Международная благотворительная организация Charities Aid Formation совместно с исследовательской компанией Synovate Comcon представили исследование «Сострадание и спонтанность. Исследование массовых пожертвований в России в 2014 году». Ниже представлены основные результаты исследования, полный доклад доступен в приложении (см. файл PDF). В докладе представлены результаты исследования частных пожертвований граждан в благотворительные фонды и некоммерческие организации (НКО) за минувшие 12 месяцев. Исследование проводилось совместно с компанией Synovate Comcon среди взрослого городского населения в 15 городах России и строилось на комплексной методологии, сочетающей качественные и количественные методы (фокус-группы, личные интервью, социологические опросы). В докладе, опубликованном по результатам этого исследования, анализируются основные благотворительные привычки россиян: частота и размер пожертвований, способы совершения пожертвований, основные источники информации и приоритетные сферы помощи, а также барьеры и драйверы частной благотворительности. Результаты нынешнего исследования показали гораздо более высокую, чем обычно принято считать, вовлечённость россиян в благотворительность. Выяснилось, что более 40% населения (в абсолютных цифрах — 33 миллиона человек) совершали денежные пожертвования за последние 12 месяцев в благотворительные фонды и некоммерческие организации, и только около 20% населения не участвуют благотворительности ни в какой форме. Тем не менее, эти цифры меньше, чем в странах с развитой культурой благотворительности, по сравнению например с Великобританией, где 57% делают денежные пожертвования и США (66%). Наиболее активную социальную группу в сфере благотворительных пожертвований составляют люди в возрасте от 35 до 44 лет. Половина людей этого возраста пожертвовала деньги на благотворительность за последний год. Наименее активными являются люди в возрасте до 24 лет и старше 55 лет (32% и 31% соответственно жертвовали на благотворительность за последний год). При этом женщины помогают несколько активнее, чем мужчины: 49% женщин в сравнении с 34% мужчин совершали пожертвование за последний год. Женщины активнее также и в других форматах участия в благотворительности (оказание натуральной помощи, волонтёрство). Уровень образования также оказывает влияние на вовлечённость в благотворительность. Почти половина (48%) людей с высшим образованием пожертвовали на благотворительность за последний год; из людей со средним образованием — только 31%. Люди из категории с более высоким доходом с большей вероятностью окажутся донорами, чем с более низкими, но эта разница не является принципиальной. Средняя сумма, пожертвованная за год россиянином, который вовлечён в благотворительность, довольно значительна: почти 5 000 рублей. Исследование позволяет предположить, что только городское население России в год жертвует на благотворительность порядка 160 миллиардов рублей. Это огромная сумма, сопоставимая со вкладом государства, корпораций и крупных частных доноров в деятельность общественных организаций. В то же время эти пожертвования совершаются в большинстве случаев нерегулярно и спонтанно. Около половины всех жертвователей делали это реже чем раз в полгода, для 82% решение сделать пожертвование было сиюминутным. Таким образом, довольно широкий круг россиян имеет опыт пожертвований, но лишь у малой доли это стало частью образа жизни и осознанным шагом с расчётом на результат. Спонтанный характер пожертвований объясняет, почему самыми распространёнными способами их совершения являются SMS и ящики для пожертвований в общественных местах. Этим же объясняется относительно небольшой «средний чек» разового пожертвования: чаще всего респонденты выделяют суммы от 100 до 150 рублей, в последней ситуации пожертвования около 63% респондентов расстались с суммой до 500 рублей. Другой характерной особенностью частных пожертвований в России является удивительно узкий спектр проблем, на решение которых люди готовы давать деньги. Ведущие места занимают помощь детям и пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, а также взрослым, попавшим в трудную ситуацию. Все остальные проблемы набирают совсем немного голосов, тогда как, например, в Великобритании (где также регулярно проводится подобное исследование), несмотря на наличие проблем-лидеров, больше десятка других проблем набирают значимый процент сочувствующих. В целом исследование показало, что для частной благотворительности в России все ещё существует огромное количество барьеров, и люди испытывают много сомнений, принимая решение о совершении пожертвования. Наиболее важные из них связаны с недоверием к НКО и непониманием ценности их деятельности. У граждан превалирует стремление помогать напрямую, адресно, потому что для них это является хоть |
|
Файлы для загрузки: |
|
---|---|
PDF [961 Кб]
|
|