Британские исследователи провели эксперимент по обучению добровольцев искусственно созданному специально для этих целей языку. Их целью было выяснить, что именно в языке делает возможным обучение ему и как могли возникать существующие на планете языки. Комментирует руководитель исследования Падрайк Монаган (Padraic Monaghan), профессор психологии Ланкастерского Университета (Lancaster University): «Слова в преобладающем большинстве случаев не звучат и, тем более, не могут выглядеть так же, как обозначаемый ими объект или понятие. Например, слово «микроорганизм» длинное, несмотря на то, что обозначаемые им существа являются микроскопическими, в то время как слово «кит» очень короткое, хотя обозначает существо огромных размеров. Тем не менее, во многих языках существуют так называемые «ниши систематичности». Например, многие слова, значение которых так или иначе связано с носом, в английском языке начинаются с букв sn. Во многих языках слова, обозначающие нечто громоздкое, называются словом, в котором есть гласный звук, произносящийся с участием задней части языка (например, o и гортанная a) — он обычно произносится долго, а для обозначения маленьких по размеру предметов — с участием передней части ротовой области (например, долгий и) — он обычно произносится кратко». Учёные попытались ответить на вопрос: являются ли такие свойства случайным совпадением или были положены в основу на ранних стадиях образования языка. Для этого они создали ряд искусственных языков с использованием компьютерных алгоритмов. Для большего понимания сути эксперимента руководитель исследования предлагает называть эти языки «инопланетными» — настолько значительно они отличаются по структуре от всех существующих на Земле. Часть из созданных программой и учёными языков выстроена по системе произношения. Иными словами, звучание такого языка воспринимается на слух как подчинение некоторой системе: например, объекты большого размера обозначаются длинными словами, маленькие — короткими и так далее. Другая часть искусственных языков была совершенно произвольной, то есть не имела никакой структуры в рамках соотнесения объектов и слов, их обозначающих. Участвовавшие в эксперименте добровольцы некоторое время обучались разным из созданных языков с использованием слов в паре с картинками. Затем исследователи меняли местами звуки внутри слов, создавая язык со словами, которые на одну половину были произвольны, на другую — подчинялись некой системе: например, слово, обозначающее большую вещь, — короткое, но с долгими гласными. Эксперимент показал, что такой смешанный язык давался для изучения значительно проще. Учёные делают вывод, что для того, чтобы тот или иной язык стал «изучаемым», необходима пропорция обоих факторов — и систематичности, и произвольности. Язык должен быть в значительной степени произвольным, так как, если слова, обозначающие похожие слова, будут и звучать похоже, то такие лексемы сольются или смешаются в процессе развития языка. Также было выяснено, что пять тысяч самых употребимых существительных и глаголов английского и французского языков имеют именно такой буквенно-звуковой состав. |
|