Олег Игоревич Генисаретский:
О проектности

Олег Игоревич Генисаретский (1942–2022) — российский философ, методолог, доктор искусствоведения. Заместитель директора Института человека Российской Академии наук. Главный научный сотрудник Института философии Российской Академии наук. Проектный аналитик Института муниципального и регионального партнёрства. Руководитель Центра синергийной антропологии Высшей школы экономики. Лауреат государственной премии в области литературы и искусства 1997 года. Автор многочисленных работ в области искусствоведения, системо-деятельностной методологии, гуманитарного развития, культурной и религиозно-философской проблематики.

I

Мы живём во время массовой проектной культуры. Проектность — присуща не только деятельности проектирования (как её функциональный результат), но также языку, культуре, среде человеческого обитания… и всем вообще мыслимым, сознаваемым и предощущаемым возможным мирам. Проектность — это интенциональная, рефлексивно-коммуникационная реализация корневой устремлённости жизни/деятельности человека и того осевого времени, в котором она, импульсируя, продвигается.

II

Профессиональной самоценностью и сверхзадачей проектных коммуникаций и рефлексий является поддержание достаточной проектной готовностью к развитию (каждой из значимых областей деятельности, любого из приемлемых жизненного мира). Стратегическая целесообразность разворачивания проектных практик — в продвижении проектных сервисов до состояния проектной готовности к обеспечению каждой признанной значимой инициативы функционально эффективными и социально приемлемыми предпринимательскими схемами.

III

Проектной является та культура, в рамках которой присущая ей проектность реализуется сознаваемо и непреткновенно, рефлексивно и спонтанно.

Для стратегической перспективы организации жизни и деятельности значимы:

  • проектная разметка пространств жизни и деятельности;
  • прозрачность (не только проектных деяний, но и намерений);
  • самоподобие, благодаря которому каждый проект сам описывает свой смыл и условия присущей ему проектности.

Проектно-стратегически предпринимаемое развитие приемлемо, если оно удовлетворяет условию непонижения достигнутого ранее уровня развитости.

Можно показать, что этот критерий проектной приемлемости предполагает принятие ряда принципов сохранения. В том числе:

  • исторической судьбы;
  • культурно-ценностного наследия;
  • антропологической идентичности (самоподобия) и развитости.

Для проектного управления характерно не только то, что в нём все решения принимаются путём разработки и согласования тех или иных проектов, но что оно одновременно является и публичным, — то есть основывающимся на экспонировании, открытом обсуждения и одобрении принимаемых проектов [решений].

IV

Известно, что принципы сохранения созначны с теми или иными принципами симметрии (в свою очередь, являющейся одним из проявлением пространственности). Поэтому предикат пространственности в рамочном концепте пространственного развития можно понимать как основание, отсылающее нас к сохранению развитости и возможности развития. Тем самым можно считать, что развитие происходит от развитости, питается развитостью, а не только стремится к ней.

V

Не есть ли развитость то же самое, что совершенство, акмэ? Если так, то стратегическое искусство — это акмеистика и растёт оно на почве акмеопрактик.

Выходные сведенияГенисаретский О. И. О проектности. 14–15 марта 2001 года. // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 27.07.2009. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/6119

Публикации по теме

Новые статьи

Популярные статьи

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.