Исследование Левада-Центра: Российская молодёжь перестаёт смотреть телевидение

10.09.2009. 21:39
Аналитический центр Юрия Левады

Аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») представил результаты исследования «Российское телевидение и молодёжь», в котором анализировались изменения картины телесмотрения россиян разных возрастных групп в период 1990–2000-х годов.

По данным социологов, в сравнении с началом 2000-х годов к нынешнему времени снизилась доля россиян, смотрящих телевизор каждый день (хотя объём ежедневной телезрительской аудитории остаётся весьма внушительным). На протяжении предыдущего десятилетия, в 1990-х годах, ежедневная телеаудитория несколько увеличивалась, а относительный спад и возвращение к исходным показателям начались примерно после 2002 года (см. таблицы ниже).

Как указывают авторы исследования, особенно явно этот процесс — сокращение доли ежедневно смотрящих ТВ и рост доли вовсе не смотрящих его — происходил среди более молодых россиян, в особенности — среди самых молодых (до 24 лет). Напротив, среди зрелых и пожилых респондентов доля ежедневно смотрящих телевизор, и без того немалая, заметно увеличилась. При этом, фактор урбанизированности (тип поселений) не даёт значимых расхождений по данному показателю: доля ежедневно смотрящих в Москве — на уровне соответствующего показателя в малых городах и на селе. Скорее всего, разница здесь — не в частоте телесмотрения, а в количестве принимаемых каналов, включая платные кабельные и так далее, считают исследователи.

Социологи указывают, что нынешняя телепрограмма,то есть «повестка дня» и её единообразная базовая модель, представленная на основных трёх-четырёх общедоступных каналах — официальные и многократно повторяющиеся политические новости, плюс простые развлечения «для всех» в виде сериалов и эстрадных концертов с узким типовым набором певцов и юмористов (иными словами, Soft политика и Hard досуговые радости) — всё меньше удовлетворяет молодёжную аудиторию, хотя как будто бы ориентирована во многом именно на молодёжь. Вероятно, вследствие этого молодёжь частично переходит теперь на другие коммуникационные каналы, прежде всего — в Интернет. В сравнении с иными возрастными группами молодёжь чаще хочет видеть на экране не государственно-державные символы и ритуалы, да и вообще не политическую информацию, а передачи о любви и семье, науке и технике, мистику, спорт, отношения и секс, зарубежные — а не нынешние российские и не старые советские — фильмы и сериалы, мультфильмы. Авторы исследования считают, что Интернет сегодня предоставляет в этом плане гораздо больше возможностей. Причём, отмечают они, применительно к этой части молодёжи формулировка «смотреть телевизор» вообще начинает лишаться смысла: они пользуются Интернетом, в том числе — для получения видео-, равно как и аудиоинформации (просмотра или скачивания передач, фильмов, музыкальных клипов и так далее).

В отличие от нынешней модели российского телевидения на его основных каналах, Интернет (не говоря о тематическом, «стилистическом» и тому подобном многообразии), во-первых, ориентирован не на национальное сообщество (коллективное «мы»), а на открытые сообщества «своих», близких по интересам, но не ограниченных языком, эти сообщества живут в «другом» времени, не привязанном ко времени суток, суточной программе и так далее. Во-вторых, сегодняшнее российское ТВ подразумевает пассивного зрителя, тогда как Интернет предполагает не только значительно большую возможность выбора, но и принципиальную интерактивность. Можно предположить, что все эти отличительные свойства Интернета и формируемых с его помощью сообществ, типов и модусов общения (разнообразие выбора, не запрограммированность, социальная и культурная открытость, интерактивность) более значимы именно для молодёжи.

Результаты опросов в рамках исследования «Российское телевидение и молодёжь»

Как часто Вы смотрите телевизор?

19901994199619982002200520082009
Ежедневно или почти ежедневно8386878992898386
2–3 раза в неделю1287666118
1 раз в неделю21111122
1–3 раза в месяц11111111
Реже1221<1111
Практически никогда2133<1222
Число опрошенных16003000170018002000350015001600

Как часто Вы смотрите телевизор?

В% к возрастным группам

В целом по выборке15–24 года25–39 лет40–54 года55 лет и старше
1990200919902009199020091990200919902009
Ежедневно или почти ежедневно83868875898282887592
2–3 раза в неделю1281014911137164
1 раз в неделю2216123121
1–3 раза в месяц11141<1211<1
Реже11<1<111<113<1
Практически никогда22<11121243

Какое из следующих суждений Вам ближе?

В% к числу опрошенных

199220002007
Я практически не смотрю телевизор6612
Я смотрю только определённые передачи756868
Я смотрю по телевизору все подряд8911
Телевизор работает практически постоянно, даже если его никто не смотрит12158
Затрудняюсь ответить-21
Число опрошенных180010002700

Какое из следующих суждений Вам ближе?

В% к возрастным группам

В целом по выборке15–24 года25–39 лет40–54 года55 лет и старше
1992200719922007199220071992200719922007
Я практически не смотрю телевизор61361771841078
Я смотрю только определённые передачи76687363716179707775
Я смотрю по телевизору все подряд811812811810911
Телевизор работает практически постоянно, даже если его никто не смотрит117136141010965
Затрудняюсь ответить<11<12<11<11<11
Выходные сведенияИсследование Левада-Центра: Российская молодёжь перестаёт смотреть телевидение. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 10.09.2009. 21:39. URL: https://gtmarket.ru/news/culture/2009/09/10/2171

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.