![]() Пётр Щедровицкий — российский методолог, основатель и руководитель Школы культурной политики. Способствовал введению в оборот современных дискуссий таких понятий как «Культурная политика», «Русский мир», «Гуманитарные технологии» (совместно с Е. Островским), «Геоэкономический баланс» (совместно с В. Княгининым), «Антропоструктуры» и «Антропоток» (совместно с С. Градировским). Последовательно развивал представления о рамочных техниках мышления и ресурсном подходе. Консультировал ряд политических деятелей, партий и государственных структур. Участвовал в разработке стратегий развития ряда российских территорий. С 1989 года создаёт Школу культурной политики, независимую корпорацию, являющуюся, по замыслу, прообразом университета будущего. Пётр Щедровицкий утверждает, что общий проект российского общества появится как результат свободной конкуренции разных проектов. Интервью записано в ноябре 1998 года. Беседу вели Лина Калянина и Дан Медовников. | |
Вопрос: В списке ваших публикаций представлен широкий спектр тем — от геологии и детской психологии до рефлексивной философии и культурной политики. Чем же вы Пётр Щедровицкий: Нет, Вопрос: Вы работали в московском методологическом кружке, одним из основателей которого был ваш отец Георгий Петрович Щедровицкий. К какой философской традиции принадлежал кружок, связан ли он с русской философией начала XX века или это Пётр Щедровицкий: И да, и нет. Был очевидный разрыв в 1930–1940- годы. Наверное, работы Лосева В конце Очень часто говорят, что все эти философские разработки были в духе социализма. Это правильно, но слишком плоско. Потому что, если мы не учтём необходимости создания этих котурнов наряду с собственным творчеством, мы не поймём, что они делали. Они очень интенсивно работали и, главное, очень плотно взаимодействовали друг с другом, причём не только философы, но и социологи, психологи, языковеды, то есть практически весь гуманитарный круг. До некоторой степени они определили тот язык, на котором сегодня говорят социально-гуманитарные науки в России. Я имею в виду научный язык, некую систему понятий и категорий. Вопрос: В частности, в отечественный гуманитарный обиход была введена категория проективности мышления… Пётр Щедровицкий: Для меня очевидно, что мышление не нужно, если нет проблемы будущего. Ещё жёстче — будущее только и доступно нам через форму мышления, потому что будущее нельзя ни понять, ни тем более чувственно схватить. Его нет. И чтобы будущее появилось, нужна специальная интеллектуальная функция. Эта функция и есть мышление. И поэтому проектная составляющая мышления присутствует вместе с появлением мышления, а исследовательская, познавательная его часть это вообще очень маленький кусочек, такой, если хотите, оазис, созданный в Вопрос: В экономической теории проективный подход тоже существует, можно вспомнить Шумпетера… Пётр Щедровицкий: Не только Шумпетера, но и Ланге, Менгера, Мизеса, вообще всю австрийскую субъективную школу. Что утверждала субъективная школа? Упрощая, можно сказать: она утверждала, что поведение человека на рынке есть проекция его видения будущего. Отсюда это, может быть, не совсем точное название «субъективная школа». Дело не в том, что она субъективная, дело в том, что она вводит в рассмотрение фактор будущего, а следовательно, относительной стоимости. И выясняется, что разные люди, поскольку у них разные концепции будущего, дают разные оценки, пользуются разными системами мер и весов. И один будет одним образом себя вести на рынке, а другой — другим. Возникает ситуация, когда появляется несколько агентов с разными картинками будущего. Кстати, если мы пользуемся шумпетеровским понятием предпринимателя, надо сказать, что предпринимательство у нас в Вопрос: Одна из главных причин нынешнего системного кризиса — отсутствие в России «критической массы» предпринимателей, главная задача которых — проектирование будущего? Пётр Щедровицкий: Брать напрокат простые конструкции гораздо легче, чем сложные. «Системный кризис» из их числа, кризис не может быть системным. В действительности одна системная организация распадается, а вторая формируется, и материал одной становится материалом другой. Самая большая проблема возникает, когда мы старые элементы начинаем оценивать с точки зрения их возможных функций в новом целом. Вопрос: И Пётр Щедровицкий: Наше государство — банкрот, и не видно особых возможностей выйти из ситуации путём чисто государственной мобилизации. У неё нет оснований. Есть протогосударственная форма, которая не обладает не только легитимностью (бог с ней, с легитимностью), она не обладает самосознанием. Но зацикливаться на том, что государства нет или оно «не такое», неперспективно. Ведь в этот момент рядом Отделение общества от государства процесс многослойный. Потому что одно дело, когда речь идёт о предпринимательском сословии, другое дело, когда речь идёт об учителях, которые как получали зарплату из бюджета, так и продолжают её получать. И что в этом смысле означает для них отделение от государства? Совершенно очевидно, что идёт процесс реинституционализации церкви и религиозного сознания. Параллельно идёт процесс реинституционализации семьи, в том числе Такие новые социальные структуры должны осознать, что они могут быть учредителями нового государства. Пока мы не дошли до фазы учредительства. У нас есть представительная и исполнительная власть, но нет учредительной. Старый русский спор по поводу учредительного собрания, для чего оно нужно… Как для чего? Да чтобы, если хотите, по Руссо, заключить общественный договор. Должен произойти акт перехода от множества общественных единиц к учреждению государства. Причём последнее должно быть реальностью легитимного авторитета, а не узаконенного насилия. Иначе общество начнёт уходить либо во внутреннюю эмиграцию, либо в прямой конфликт. Вопрос: В России старая государственная система практически разрушена, а новая пока не появилась, класс предпринимателей не сформирован. Значит, сегодня на авансцене должен оказаться не предприниматель, не управленец, а Пётр Щедровицкий: Мне удобнее работать в том треугольнике, который я обсуждаю обычно. Это предпринимательство, управление и культурная политика. Культурная политика — это создание пространства для рождения культуры новых смыслов, новых норм, новых рамок поведения. Это своеобразное повивальное искусство: культурный политик не проектирует будущее за других, а создаёт условия для рождения чужих проектов. Это тот тип проектной деятельности, который возникает из понимания специфики человека. Можно заставить человека нечто делать, но нельзя заставить его хотеть делать. В этом смысле его нельзя заставить творить. Творить он всегда будет сам. Он всегда будет принимать некое самостоятельное автономное решение в границах тех норм, представлений и смыслов, которые он вырабатывает. Кант писал, что «культура есть единственное подлинное пространство человеческой свободы». Я считаю, что центр развития лежит в области культурной политики. Именно она является управляющей по отношению к предпринимательству и государству. И те предприниматели, которые поймут, что они могут быть культурными политиками и могут использовать как ресурс предпринимательства, так и ресурс государственного и корпоративного управления, они и будут представлять собой лицо страны в мире. | |