Наименование: | Автокоммуникация (образовано от греческого слова: αὐτός — сам; латинского слова: communication — связь, сообщение; буквально: общение с самим собой). |
Определение: | Автокоммуникация — это форма коммуникации, которая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем и получателем сообщения. |
Раздел: | Концепты психологического дискурса Концепты культурного дискурса Концепты коммуникационного дискурса |
Дискурс: | Культура Коммуникация Философия |
Связанные концепты: | Мышление Язык Язык индивидуальный |
Текст статьи: © М. А. Можейко. А. С. Бергман. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Автокоммуникация — это форма коммуникации (см. Коммуникация), которая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем и получателем сообщения. Феномен автокоммуникации, исходным условием которого является ситуация совпадения адресата и адресанта сообщения, сопровождает любую человеческую деятельность в виде внутренней речи, функционально и структурно обособленной от внешней речевой активности (например, внутренний монолог или диалог), но может протекать Термин «автокоммуникация» введён Механизм передачи информации в системе « Благодаря автокоммуникации в рамках отдельного сознания происходят взаимодействия между такими измерениями времени как настоящее, прошедшее и будущее. При этом, автокоммуникационное взаимодействие с самим собой (например, в форме саморефлексии) может происходить не только на уровне сознания в настоящем времени, но, в предельном своём выражении, может доходить до уровня диалога сознания с бессознательным (трансцендентальная функция в теории Юнга). В диалоге сознания с бессознательным взаимодействие чаще всего происходит между Применительно к широкому социокультурному контексту, по мнению Лотмана, могут быть выделены как культуры, в рамках которых в качестве типового функционирует информационный процесс, организованный по принципу « Предложенная Лотманом модель автокоммуникации как типичная для «культур-грамматик» весьма операциональна и без редуцирующих потерь апплицируется на конкретно-исторический материал. Так, в свете проблемы становления философского мышления как культурного феномена концепция автокоммуникации позволяет интерпретировать античную культуру как «культуру грамматик» с доминированием автокоммуникации, что и стимулировало оформление в её основоположениях идеала вариабельности и нормативной плюральности авторских философских моделей в отличие от традиционной восточной культуры как «текстовой». Концепция Лотмана приобретает особую значимость при погружении её в контекст проблематики философии постмодерна: феномен «деконструкции текста» (Ж. Деррида), «означивания» как текстопорождения (Ю. Кристева) и другие процедуры смыслопорождающего структурирования и центрации текста, фундированные презумпцией «смерти автора» (Р. Барт) и идеей Читателя как «источника смысла» (Дж. X. Миллер), фактически могут быть описаны как протекающие в режиме и посредством механизма автокоммуникации. | |
Библиография | |
---|---|
| |