Борис Васильевич Сазонов — российский методолог, специалист по теории и прикладным проблемам проектной деятельности, социологии общественного обслуживания в городах и городскому управлению, инновационным процессам в организациях, кандидат философских наук, автор более 100 научных публикаций. |
|
АннотацияРазличные программы территориального развития, включая стратегические, практически вытеснили сегодня традиционные генеральные планы развития городов и иных поселений в России. Это вполне объяснимо, так как на смену жёсткому государственному планированию и детальному нормированию систем городского жизнеобеспечения пришла рыночная экономика. Предполагается, что в ней, в условиях отсутствия фатального для социализма дефицита, конкурирующие предприниматели заполнят рынки товарами и услугами в более чем нужном количестве и отличного качества, а инвесторы вдохнут новую жизнь в старые предприятия и будут создавать с выгодой для города новые. Городу же останется лишь регулировать тип застройки на разных территориальных участках, а далее налоговыми и другими мерами стимулировать или, напротив, препятствовать появлению тех или иных претендентов на эти участки, собирать налоги с населения и предпринимателей и за счёт этого финансировать бюджетную сферу, а также поддерживать социально слабые слои населения. Эта радужная картина для подавляющего большинства муниципальных образований оказалась совершенно далека от реальности, поскольку коммерция если и разворачивалась, то совсем не так, как об этом мечталось, а производители совершенно не собирались становиться благодетелями муниципалитетов, часто наживаясь за счёт разрушения доставшегося им даром производства. Идиллическое состояние законной безответственности муниципальных властей за то, что делается на территориях, оказалось под вопросом, поскольку некуда деть жителей, которые не только не платят долгожданные налоги, но ещё сами и их дома с коммуникациями и дороги нуждаются в помощи. В этой ситуации начали во множестве плодиться различные программы развития территорий. Это могут быть как отраслевые программы экономического роста, так и основанные на внеэкономических факторах, которые в мире признаны в качестве двигателей развития, а также претендующие на комплексность стратегические программы территориального развития. Появлению таких программ и утверждению их формата и стилистики способствуют различные зарубежные фонды, поскольку сами территории, как правило, не имеют денег на их разработку. Однако многочисленные трудности муниципальных образований имеют принципиальный характер и не могут быть разрешены за счёт принятия очередных административных распоряжений и иных мер, которые бы повысили кооперацию заинтересованных сторон, а также доработки существующих программ в сторону их большей детализации и технологизации. Нынешние трудности, с которыми сталкиваются в России и территориальные власти, и публичные организации, обеспечивающие общественные интересы, и бизнес, и так называемый простой народ не могут быть преодолены при сохранении единственного центра управления территорией, её развитием. Нужны новые модели управления и новые механизмы их конституирования. |
|