Исследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ в IV квартале 2009 года

18.02.2010. 22:50
Ex Libris

Российское агентство медийных исследований Ex Libris представило новый продукт — Title Popularity Ranking — профессиональную методику рейтингования печатных изданий, оценивающую популярность СМИ с трёх сторон: со стороны читателей, журналистов и рекламодателей. Как отмечают представители агентства, рейтинг популярности российских печатных СМИ составляется на основе открытых рассчитываемых данных и является независимым от мнения отдельных экспертов или организаций, что делает его привлекательным инструментом для специалистов, работающих в сфере Public Relations.

Комментирует директор по развитию бизнеса агентства Ex Libris Анастасия Кондратова: «Идея создания подобного продукта пришла к нам давно. Мы проводим мониторинг СМИ, делаем медиаанализ, различные исследования самих изданий, вовлечены в процесс разработки коммуникационной стратегии многих наших клиентов. Это позволяет увидеть издание совершенно с разных сторон — со стороны наших клиентов, со стороны читателей и со стороны журналистов. Интересные наблюдения за популярностью изданий среди разных его аудиторий натолкнули нас на мысль создания такого продукта».

Рейтинг составляется для наиболее популярных и значимых изданий России по следующим категориям: общественно-политические газеты, деловые газеты, общественно-политические журналы, деловые журналы и популярные «жёлтые» газеты. При расчёте рейтинга обрабатывается около 20 изданий в каждой категории. Методология построения рейтинга разработана экспертами агентства Ex Libris, которое является полномочным членом Международной Ассоциации по медиаизмерениям и оценки коммуникаций (The International Association for Measurement and Evaluation of Communication, AMEC) и постоянно принимает участие в разработке самых новейших методик в области PR Evaluation.

При построении рейтинга учитываются следующие параметры:

  • аудиторный охват (показатель популярности у читателей);
  • стоимость полосы рекламного пространства (показатель популярности у рекламодателей);
  • цитируемость изданий в других СМИ (популярность и значимость издания в профессиональном сообществе);
  • цитируемость изданий в социальных медиа (показатель популярности и значимости среди социально активных слоёв общественности).

Данная методика может применяться для СМИ, различных как по тематическому значению, так и по их виду. Некоторые издания, входящие в рейтинг, в силу своей направленности, могут присутствовать сразу в двух тематических категориях — общественно-политической и деловой.

Перед началом работы над рейтингом экспертами агентства отбирается и верифицируется расширенный пул изданий, претендующих на попадание в рейтинг. Для расчёта аудиторного охвата (для печатных СМИ — средняя аудитория одного номера издания) используются данные TNS Gallup и Comcon, на регулярной основе проводящих исследования по изучению размера и структуры читательских аудиторий СМИ по всей России. Расчёт стоимости рекламного места производится на основе данных, полученных на сайтах изданий. При отсутствии такой информации в открытом доступе используется информация профильных компаний, занимающихся размещением рекламы в российских СМИ. Данные для СМИ, выходящих с различным размером полосы, приводятся к единому размеру площади рекламного места. Цитируемость изданий в традиционных медиа рассчитывается на основе базы публикаций СМИ агентства Ex Libris, включающей в себя более 3500 изданий. Рейтинг цитируемости изданий в социальных медиа готовится на основе данных системы Яндекс.Блоги, насчитывающей более 15 000 000 источников. При расчёте цитируемости не учитываются публикации, содержащие:

  • самоцитирование (цитирование изданием себя);
  • цитирование издания в собственных региональных и тематических выпусках и приложениях;
  • информацию о судебных разбирательствах, вызванных цитируемыми материалами;
  • цитирование или ссылки на материалы, опубликованные до 1991 года.

С другой стороны, учитываются публикации, в которых:

  • цитируются тематические (но не региональные) приложения и выпуски изданий;
  • присутствуют ссылки на материалы, опубликованные на сайтах изданий;
  • публикации, написанные постоянным журналистом исследуемого издания в других изданиях, если это указано в публикации;
  • присутствует информация о получении авторами профессиональных премий и наград за материалы, опубликованные в исследуемом издании;
  • присутствуют ссылки на использование фотографий из исследуемого издания.

Для стандартизации данных в каждом из рейтингов, составляющих Title Popularity Ranking, они приводятся к шкале от 0 до 1. При этом, разработанными агентством алгоритмами нивелируется «эффект больших и малых чисел», основанный на том факте, что разница, например, в 10 тысяч человек для аудитории различных изданий более важна в случае показателей 20 тыс. для издания «А» и 30 тыс. для издания «Б», чем для 100 тыс. у издания «В» и 110 тыс. для издания «Г».

Планируется, что Title Popularity Ranking будет публиковаться агентством на периодической основе, ежеквартально. Ниже приведены первые результаты исследования популярности российских печатных СМИ, учитывающие данные аудиторного охвата, рекламы и цитируемости по IV квараталу 2009 года.

Title Popularity Ranking: IV кваратал 2009 года

Общественно-политические газеты

ИзданиеTPR
1Коммерсантъ0,6505
2Аргументы и факты0,5468
3Ведомости0,4485
4Комсомольская правда0,4205
5Российская газета0,3943
6Московский Комсомолец0,2707
7Новая газета0,2505
8Известия0,2266
9Независимая газета0,1644
10Время новостей0,1359
11Новые известия0,1229
12Трибуна0,1070

Деловые газеты

ИзданиеTPR
1Коммерсантъ0,9830
2Ведомости0,7150
3Известия0,5173
4RBC Daily0,3800
5Время новостей0,3110
6Российская бизнес-газета0,2338
7The Moscow Times0,2255
8The St.Petersburg Times0,1467

Общественно-политические журналы

ИзданиеTPR
1Эксперт0,9103
2Итоги0,8197
3The New Times0,6585
4Русский Newsweek0,6170
5Коммерсантъ — Власть0,5884
6Огонек0,5751
7Русский репортёр0,5380
8Политический журнал0,4931

Деловые журналы

ИзданиеTPR
1Forbes0,9610
2Эксперт0,8130
3Итоги0,7028
4Финанс0,6430
5Коммерсантъ — Деньги0,5474
6Компания0,4344
7Профиль0,4222
8Бизнес журнал0,4117
9Секрет фирмы0,3483
10Большой бизнес0,3364
11Свой бизнес0,3124
12D’Штрих0,2017

Популярные «жёлтые» газеты

ИзданиеTPR
1Аргументы и факты0,8753
2Комсомольская правда0,6551
3Жизнь за неделю0,5684
4Московский комсомолец0,4247
5Экспресс-Газета0,3076
6Метро (Москва)0,3020
7Аргументы недели0,2934
8Мир новостей0,2442
Выходные сведенияИсследование Ex Libris: Рейтинг популярности российских печатных СМИ в IV квартале 2009 года. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 18.02.2010. 22:50. URL: https://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2010/02/18/2522

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.