Российские социологические организации представили исследование «Россия удивляет: статистика и социология против мифов и вымысла»
12.11.2013. 13:45
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Фондом «Общественное мнение» и Институтом маркетинговых и социальных исследований GfK-Россия представили результаты исследования «Россия удивляет», целью которого является предоставление объективной информации о темпах и направлении развития страны.
Проект «Россия удивляет: статистика и социология против мифов и вымысла» основан на результатах опросов общественного мнения и призван дать обществу объективную информацию о темпах и направлении развитии страны за последние 10–15 лет. Цель проекта — с позиций сегодняшнего дня взглянуть назад и посмотреть, как в действительности изменились страна и общество по сравнению с тем, какой она была в 1990-е годы. Проект выполнен при поддержке Института социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ). Ниже представлены основные выводы исследования.
Миф № 1: «Россияне чувствуют себя бедными». На самом деле: россияне стали чаще оценивать материальное положение своей семьи хорошо. При этом в два раза реже по сравнению с 2005 годом они оценивают материальное положение как плохое: например, во втором квартале 2005 года негативные оценки материального положения давали 34%, а во втором квартале 2013 года — только 16%.
Миф № 2: «Россияне недовольны собой и жизнью». На самом деле: большинство россиян удовлетворено своей жизнью. За последние восемь лет значительно увеличилось число удовлетворённых жизнью. При этом в два раза реже респонденты стали говорить о неудовлетворённости жизнью (с 37% во 2 квартале 2005 года до 19% в мае текущего года).
Миф № 3: «Россияне чувствуют себя несчастными». На самом деле: счастливых людей среди россиян становится больше и сейчас основная часть россиян считает себя счастливыми (76%). С начала 1990-х годов уровень счастья в обществе почти удвоился (с 42% в 1992 году до 76% в 2013).
Миф № 4: «Россияне живут сегодняшним днем». На самом деле: среди россиян растёт горизонт планирования. Россияне, действительно, не любят долгосрочные планы, однако две трети населения всё же стараются планировать свою жизнь хотя бы на несколько месяцев вперёд (62%).
Миф № 5: «Автомобиль в России — роскошь». На самом деле: автомобиль в России — не роскошь, а средство передвижения. В 2006 году большая часть российских семей не имели автомобиль (63%), но на протяжении последних семи лет их число сокращалось. В 2013 году практически каждая вторая с семья имеет автомобиль (48%).
Миф № 6: «Россиян вынуждены считать каждую копейку». На самом деле: сто тысяч рублей уже не считают сбережениями. В период с 2005 до 2013 года минимальная сумма денег, с которого, по мнению россиян, начинаются сбережения, увеличилась почти в 2,5 раза (с 99,5 до 250 тысяч рублей).
Миф № 7: «В армию идут только дураки» или «Все матери против армии». На самом деле: большинство россиян поддерживают сохранение всеобщей воинской повинности (63%). Усиление положительных оценок фиксируется, начиная с середины 2000-х годов (с 28% в 2002 до 63% в 2013 году).
Миф № 8: «Россияне не хотят жить в России». На самом деле: россияне предпочитают жить в России. По сравнению с 1991 годом практически не изменилась доля тех, кто имеет намерения уехать за границу на постоянное жительство (в 1991 году — 18%, в 2013 — 13%). Подавляющее большинство опрошенных не хотят уезжать из России (85%).
Миф № 9: «Россия находится на грани революции». На самом деле: протестный потенциал среди россиян низок. За период с 2006 по 2013 год значительно снизился показатель личного протестного потенциала: если в 2006 году доля тех, кто сообщал о готовности принять участие в протестных акциях, составляла 24%, то в 2013 году таких только 17%.