Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как, с точки зрения россиян, изменились качества людей и морально-нравственный климат в обществе. Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён Как показали результаты исследования, за последнее десятилетие россияне стали более циничными (так считают 54% опрошеных против 14%) и образованными (43% против 34%), но менее честными (66% против 9%), душевными (62% против 10%), доброжелательными (63% против 11%), искренними (63% против 9%), бескорыстными (67% против 8%), патриотичными (60% против 17%). Также ослабли и такие качества, как взаимное доверие (65% против 9%), верность товарищам (49% против 12%), способность к сотрудничеству (35% против 27%), трудолюбие (43% против 30%). Относительно активности, инициативности окружающих людей, мнения неоднозначные: 35% полагают, что это качество усилилось, и немногим большее число опрошенных, 40%, считают, что оно ослабло. По сравнению с 2005 годом несколько увеличилась доля тех, кто считает, что усиливаются активность и инициативность людей (с 30% до 35%), их образованность (с 37% до 43%) и трудолюбие (с 25% до 30%). Морально-нравственный климат в обществе в целом за последние годы изменился в худшую сторону, отмечает большинство респондентов — 61%, на позитивные сдвиги указывают 15% опрошенных, и 18% не фиксируют изменений. За два года возросла доля тех, кто считает, что положение дел улучшилось (с 7% до 15%), и уменьшился процент тех, кто отмечает ухудшение (с 79% до 61%). Респондентам, как правило, представляется, что ситуация с моралью в их ближайшем окружении лучше, чем в обществе в целом: об отсутствии изменений в ближнем круге говорят 40% опрошенных, 37% указывают на негативную тенденцию, 18% — на позитивную. По сравнению с 2005 годом число оптимистов возросло на 8%, а число пессимистов сократилось на 9%. Основные нормы морали не подвержены влиянию времени, они всегда актуальны, полагают 60% россиян. Напротив, 35% опрошенных считают, что многие моральные нормы сегодня устарели. Первая точка зрения доминирует во всех возрастных группах, за исключением самой молодой (18–24 лет). Ещё два года назад оба суждения имели практически одинаковое число сторонников (по 47–48%), сейчас очевиден крен в сторону неизменности моральных принципов. Принципом «Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы» руководствуются 55% опрошенных. Ещё 35% респондентов отмечают, что для достижения успеха иногда приходится нарушать моральные принципы. Среди опрошенных до 35 лет преобладает мнение, что ради успеха можно переступать через нормы морали, в группах старше 35 лет больше тех, для кого соблюдение норм морали важнее успеха в жизни. В 2005 году «прагматиков», готовых нарушить моральные нормы, было чуть больше — 40%. Поддержание благоприятного морально-нравственного климата в обществе невозможно без участия государства, считает большинство респондентов — 76% (от 63% в группе Решение на властном уровне проблемы падения морали очень важно, по мнению 48% респондентов, ещё 38% полагают, что довольно важно, а 8% опрошенных считают, что это скорее не имеет значения. Чем старше респонденты, тем более важным им представляется участие органов власти в решение проблем нравственности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||