Международный исследовательский центр Гэллапа (Gallup International) опубликовал результаты глобального опроса жителей разных стран об их религиозной самоидентификации. Опрос проводился в январе 2012 года в рамках всемирного исследования «Глобальный барометр надежды и отчаяния» (Global Barometer on Hope and Despair), и в ходе него было опрошено более 50 тысяч человек из 59 стран мира. Российскую часть опроса проводила исследовательская компания «Ромир» — представитель Gallup International в России. В рамках глобального исследования жителям разных стран было предложено ответить на одинаковый вопрос: «Вне зависимости от того, посещаете ли Вы места общественного богослужения или нет, Вы считаете себя религиозным человеком, нерелигиозным человеком или убеждённым атеистом?» В каждой стране респондентов опрашивали по национальной вероятностной выборке с помощью личных, телефонных или он-лайн интервью. Как показали полученные результаты, больше половины жителей планеты (59%) считают себя религиозными людьми. Каждый пятый житель Земли (23%) назвал себя нерелигиозным человеком. Каждый восьмой опрошенный (13%) заявил, что является убеждённым атеистом. При этом наивысшая концентрация атеистов наблюдается в Восточной Азии — среди жителей Китая (47%) и Японии (31%). Россияне традиционно показали себя в вопросах веры среднестатистическими жителями планеты: 55% назвали себя религиозными людьми, 26% — нерелигиозными, а 6% — убеждёнными атеистами. При этом за семь лет с момента проведения аналогичного опроса индекс религиозности россиян понизился на 2%, а индекс атеизма вырос на те же 2%.
Вопреки расхожему мнению, различия по полу и возрасту в вопросе о религиозности оказались весьма незначительны — в пределах допустимой статистической погрешности. К числу действительно влияющих факторов относятся образование и доход. Так, среди граждан, не имеющих полного среднего образования, религиозными себя назвали 67%, а среди тех, у кого высшее образование — 52% опрошенных. Двое из трёх жителей планеты с низким уровнем дохода считают себя религиозными и лишь половина — среди тех, у кого доходы высокие и выше среднего. Соответственно и страны по уровню религиозности поделились на «богатых» и «бедных». Только Бразилия, Македония и Армения не относятся к группе беднейших стран мира. Небогатая Армения является первой страной в мире, где христианство в начале IV века было принято в качестве официальной государственной религии. А Бразилия покинула лагерь бедных стран 15 лет назад. Во второй десятке «самых религиозных» стран мира: Грузия, Пакистан, Афганистан, Молдова, Колумбия, Камерун, Малайзия, Индия, Польша, Южный Судан. Из них только Польша и Колумбия являются странами со средним уровнем экономического развития. В числе стран с самой большой долей атеистов оказались в основном экономически процветающие страны, как например, Япония, Чехия, Франция, Германия, Нидерланды, Австрия, Австралия. Только Китай, где доля атеистов составляет почти половину (47%) населения, не относится к группе самых богатых стран мира. В то же время следует учитывать, что в Китае религиозность официально не приветствуется. Ещё семь стран — Канада, Испания, Швейцария, Гонконг, Швеция, Бельгия — имеют долю атеистов в 1,5 раза выше среднемировой. Все они относятся к «клубу» самых богатых стран мира. Исследование выявило интересные различия между представителями разных конфессий. Так, по сравнению с мусульманами и иудеями, среди христиан число людей, относящих себя к «религиозным», выше. Интересно, что среди наиболее религиозных стран оказалось много православных — Сербия, Македония, Грузия, Румыния и Молдова. Самый же высокий процент религиозных людей был выявлен среди индуистов.
В России показатели религиозности оказались следующими: 55% религиозных, 26% нерелигиозных, 6% атеистов и 13% затруднившихся с ответом. При этом следует заметить, что доля россиян называющих себя религиозными за последние семь лет, с момента последнего аналогичного опроса, практически не изменилась. В 2005 году религиозными себя считали 57% россиян, а атеистами называли себя 4% населения. В целом по миру наблюдается тенденция значительного снижения доли религиозного населения. В среднем за последние семь лет число называющих себя религиозными людьми сократилось на 9%. А в некоторых странах это снижение составило порядка 20%, как например, во Франции, Швейцарии, Южной Африке. Значимый рост (на 4–6%) доли религиозных граждан произошёл за последние семь лет только в Македонии, Сербии, Румынии, Молдове, Пакистане и Малайзии. Но индекс религиозности в этих странах и в 2005 году был выше 70–75%. Комментирует Андрей Милехин, президент холдинга «Ромир», директор-координатор Gallup International WIN по России, СНГ и Восточной Европе: «График соотношения богатства страны и уровня её духовности оказался вполне закономерным, хотя и не обошёлся без исключений. Как мы видим, в лагере наиболее религиозных оказались в основном самые бедные страны. Вера, видимо, помогает переносить тяготы и невзгоды повседневной жизни. Зато большинство стран с высоким уровнем экономического развития не смогли перешагнуть серединную отметку шкалы религиозности. Исключение здесь составили Италия и США, где вопросы веры возведены практически в государственную традицию. Любопытно понаблюдать, как расположились в общемировом рейтинге страны БРИК — они образовали некий коридор, на «религиозном» конце которого расположились индусы и бразильцы, а на «атеистическом» — китайцы. И Россия Комментирует Юлия Синелина, доктор социологических наук, руководитель отдела социологии религии Института социально-политических исследований Российской Академии наук (ИСПИ РАН(: «Вывод о том, что «бедные» страны более религиозны, чем «богатые», конечно, имеет основания, весьма популярен и уже неоднократно был озвучен. Особенно этот тезис работает в самых «бедных» странах. Но, что касается европейских стран, всё же стоит учитывать культурные и исторические особенности. Например, в протестантских странах уже несколько десятилетий доля нерелигиозных людей существенно выше, чем в католических. Исключение из этого правила — Франция — имеет свою историческую специфику. В тренде снижающейся религиозности в протестантских странах, вероятно, стоит рассматривать и снижение доли религиозных людей в США и Швейцарии. Сам по себе факт снижения религиозности в США очень интересен, поскольку длительное время Соединённые Штаты были главным исключением из вышеуказанного правила — чем «беднее, тем религиознее», — что служило одним из доводов против всей теории секуляризации. Европейские и американские социологи на протяжении последних 20 лет прогнозировали, что вслед за секуляризацией северных протестантских стран последует секуляризация Средней Европы, а затем и Южной. Возможно, данные о снижении религиозности в Германии, Швейцарии и Австрии свидетельствует об этом процессе. Важное значение для уровня религиозности имеет и ситуация, когда религия является определяющим фактором самоидентификации в условиях сложной политической и межконфессиональной ситуации либо на границах страны, либо внутри неё, как это происходит в Сербии, Македонии, Ираке и Пакистане. Иначе говоря, ситуация потенциальных или реальных межрелигиозных конфликтов, существование на линии религиозного фронтира с некой «враждебной» культурой, как правило, влияет на повышение уровня религиозности. В таких условиях длительное время существовала и Польша, и до сих пор она одна из самых религиозных стран Европы». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||