Исследовательская компания «Ромир» в рамках всероссийского проекта «Мониторинг Интернета» опубликовала результаты опроса активных интернет-пользователей по их знанию и отношению к социальным сетям. Текущий опрос проведён в сентябре 2009 года, в ходе которого специалисты организации задали респондентам несколько вопросов о социальных сетях. В нём приняли участие более 4 тысяч человек в возрасте от 14 лет и старше. Выборка репрезентирует активных интернет-пользователей из всех федеральных округов России. Летом 2008 года Ромир проводил аналогичное исследование (см. публикацию), и сравнение этих данных позволяет увидеть отношение россиян к социальным сетям и степень их вовлечённости в динамике (см. таблицу ниже). По данным авторов исследования, самой известной социальной сетью российского Интернета продолжает оставаться проект «Одноклассники» — её узнаваемость практически не меняется, как и год назад этот сайт указали 92% опрошенных пользователей в ответе на вопрос «Какие социальные сети вы знаете?» Однако доля зарегистрированных в этой сети за последние 12 месяцев снизилась на 5% и составила 67% против 72% в 2008 году. Возможно, этому способствовало введение платной регистрации на «Одноклассниках», полагают исследователи. Проект «В контакте», который многие аналитики считают крупнейшей социальной сетью российского Интернета, демонстрирует в этом году значительный рост и по степени узнаваемости (+26%), и по доле зарегистрированных пользователей (+17%), и тем самым опережает в рейтинге популярности сеть портала Mail.Ru — «Мой мир», несмотря на то, что доля зарегистрированных в сети «Мой мир» выросла в 2009 году на 15 пунктов и составила 77%. Авторы исследования указывают, что эта тенденция — рост степени узнаваемости, характерна и для других социальных сетей, но уровень вовлечённости в них меняется не столь существенно. Некоторые сети и вовсе демонстрируют отрицательную динамику. Например, теряет свои позиции сервис онлайн-дневников «Живой журнал» (LiveJournal) — в 2009 году свою страницу там ведут 16% опрошенных против 20% в 2008 году. Следует также отметить, что крупнейшие в мире социальные сети по числу зарегистрированных пользователей — Facebook и MySpace — увеличивают свою известность среди российских пользователей. Известность и доля пользователей социальных сетей в 2009 году (%)
Известность и доля пользователей социальных сетей в 2008 году (%)
Несмотря на то, что бoльшая часть активных интернет-пользователей имеет аккаунты в нескольких социальных сетях, результаты опроса позволяют выделить некоторые предпочтения участников, в том числе в зависимости от возраста респондентов. Так, среди россиян в возрасте от 25 до 35 лет доля пользователей, зарегистрированных в сети «Одноклассники», составляет три четверти (75%) всех участников опроса, что значимо больше, чем среди юных (от 14 до 17 лет) любителей интернет-общения и молодых людей (от 18 до 24 лет) — 43% и 58% соответственно. И напротив, процент участников сети «В контакте» снижается по мере «взросления» участников опроса. Если среди самых молодых респондентов (от 14 до 17 лет) доля зарегистрированных в этой сети составила 93%, то из 18-24-летних интернет-пользователей участниками этого же проекта являются 85%, среди 25-30 летних доля вовлечённых снижается уже до 65%, а среди тех, чей возраст от 30 до 35 лет свой профиль «В контакте» имеют лишь 52%, то есть половина респондентов этой возрастной группы. Что касается активности посещения, то здесь лидерами, безусловно, являются пользователи сети «В контакте» — 45% зарегистрированных на этом портале посещают его ежедневно, а 70% из них чаще, чем раз в день. Каждый третий участник «В контакте» тратит на одно посещение более получаса своего времени. Не отстают от них и пользователи сети «Мой мир», треть из которых (34%) ежедневно посещают «свой мир», а более половины из них (54%), делают это чаще чем раз в день. Социологи опросили российских интернет-пользователей об их отношении к платной регистрации и платных сервисах в социальных сетях. Как свидетельствуют данные опроса, большинство пользователей (82%) негативно относятся к введению платной регистрации в социальных сетях. Причём, если среди взрослых (старше 30 лет) участников преобладают сдержанные оценки «скорее негативно», то молодые люди (от 14 до 30 лет) чаще всего более категоричны и выражают своё отношение к платной регистрации как «очень негативное». 75% участников опроса заявили, что не готовы рассматривать вариант регистрации в социальной сети за деньги, 43% категорически не готовы платить деньги за создание аккаунта, а треть респондентов (32%) сообщили, что скорее не готовы. Лишь 5% респондентов не исключают для себя возможности зарегистрироваться в социальной сети за деньги. Аналогичная картина и с дополнительными сервисами, предоставляемыми администрациями социальных сетей своим участникам за деньги. Выяснилось, что различные коммерческие сервисы не слишком популярны среди завсегдатаев социальных сетей. Лишь двое из десяти (20%) респондентов ответили, что пользуются дополнительными платными возможностями социальных сайтов. Причём мужчины говорят об этом несколько реже, чем женщины (18% против 22%). Большинство респондентов (77%) ответили, что не готовы платить, чтобы получить Интересно, что две трети (68%) из тех, кто платит деньги за дополнительные сервисы, делают это практически бескорыстно, отправляя виртуальные подарки своим друзьям, чуть более трети (36%) украшают свои сообщения платными смайликами и картинками, пытаясь произвести особенное впечатление на виртуальных собеседников. Четверть (25%) пользователей платных услуг, не жалея средств, повышают свой рейтинг, столько же людей (25%) тратят финансы на то, чтобы выложить как можно больше фото- и видеоматериалов на всеобщее обозрение. Каждый пятый (20%) не может отказать себе в удовольствии поиграть в шпиона и платит деньги за активизацию режима «невидимка», позволяющего не только оставаться незамеченным на сайте, но и заходить инкогнито на персональные странички других пользователей. А 15% респондентов признаются, что готовы доплатить, чтобы их персональная страничка выглядела нестандартно. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||