Аналитический центр Юрия Левады («Левада-Центр») представил результаты исследования «Российское телевидение и молодёжь», в котором анализировались изменения картины телесмотрения россиян разных возрастных групп в период 1990–2000-х годов. По данным социологов, в сравнении с началом Как указывают авторы исследования, особенно явно этот процесс — сокращение доли ежедневно смотрящих ТВ и рост доли вовсе не смотрящих его — происходил среди более молодых россиян, в особенности — среди самых молодых (до 24 лет). Напротив, среди зрелых и пожилых респондентов доля ежедневно смотрящих телевизор, и без того немалая, заметно увеличилась. При этом, фактор урбанизированности (тип поселений) не даёт значимых расхождений по данному показателю: доля ежедневно смотрящих в Москве — на уровне соответствующего показателя в малых городах и на селе. Скорее всего, разница здесь — не в частоте телесмотрения, а в количестве принимаемых каналов, включая платные кабельные и так далее, считают исследователи. Социологи указывают, что нынешняя телепрограмма,то есть «повестка дня» и её единообразная базовая модель, представленная на основных трёх-четырёх общедоступных каналах — официальные и многократно повторяющиеся политические новости, плюс простые развлечения «для всех» в виде сериалов и эстрадных концертов с узким типовым набором певцов и юмористов (иными словами, Soft политика и Hard досуговые радости) — всё меньше удовлетворяет молодёжную аудиторию, хотя как будто бы ориентирована во многом именно на молодёжь. Вероятно, вследствие этого молодёжь частично переходит теперь на другие коммуникационные каналы, прежде всего — в Интернет. В сравнении с иными возрастными группами молодёжь чаще хочет видеть на экране не государственно-державные символы и ритуалы, да и вообще не политическую информацию, а передачи о любви и семье, науке и технике, мистику, спорт, отношения и секс, зарубежные — а не нынешние российские и не старые советские — фильмы и сериалы, мультфильмы. Авторы исследования считают, что Интернет сегодня предоставляет в этом плане гораздо больше возможностей. Причём, отмечают они, применительно к этой части молодёжи формулировка «смотреть телевизор» вообще начинает лишаться смысла: они пользуются Интернетом, в том числе — для получения видео-, равно как и аудиоинформации (просмотра или скачивания передач, фильмов, музыкальных клипов и так далее). В отличие от нынешней модели российского телевидения на его основных каналах, Интернет (не говоря о тематическом, «стилистическом» и тому подобном многообразии), во-первых, ориентирован не на национальное сообщество (коллективное «мы»), а на открытые сообщества «своих», близких по интересам, но не ограниченных языком, эти сообщества живут в «другом» времени, не привязанном ко времени суток, суточной программе и так далее. Во-вторых, сегодняшнее российское ТВ подразумевает пассивного зрителя, тогда как Интернет предполагает не только значительно большую возможность выбора, но и принципиальную интерактивность. Можно предположить, что все эти отличительные свойства Интернета и формируемых с его помощью сообществ, типов и модусов общения (разнообразие выбора, не запрограммированность, социальная и культурная открытость, интерактивность) более значимы именно для молодёжи. Результаты опросов в рамках исследования «Российское телевидение и молодёжь»Как часто Вы смотрите телевизор?
Как часто Вы смотрите телевизор?В % к возрастным группам
Какое из следующих суждений Вам ближе?В % к числу опрошенных
Какое из следующих суждений Вам ближе?В % к возрастным группам
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||