. Сопоставив три ключевых показателя: экономические ожидания населения, эмоциональное состояние людей и сокращение расходов потребителей, можно разделить страны, участвующие в проекте на несколько групп: Диаграмма 2. Сопоставление стран по трём ключевым показателям: экономические ожидания населения, эмоциональное состояние людей и сокращение расходов потребителейСтраны на диаграмме приведены с разбивкой по трём категориям: оптимистичное отношение к экономической ситуации, снижение расходов и психологические последствия кризиса. Страна может как попадать под все категории, так и не находиться ни в одной из них. Как видно из диаграммы, жители Бразилии, Индии и Канады справляются с экономическим кризисом лучше остальных. Это единственные страны, где уровень оптимизма равен среднему или превышает его, а сокращение расходов и негативные влияния на психологическое состояние населения не достигают средней отметки. Хуже всего кризис сказался на Франции, Японии, Мексике, Аргентине и Исландии — показатели этих стран по всем пунктам зарегистрированы на уровне ниже среднего значения. Россия и Китай составили группу стран, население которых, несмотря на негативное эмоциональное влияние кризиса, достаточно оптимистично смотрит в будущее и не очень значительно сократило свои расходы.
|
|