Международная аудиторско-консалтинговая компания «PricewaterhouseCoopers» (PwC) представила результаты онлайн-исследования «Рынок интернет-торговли. Готов ли российский потребитель к продвижению товаров и услуг в социальных медиа?» Исследование проводилось офисом «PricewaterhouseCoopers Россия» в рамках серии исследований развития российского сектора розничной торговли и потребительских товаров. Согласно данным, приведённым в отчёте, 26% российских потребителей готовы к тому, чтобы социальные медиа стали для них основным источником информации о специальных предложениях, скидках и новинках от торговых сетей/компаний производителей. Во всём мире наблюдается стремительный рост уровня проникновения социальных сетей, возрастная аудитория которых уже не ограничивается молодёжью. Представители бизнеса, в том числе компании розничной торговли и производства потребительских товаров, пересматривают своё отношение к социальным сетям и все серьёзнее рассматривают их в качестве нового информационного канала, разрабатывая различные варианты присутствия в социальном интернет-пространстве. В сложившейся ситуации игрокам рынка интерактивного маркетинга важно понимать, насколько российские потребители готовы к использованию социальных сетей в таком новом качестве, как они относятся к рекламе в Интернете и как совершают покупки онлайн. В октябре 2009 года компания PricewaterhouseCoopers провела онлайн-исследование, опросив более двух тысяч респондентов в 11 городах-миллионниках России с целью выявить основные тенденции в потребительском поведении интернет-пользователей. Исследование проводилось в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Уфа, Челябинск. Аудитория исследования: 40% — люди в возрасте 26-35 лет, 30% — с уровнем ежемесячного дохода свыше 25 тыс. рублей. Ниже представлены основные выводы исследования, также можно ознакомиться с презентацией его результатов — файл PDF. Несмотря на незначительный рост индекса потребительской уверенности в третьем квартале 2009 года, готовность российских потребителей увеличивать свои затраты в ближайшие 12 месяцев остаётся пока на низком уровне. По результатам исследования PwC, большинство потребителей рассматривает отдых и досуг в качестве основных статей сокращения расходов в течение предстоящего года. Дальнейшее снижение уровня затрат на путешествия планирует 38% респондентов, 33% — собирается меньше тратить на такие развлечения вне дома, как кино, театр, концерты и рестораны. Четверть участников исследования предполагает в следующем году сэкономить на покупке бытовой техники. В то же время, более половины потребителей планируют сохранить на том же уровне затраты на: продукты питания — 65%, косметику и парфюмерию — 59%, а также книги, периодические издания, аудио и видео диски — 57%. При этом, 42% респондентов в ближайшие 12 месяцев готовы увеличить свои затраты на обустройство дома, на покупку одежды и обуви (39%), на продукты питания (26%), а 23% опрошенных собирается тратить больше на компьютеры и программное обеспечение. Сложнее всего потребителям было оценить будущие затраты на отпуск — 14% затруднились ответить на этот вопрос. По данным исследования, почти все опрошенные постоянно используют Интернет с целью поиска информации и обмена электронными сообщениями, а 73% респондентов подтвердили, что из всех интернет-сервисов они чаще всего обращаются к социальным сетям. Эти сервисы оказались на 3 месте по популярности у опрошенных после электронной почты и поисковых систем (по 97%), и обогнав системы мгновенного обмена сообщениями, которым отдают предпочтение 64%. Опрос выявил высокий уровень готовности российских потребителей к совершению покупок онлайн: около 80% респондентов подтвердили, что хотя бы раз в жизни совершали покупку в интернет-магазине. При этом среди респондентов с уровнем ежемесячного дохода свыше 25 тыс. рублей количество тех, кто приобретает товары онлайн, составляет 90%. Результаты исследования говорят о том, что только 20% покупателей оплачивают онлайн-покупки кредитной картой. Большинство респондентов (59%) предпочитают оплачивать покупки наличными курьеру, а почти половина опрошенных пользуется услугами онлайн-платежей. Обдумывая перспективу покупки того или иного товара или услуги через Интеренет, российские потребители скорее доверяют рекомендациям знакомых или других пользователей и меньше всего обращают внимания на рекламу в интернет-пространстве (всего 18% респондентов). Люди среднего возраста больше доверяют результатам поиска, а не личным рекомендациям, а потребители с уровнем ежемесячного дохода свыше 25 тыс. рублей принимают решение, предварительно опросив друзей и знакомых, а затем изучив онлайн-отзывы. Большинство пользователей предпочитает получать рекламные сообщения в Интернете в виде контекстной рекламы в результатах поиска (42%), молодые люди лучше всего воспринимают рекламную рассылку посредством электронной почты, тогда как к контекстной рекламе готовы лишь 36% респондентов в возрасте от 18 до 25 лет. Исследование PwC выявило, что около 60% покупателей по-прежнему предпочитают увидеть товар воочию, прежде чем они совершат покупку, почти столько же потребителей опасаются, что товар доставят в плохом состоянии или возникнут сложности с возвратом. Исследователи назвали это основными сдерживающими фактороми для пользователей, никогда несовершавших покупок через Интернет. Среди преимуществ онлайн-шопинга над традиционным — большинство респондентов (74%) отметили экономию времени, доставку товаров на дом (65%), возможность избежать очередей и прочей суеты традиционных магазинов (61%), а также круглосуточное обслуживание (58%). Потребители за пределами Москвы и Санкт-Петербурга особенно высоко ценят онлайн-магазины за возможность купить товары, не представленные в их регионе. PricewaterhouseCoopers: Презентация результатов исследования «Рынок интернет-торговли. Готов ли российский потребитель к продвижению товаров и услуг в социальных медиа?» (файл PDF) |
|