15 мая Программа развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации представила доклад о развитии человеческого потенциала в России за Как отмечается в докладе, «Индекс развития человеческого потенциала» увеличился во многих регионах, однако в «сильных» регионах ситуация улучшалась быстрее, чем «слабых», в результате неравенство социально-экономического положения ещё более усилилась. Различия между регионами теперь настолько велики, что напрашиваются сравнения с другими странами: одни оказались практически на одном уровне с европейскими странами, другие, наоборот, снизились до уровня беднейших африканских стран. Кроме того, исследование показывает ухудшение качества человеческого потенциала по ряду параметров — от уровня образования и квалификации до состояния здоровья и продолжительности жизни населения. Это не только само по себе означает снижение качества жизни российских граждан, но и ухудшает перспективы экономического развития, которое должно стать основой решения социальных проблем. Авторы доклада попытались проанализировать причины этой ситуации и предложить пути её изменения. Загрузить полную версию доклада можно на странице сайта ПРООН (файл PDF, размер 8 Mb). Основные выводы доклада:Период экономического роста Проблемы наименее развитых регионов чрезвычайно остры и федеральная помощь способна «подтянуть» отстающие территории, если использовать её более эффективно, указывают авторы доклада. Труднее добиться ускорения человеческого развития в многочисленных «срединных» регионах с дефицитом собственных ресурсов развития, где сосредоточено 2/3 населения. Улучшить ситуацию только за счёт перераспределения федеральных средств невозможно, нужны стимулы для активизации собственных ресурсов развития регионов, в том числе человеческого потенциала. Индикаторы Целей развития тысячелетия показывают неоднозначный баланс успехов и проблем в регионах. За годы экономического роста уровень бедности в России сократился почти вдвое, улучшились региональные показатели: к 2005 году в 40% регионов уровень бедности составил менее 20% населения (в 1999 году таких регионов было только 4%). Однако чем богаче регион, тем выше в нём неравенство по доходу: в Москве денежные доходы 20% наиболее обеспеченных жителей превышают доходы 20% самых малообеспеченных более чем в 20 раз, что сопоставимо с ситуацией в Бразилии и других странах Латинской Америки. В большинстве регионов Приволжского федерального округа (ПФО) уровень бедности составляет 22-30%. Среднедушевые денежные доходы населения Южного федерального округа (ЮФО) почти вдвое ниже средних по стране. В свою очередь, нефтегазодобывающие автономные округа Тюменской области имеют самый низкий в стране уровень бедности — менее 10% (2005 год). В трети регионов Сибирского федерального округа (СФО) уровень бедности в 2005 году всё ещё превышал 30%, Более осознанный подход к планированию семьи среди населения и рост расходов государства на охрану здоровья детей и матерей позволили существенно снизить младенческую и детскую смертность. В трети регионов уровень младенческой смертности ниже 10 случаев на тысячу родившихся (2005 год), сократились и региональные различия. Однако ожидаемая продолжительность жизни в России не растёт, усиливаются региональные различия. В наиболее развитых субъектах Федерации — Москве (71 год) и тюменских автономных округах (68 лет) — ожидаемая продолжительность жизни значительно выше средней по стране (65 лет). В слаборазвитых и депрессивных регионах эти показатели остаются крайне низкими (республика Тыва — 56 лет, Читинская, Амурская и Псковская области — Сохраняется гендерное неравенство в политике Исследователи указывают, что сегодня темпы роста российской экономики являются одними из самых высоких в мире, однако при этом страна сталкивается с серьёзными проблемами, связанными с неравным распределением результатов экономического роста среди населения и резкой дифференциацией в развитии регионов. Оценки социального развития регионов России с помощью индикаторов ЦРТ подтвердили, что в России усиливается дифференциация — и региональная, и социальная. Действующая сегодня в России, считают авторы доклада, система перераспределения благ с помощью региональных трансфертов показала свою неэффективность. Более того, она в целом не способствует сокращению регионального различия. Причём экономический рост сам по себе не решает и накопившихся в каждом, даже сильном регионе, своих проблем. Для решения этих проблем федеральным органам государственной власти необходимо более тесно и конструктивно взаимодействовать с регионами, органами местного самоуправления, бизнесом и гражданским обществом. И, наконец, советуют эксперты, в стране необходимо стимулировать мобильность населения. В России в отличие от других стран люди проживают не в тех регионах, где для них есть работа, | |